Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2007 г. N 8453/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Балахничевой Р.Г., Прониной М.В.
рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю (ул. Дзержинского, 41, г. Хабаровск, 680000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 24.05.2006 по делу N А73-145/2006-25 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.04.2007 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Энергия" к Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому управлению администрации Солнечного муниципального района о взыскании 39687 рублей расходов, связанных с представлением в 2005 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Закона Российской Федерации "О милиции".
Суд установил:
до принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, увеличил исковые требования до 46980 рублей 43 копеек.
Решением суда первой инстанции от 24.05.2006 исковые требования удовлетворены: с Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 46980 рублей 43 копейки расходов. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.12.2006 решение отменено. С казны Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края взыскано 46980 рублей 43 копейки расходов. В иске к остальным ответчикам отказано.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 28.04.2007 отменил постановление суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставил в силе.
Заявитель (Минфин России) просит об отмене решения и постановления суда кассационной инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.
Истец в 2005 году во исполнение договора от 15.07.2004, заключенного с МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Солнечного района", и на основании Закона Российской Федерации "О милиции" за счет собственных средств предоставил льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг участковым милиционерам, проживающим в Солнечном районе Хабаровского края.
Не возмещение истцу расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения с настоящим иском.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации "О милиции" (в редакции, действовавшей в спорный период) участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.
При этом источник финансирования льгот для сотрудников милиции законодателем не установлен.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации, таких расходов.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что в 2005 году денежные средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета Хабаровскому краю не передавались.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "О милиции", суд возложил ответственность за причиненные истцу убытки на казну Российской Федерации в лице Минфина России.
Довод заявителя о том, что в обязательстве по возмещению расходов истца на предоставление льгот участковым уполномоченным милиции состоит субъект Российской Федерации, является необоснованным. В силу пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 24.12.2004) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка.
Имеются в виду пункты 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а не пункты 2 и 5 статьи 26.2.
Статья 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением участковым уполномоченным милиции, работающим в сельской местности и поселках городского типа, и членам их семей, проживающих с ними, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Поэтому финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как обязательство, возникшее в результате принятия федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А73-145/2006-25 Арбитражного суда Хабаровского края для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 24.05.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.04.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2007 г. N 8453/07
Текст определения официально опубликован не был