город Ростов-на-Дону |
|
08 апреля 2014 г. |
дело N А32-14321/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.
при участии:
от ООО "РН-Краснодарнефтегаз": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2014 по делу N А32-14321/2013, принятое судьей Гладковым В.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РН-Краснодарнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 23.04.13 N 05-99-25-ЭН-3 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 000 руб. за правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 8.9 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью наличия в деяниях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.9 КоАП РФ. Также суд пришел к выводу о невозможности применения в рассматриваемом случае положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на то, что суд не обосновал применение к обществу административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 400 000 рублей. При назначении наказания не учтены положения статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 14.01.2013 N 01-04-20/17 в отношении ООО "РН-Краснодарнефтегаз" (ИНН 2309095298) проведена проверка с целью контроля за соблюдением Обществом природоохранного законодательства.
По результатам проведённой проверки составлен Акт от 25.03.2013 года N 05-99-17-ЭН-1, в котором отражены следующие выявленные нарушения.
Нефтешламовые амбары N 1 и N 2 представляют собой буферные пруды-накопители с земляным дном. Срок ввода в эксплуатацию - 1955 год. Эксплуатация заключалась в хранении отходов нефтедобывающего производства Абино-Украинского месторождения, накопленных до 1991 г. По периметру амбаров выполнено обвалование для защиты окружающей среды. Суммарная площадь 0,25 га.
Согласно мониторингу за 1 полугодие 2012 года прослежена динамика загрязнения грунтовых вод и почв нефтепродуктами. В апреле 2012 г. в скважине N 1 зафиксировано 100% загрязнение грунтовой воды нефтепродуктом. При отборе проб было отмечено, что проба грунтовой воды визуально загрязнена нефтепродуктами. Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя. С точки зрения санитарно-гигиенической оценки, сложившуюся ситуацию можно отнести к экологическому бедствию.
В скважине N 2 по полученным данным концентрация нефтепродуктов в грунтовой воде составила 79,2 мг/л, что превышает ПДК в 792 раза. Проба грунтовой воды визуально загрязнена нефтепродуктами. Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя.
В мониторинговой скважине N 6 выявлено повышенное содержание нефтепродуктов. Концентрация превысила предельно-допустимую в 30 раз. Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя.
В мониторинговой скважине N 2 выявлено превышение ПДК по показателям: толуол - 132 ПДК, этилбензол - 401 ПДК, ксилол - 596 ПДК, хлориды - 1,0 ПДК, фенольный индекс - 2,2 ПДК. По другим исследуемым показателям превышений ПДК не было выявлено. Сложившаяся ситуация связана с наличием большого содержания нефтепродуктов в скважине. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В мониторинговой скважине N 3 выявлено превышение ПДК по следующим показателям: толуол - 2196,2 раз, этилбензол в 6390 раз, ксилол в 650 раз, хлориды - 1,6 раз. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В мониторинговой скважине N 4 выявлено превышение ПДК по следующим показателям: толуол - 110,8 раз, этилбензол в 5130 раз, ксилол в 938,6 раз. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В мониторинговой скважине N 5 выявлено превышение ПДК по следующим показателям: этилбензол, ксилол. Превышение ПДК составило в 1955 раз, в 647,2 раза соответственно. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В фоновой скважине концентрации толуола, этилбензола, ксилола превышают предельно-допустимую. Содержание остальных исследуемых компонентов находятся в пределах нормы. Грунтовые воды на территории нефтешламовых амбаров N 1,2 относятся к категории сильного загрязнения, и не могут быть рекомендованы для использования в питьевых и культурно-бытовых целях.
2 УПСН "Ново-Украинская" можно оценить как "Экологическое бедствие". Средняя концентрация нефтепродуктов в почве составила 16113,4 мг/кг, что превышает ПДУ в 16 раз.
Содержание нефтепродуктов в почвах значительно увеличилось, что возможно связано с изменением уровня грунтовых вод. Технические характеристики нефтешламовых амбаров, механический состав почв указывают на возможность перемещения загрязнения по профилю.
Состояние грунтовых вод на территории нефтешламовых амбаров оценивается как "Чрезвычайно опасное". По полученным данным в скважине N 1 зафиксировано 100 % загрязнение грунтовой воды нефтепродуктом. При отборе проб было отмечено, что проба грунтовой воды визуально загрязнена нефтепродуктами. В ходе лабораторного анализа грунтовых вод скважины N 1 остальные исследуемые компоненты не удалось определить из-за большого содержания нефтепродуктов в грунтовой воде.
В скважинах N 2, N 6 обнаружено большое содержание нефтепродуктов, концентрации составили 79,2 мг/л и 3,0 мг/л при ПДК 0,1 мг/л. Данная ситуация вероятно сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя. Грунтовые воды в скважинах N 3, 4, 5 не загрязнены нефтепродуктами, содержание их не обнаружено.
В ходе лабораторного анализа грунтовых вод было выявлено превышение концентраций в десятки и сотни раз по показателям: толуол, этилбензол, ксилол в мониторинговых скважинах N 2, 3, 4, 5. В скважине N6 содержание ксилола не обнаружено, концентрация этилбензола 0,004 мг/л, при ПДК 0,1 мг/л, а концентрация толуола превышает ПДК в 138 раз. Состояние почвенного покрова на территории амбаров оценивается как "Чрезвычайно опасное". В результате работ выявлено, что превышение ПДУ отмечается в 70% проб почв по нефтепродуктам. Средняя концентрация нефтепродуктов в почве в апреле 2012 г составила 16113,4 мг/кг, что превышает ПДУ в 16 раз. Концентрации варьируют от 250 мг/кг до 75945 мг/кг, при ПДУ 1000 мг/кг.
Сравнивая с обследованием 2010 года, содержание нефтепродуктов в почвенном покрове осталось практически на том же уровне, имеется незначительное снижение концентрации.
Согласно мониторинга за II полугодие 2012 года прослежена динамика загрязнения грунтовых вод и почв нефтепродуктами. В ноябре 2012 г. в скважине N 1 зафиксировано 100% загрязнение грунтовой воды нефтепродуктом. При отборе проб было отмечено, что проба грунтовой воды визуально загрязнена нефтепродуктами. Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя. С точки зрения санитарно-гигиенической оценки, сложившуюся ситуацию можно отнести к экологическому бедствию.
В скважине N 2 по полученным данным концентрация нефтепродуктов в грунтовой воде составила 25,1 мг/л, что превышает ПДК в 251 раза. Проба грунтовой воды визуально загрязнена нефтепродуктами. Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя.
В мониторинговой скважине N 6 выявлено повышенное содержание нефтепродуктов. Концентрация превысила предельно-допустимую в 35 раз. Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя.
В ноябре 2012 г. в скважине N 1 обнаружено большое содержание нефтяных углеводородов. В ходе лабораторного анализа не удалось выделить водную фракцию из пробы, отобранной в мониторинговой скважине. Территория около скважины загрязнена нефтепродуктами.
В скважине N 2 выявлено превышение ПДК по показателям: толуол - 99 ПДК, этилбензол -343 ПДК, ксилол - 604 ПДК. По другим исследуемым показателям превышений ПДК не было выявлено. Сложившаяся ситуация связана с наличием большого содержания нефтепродуктов в скважине. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В скважине N 3 выявлено превышение ПДК по следующим показателям: толуол - 1098,6 раз, этилбензол в 377 раз, ксилол в 322 раз. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В мониторинговой скважине N 4 выявлено превышение ПДК по следующим показателям: толуол - 64 раз, этилбензол в 4180 раз, ксилол в 669 раз. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В мониторинговой скважине N 5 выявлено превышение ПДК по следующим показателям: этилбензол. Превышение ПДК составило в 1183 раза. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В районе мониторинговой скважине N 6 отмечено превышение ПДК по показателю -толуол. Превышение составило 23 ПДК. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В фоновой скважине концентрации толуола, этилбензола, ксилола превышают предельно-допустимую. Превышение составило 43 ПДК, 945 ПДК, 718 ПДК соответственно. Содержание остальных исследуемых компонентов находятся в пределах нормы. Грунтовые воды на территории нефтешламовых амбаров N 1,2 относятся к категории сильного загрязнения, и не могут быть рекомендованы для использования в питьевых и культурно-бытовых целях.
Состояние почвенного покрова на территории нефтешламовых амбаров N 1, 2 У ПСИ "Ново-Украинская" можно оценить как "Экологическое бедствие". Средняя концентрация нефтепродуктов в почве в ноябре составила 12971,3 мг/кг, что превышает ПДУ в 13 раз.
Состояние грунтовых вод на территории нефтешламовых амбаров оценивается как "Чрезвычайно опасное". По полученным данным в скважине N 1 зафиксировано 100 % загрязнение грунтовой воды нефтепродуктом. При отборе проб было отмечено, что проба грунтовой воды визуально загрязнена нефтепродуктами. В ходе лабораторного анализа грунтовых вод скважины N 1 остальные исследуемые компоненты не удалось определить из-за большого содержания нефтепродуктов в грунтовой воде.
В скважинах N 2, N 6 обнаружено большое содержание нефтепродуктов, концентрации составили 25,1 мг/л и 3,05 мг/л при ПДК 0,1 мг/л. Данная ситуация вероятно сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя. Грунтовые воды в скважинах N 3, 4, 5 не загрязнены нефтепродуктами, содержание их не обнаружено.
В ходе лабораторного анализа грунтовых вод было выявлено превышение концентраций в десятки и сотни раз по показателям: толуол, этилбензол, ксилол в мониторинговых скважинах N 2, 3, 4, 5. В скважине N 5 концентрации толуола и ксилола не обнаружены, содержание этилбензола превышает ПДК в 1183 раза. В скважине N6 содержание ксилола не обнаружено, концентрация этилбензола 0,006 мг/л, при ПДК 0,1 мг/л, а концентрация толуола превышает ПДК в 23 раза.
Согласно заключения по результатам геологического мониторинга нефтешламового амбара N 1 УПСН "Бугундырь" ООО "РН-Краснодарнефтегаз" ЦПНГиВ N 3 Краснодарский край, Абинский район.
Нефтешламовый амбар N 1 площади Бугундырь представляет собой буферный пруд-накопитель с земляным дном. Срок ввода в эксплуатацию - 1955 год. Эксплуатация заключалась в хранении отходов нефтедобывающего производства Ахтырско-Бугундырского месторождения, накопленных до 1991 г. По периметру амбаров выполнено обвалование для защиты окружающей среды. Площадь объекта 1,32 га.
Согласно мониторингу за I полугодие 2012 года прослежена динамика загрязнения грунтовых вод и почв нефтепродуктами. В апреле 2012 г. в скважине N 1 выявлено превышение ПДК по показателям: толуол - 216 ПДК, этилбензол -575 ПДК, ксилол - 342 ПДК. Сложившуюся ситуацию можно объяснить следствием нефтепродуктового загрязнения предыдущих годов. По другим исследуемым показателям превышений ПДК не выявлено.
В скважине N 2 выявлено превышение ПДК по толуолу - в 108 раз. При обследовании грунтовой воды из скважины N 2 в апреле 2012 г. превышений по другим показателям не выявлено.
В мониторинговой скважине N 3 выявлено превышение ПДК по следующим показателям: толуол 50,24 ПДК. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В мониторинговой скважине N 4 выявлено превышение ПДК по следующим показателям: толуол - 90 ПДК. Сложившуюся ситуацию можно объяснить следствием нефтепродуктового загрязнения предыдущих годов, либо присутствием значительного содержания нефтяных углеводородов в почвенном покрове. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В фоновой скважине выявлено превышение ПДК по показателю толуол - 36,7 ПДК. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
Почвенный покров на территории амбара сильно загрязнен. Средняя концентрация нефтепродуктов в почве на апрель 2012 г. составила 1945,5 мг/кг., что превышает предельно-допустимый уровень в 1,9 раз.
Согласно мониторингу за II полугодие 2012 года прослежена динамика загрязнения грунтовых вод и почв нефтепродуктами. В ноябре 2012 г. в скважине N 1 выявлено превышение ПДК по показателям: толуол - 33 ПДК, этилбензол -312 ПДК, ксилол - 122 ПДК. Сложившуюся ситуацию можно объяснить следствием нефтепродуктового загрязнения предыдущих годов. По другим исследуемым показателям превышений ПДК не выявлено.
В скважине N 2 выявлено превышение ПДК по толуолу - в 47 раз. При обследовании грунтовой воды из скважины N 2 в ноябре 2012 г. превышений по другим показателям не выявлено.
В мониторинговой скважине N 3 выявлено превышение ПДК по следующим показателям: толуол 56,6 ПДК. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В мониторинговой скважине N 4 выявлено превышение ПДК по следующим показателям: толуол - 28 ПДК. Сложившуюся ситуацию можно объяснить следствием нефтепродуктового загрязнения предыдущих годов, либо присутствием значительного содержания нефтяных углеводородов в почвенном покрове. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
В фоновой скважине выявлено превышение ПДК по показателю толуол -39,4 ПДК.
Согласно заключению по результатам геоэкологического мониторинга нефтешламовых амбаров N 1, 2 УПСН "Смоленская" ООО "РН-Краснодарнефтегаз" ЦПНГиВ N 1 Краснодарский край, Северский район.
Нефтешламовые амбары N 1 и N 2 представляют собой буферные пруды-накопители с земляным дном. Срок ввода в эксплуатацию - 1970 год. Эксплуатация заключалась в хранении отходов нефтедобывающего производства Смоленской площади, накопленных до 1991 г. По периметру амбаров выполнено обвалование для защиты окружающей среды. Суммарная площадь 0,28 га.
Мониторинг за I полугодие 2012 года в скважине N 1 показал повышенное содержание хлоридов, толуола, этилбензола, ксилола. Превышение ПДК составило по хлоридам в 3,8 раз, толуолу в 108 раз, этилбензолу в 25 раз, ксилолу в 286,6 раз.
По другим исследуемым показателям превышений ПДК не зафиксировано.
Повышенное содержание соединений толуола, этилбензола, ксилола в грунтовых водах связано с наличием большого содержания нефтепродуктов в почвенном покрове.
В скважине N 2 зафиксированы высокие концентрации фенолов 1,2 ПДК, толуола 281 ПДК, этилбензола 829 ПДК, ксилола 328 ПДК, хлоридов 5,6 ПДК.
Повышенное содержание соединений толуола, этилбензола, ксилола в грунтовых водах связано с наличием большого содержания нефтепродуктов в почвенном покрове.
В скважине N 3 зафиксированы высокие концентрации толуола 543,4 ПДК, этилбензола 1550 ПДК, ксилола 438 ПДК, хлоридов 1,5 ПДК.
Повышенное содержание соединений толуола, этилбензола, ксилола в грунтовых водах связано с наличием большого содержания нефтепродуктов в почвенном покрове.
В скважине N 4 выявлено превышение ПДК по следующим показателям: толуол, хлориды. Концентрация толуола составила 131,5 мг/л, что превышает ПДК в 263 раза, хлоридов 918,3 мг./л, что превышает ПДК в 2,6 раза. Превышений ПДК других определяемых показателей не было выявлено.
Фоновая скважина по содержанию фенолов, формальдегидов, хлоридов является сильно загрязненными. Что говорит о негативном воздействии объекта на состояние окружающей природной среды. Концентрация фенолов составила 0,28 мг/л, что превышает ПДК в 1,2 раза, формальдегида 1,05 мг/л, что составляет 21 ПДК, хлоридов 1053,1 мг/л, что превышает ПДК в 3,0 раза, толуола, этилбензола, ксилола превышают предельно-допустимую.
Грунтовые воды на территории нефтешламовых амбаров N 1,2 относятся к категории сильного загрязнения, и не могут быть рекомендованы для использования в питьевых и культурно-бытовых целях.
Состояние грунтовых вод на территории нефтешламовых амбаров оценивается как "Чрезвычайно опасное". Грунтовые воды в мониторинговых скважинах не загрязнены нефтепродуктами, содержание их не обнаружено.
В скважинах N 1, 2, 3 обнаружено превышение концентраций в десятки и сотни раз по показателям: толуол, этилбензол, ксилол. В скважинах N 1, 2, 3, 4 зафиксировано больное содержание хлоридов. Грунтовые воды фоновой скважины по содержанию фенолов, формальдегидов, хлоридов являются сильно загрязненными. Концентрация фенолов составила 0,28 мг/л, что превышает ПДК в 1,2 раза, формальдегида 1,05, что составляет 21 ПДК, хлоридов 1053,1 мг/л, что превышает ПДК в 3,0 раза.
Согласно заключению по результатам геоэкологического мониторинга нефтешламового амбара N 2 УПСН "Смоленская" ООО "РН-Краснодарнефтегаз" ЦПНГиВ N 1 Краснодарский край, Северский район.
Нефтешламовый амбар N 2 представляет собой буферный пруд-накопитель с земляным дном. Срок ввода в эксплуатацию - 1970 год. Эксплуатация заключалась в хранении отходов нефтедобывающего производства Смоленской площади, накопленных до 1991 г. По периметру амбаров выполнено обвалование для защиты окружающей среды. Суммарная площадь 0,14 га.
Согласно мониторингу за II полугодие 2012 года в грунтовой воде содержание нефтепродуктов в мониторинговой скважине N 1 не обнаружено. Колебания концентраций нефтепродуктов обусловлено сезонным изменением уровня грунтовых вод, а также процессами самоочищения. При исследовании скважины N 1 выявлено повышенное содержание толуола 47,2 ПДК, этилбензола 520 ПДК, ксилола 23,8 ПДК, хлоридов 3,3 ПДК. По другим исследуемым показателям превышений ПДК не зафиксировано.
Повышенное содержание соединений толуола, этилбензола, ксилола в грунтовых водах связано с наличием большого содержания нефтепродуктов в почвенном покрове.
В скважине N 2 зафиксированы высокие концентрации толуола 126,4 ПДК, этилбензола 2550 ПДК, ксилола 56,6 ПДК, хлоридов 1,05 ПДК. По другим исследуемым показателям превышений ПДК не зафиксировано.
Повышенное содержание соединений толуола, этилбензола, ксилола в грунтовых водах связано с наличием большого содержания нефтепродуктов в почвенном покрове.
Грунтовые воды фоновой скважины по содержанию формальдегидов, хлоридов являются сильно загрязненными. Что говорит о негативном воздействии объекта на состояние окружающей природной среды.
Грунтовые воды на территории нефтешламового амбара N 2 относятся к категории сильного загрязнения, и не могут быть рекомендованы для использования в питьевых и культурно-бытовых целях.
Состояние грунтовых вод на территории нефтешламового амбара оценивается как "Чрезвычайно опасное". Грунтовые воды в мониторинговых скважинах не загрязнены нефтепродуктами, содержание их не обнаружено.
В скважинах N 1, 2 обнаружено превышение концентраций в десятки и сотни раз по показателям: толуол, этилбензол, ксилол. В скважинах N 1, 2 зафиксировано большое содержание хлоридов. Грунтовые воды фоновой скважины по содержанию фенолов, формальдегидов, хлоридов являются сильно загрязненными.
Согласно заключению по результатам геоэкологического мониторинга нефтешламового амбара N 1 УПСН "Зыбза" ООО "РН-Краснодарнефтегаз" ЦПНГиВ N 3 Краснодарский край, Северский район.
Нефтешламовый амбар N 1 представляет собой буферный пруд-накопитель с земляным дном. Срок ввода в эксплуатацию - 1955 год. Эксплуатация заключалась в хранении отходов нефтедобывающего производства месторождения Зыбза-Глубокий Яр, накопленных до 1991 г. По периметру амбаров выполнено обвалование для защиты окружающей среды. Площадь составляет 0,025 га.
Согласно мониторинга за 1 полугодие 2012 года в грунтовой воде содержание нефтепродуктов в скважине N 1 по нефтепродуктам составило 100%. С точки зрения санитарно-гигиенической оценки, сложившуюся ситуацию можно отнести к экологическому бедствию. Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя.
Нефтешламовый амбар N 1 является источником нефтепродуктового загрязнения. Грунтовые воды относятся к категории сильного загрязнения, и не могут быть рекомендованы для использования в питьевых и культурно-бытовых целях.
Состояние грунтовых вод на территории нефтешламового амбара оценивается как "Чрезвычайно опасное". По полученным данным в скважине N 1 зафиксировано 100 % загрязнение грунтовой воды нефтепродуктом, остальные исследуемые компоненты не удалось определить из-за большого содержания нефтепродуктов в грунтовой воде.
Состояние почвенного покрова на территории нефтешламового амбара оценивается как "Удовлетворительное".
Монитринг за II полугодие 2012 года показал, чтов грунтовой воде содержание нефтепродуктов в скважине N 1 по нефтепродуктам составило 100%. С точки зрения санитарно-гигиенической оценки, сложившуюся ситуацию можно отнести к экологическому бедствию. Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя.
Нефтешламовый амбар N 1 является источником нефтепродуктового загрязнения. Грунтовые воды относятся к категории сильного загрязнения, и не могут быть рекомендованы для использования в питьевых и культурно-бытовых целях.
Состояние грунтовых вод на территории нефтешламового амбара оценивается как "Чрезвычайно опасное". По полученным данным в скважине N 1 зафиксировано 100 % загрязнение грунтовой воды нефтепродуктом, остальные исследуемые компоненты не удалось определить из-за большого содержания нефтепродуктов в грунтовой воде.
Состояние почвенного покрова на территории нефтешламового амбара оценивается как "Удовлетворительное".
Состояние грунтовых вод на территории амбара оценивается как "Чрезвычайно опасное". По полученным данным в скважинаеN 1 зафиксировано 100 % загрязнение грунтовой воды нефтепродуктом, остальные исследуемые компоненты не удалось определить из-за большого содержания нефтепродуктов в грунтовой воде.
Согласно заключению по результатам геоэкологического мониторинга нефтешламовых амбаров N 1-5 УППНиВ "Троицкий" "Зыбза" ООО "РН-Краснодарнефтегаз" ЦППГиВ N 2 Краснодарский край, Крымский район.
Нефтешламовые амбары N 1, 2, 3, 4, 5 расположены в Крымском районе на территории установки подготовки и перекачки нефти и воды Анастасиевско-Троицкого месторождения. Данные амбары относятся к 1ДПНГ и В N 2 ООО "РН-Краснодарнефтсгаз".
Эксплуатация амбаров N 1, 2, 3, 4, 5 прекращена. Использование их заключалось во временном размещении отходов нефтедобывающего производства Анастасиевско-Троицкого месторождения, накопленных до 1991 года.
Нефтешламовые амбары представляют собой буферный пруд-накопитель с земляным дном. Срок ввода в эксплуатацию 1957 год. Для защиты окружающей среды выполнено обвалование 1,53,0 м по периметру нефтешламовых амбаров. Обследуемый объект состоит из 5 буферных прудов расположенных в ~ 2 м друг от друга. Общая площадь обследуемых амбаров 0,688 га (нефтешламовые амбары N 1 - 0,325 га, N 2 - 0,193 га, N 3 - 0,108 га, N 4 - 0,040 га, N 5 - 0,022 га).
Мониторинг за I полугодие 2012 года в мае в скважине N 2 показал, что концентрация нефтепродуктов в грунтовой воде составила 0,15 мг/л, что превышает ПДК в 1,5 раза.
В скважине N 3 зафиксировано 100% загрязнение грунтовой воды нефтепродуктом. Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя.
В скважине N 4 зафиксировано 100% загрязнение грунтовой воды нефтепродуктом. Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя.
В скважине N 5 на май 2012 г. концентрация нефтепродукта в грунтовой воде составила 5,1 мг/л, что превышает 11ДК в 51 раз. По сравнению с предыдущим Обследованием содержанием нефтепродуктов увеличилось, что связано с сезонным изменением уровня грунтовых вод, и высоким содержанием нефтяных углеводородов на территории нефтешламовых амбаров в почвенном покрове.
В скважине N 6 на май 2012 г. концентрация нефтепродукта в грунтовой воде составила 0,02 мг/л, что превышает ПДК в 0,1 раз.
В скважинах N 2-5 содержание нефтепродуктов превышает предельно-допустимые концентрации.
Грунтовые воды относятся к категории сильного загрязнения, и не могут быть рекомендованы для использования в питьевых и культурно-бытовых целях.
В скважине N 2 в мае 2012 года выявлено повышенное содержание ксилола 2,4 ПДК, хлоридов 2,8 ПДК.
В скважине N 5 в мае 2012 года выявлено повышенное содержание фармальдегида 1,4 ПДК.
В скважине N 6 в мае 2012 года выявлено повышенное содержание формальдегида 1,4 ПДК.
Состояние почвенного покрова на территории амбаров оценивается как "Чрезвычайно опасное". В результате работ выявлено, что превышение ПДУ отмечается в 70%> проб почв по нефтепродуктам. Среднее содержание в почве на территории нефтешламовых амбаров N 1, 2, 3, 4, 5 составило 6474, 6 мг/кг, при ПДУ 1000 мг/кг.
Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя.
Согласно мониторингу за II полугодие 2012 года на ноябрь в скважине N 2 концентрация нефтепродуктов в грунтовой воде составила 0,18 мг/л, что превышает ПДК в 1,8 раза. По сравнению с показателями в мае 2012 года содержание нефтяных углеводородов увеличилось.
В скважине N 3 зафиксировано 100% загрязнение грунтовой воды нефтепродуктом. Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя.
В скважине N 4 зафиксировано 100% загрязнение грунтовой воды нефтепродуктом. Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя.
В скважине N 5 на ноябрь 2012 г. концентрация нефтепродукта в грунтовой воде составила 3,0 мг/л, что превышает ПДК в 30 раз.
В скважине N 6 на ноябрь 2012 г. концентрация нефтепродукта в грунтовой воде составила 0,05 мг/л.
В скважинах N 2, 3, 4, 5 содержание нефтепродуктов превышает предельно-допустимые концентрации.
Грунтовые воды относятся к категории сильного загрязнения, и не могут быть рекомендованы для использования в питьевых и культурно-бытовых целях.
В скважине N 2 в ноябре 2012 года выявлено повышенное содержание хлоридов 1,5 ПДК. В скважине N 5 в ноябре 2012 года выявлено повышенное содержание формальдегида 1,1 ПДК.
В скважине N 6 в ноябре 2012 года выявлено повышенное содержание формальдегида 1,8 ПДК.
Состояние почвенного покрова на территории амбаров оценивается как "Чрезвычайно опасное". В результате работ выявлено, что превышение ПДУ отмечается в 60% проб почв по нефтепродуктам. Среднее содержание в почве на территории нефтешламовых амбаров N 1, 2, 3, 4, 5 составило 3874,3 мг/кг, при ПДУ 1000 мг/кг.
Данная ситуация сложилась в результате продолжительной эксплуатации объекта и отсутствия капитального гидроизоляционного слоя.
По признакам состава административного правонарушения. ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 8.9 КоАП РФ, Управлением составлен протокол от 15.04.2013 года N 05-99-25-ЭН-1.
О времени и месте составления протокола Общество извещено уведомлением от 04.04.2013 года N 05/2513.
Постановлением от 23.04.13 N 05-99-25-ЭН-3 Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.
О времени и месте вынесения постановления Общество уведомлено определением от 16.04.2013 года N 05-99-25-ЭН-2.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, составляет нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохрапилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.
Исходя из положений статьи 23 данного Закона, к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся:
- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку (пункт 7);
- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод (пункт 8);
- соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (пункт 9).
Таким образом, приведённые нормы возлагают на пользователей недр соблюдать требования природоохранного законодательства с целью недопущения загрязнения окружающей среды.
Согласно части 2 статьи 28.1 КоАП РФ событие административного правонарушения фиксируется в протоколе, который в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
Обстоятельства события административного правонарушения нашли отражение в протоколе об административном правонарушении от 15.04.2013 года N 05-99-25-ЭН-1, который составлен в присутствии представителя Общества.
Возлагая обязанность доказывания правомерности совершения оспариваемых действий на соответствующие орган или должностное лицо (статьи 65, 210 АПК РФ), Закон не освобождает заявителя от обязанности подтвердить обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 41 Кодекса лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 2). Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о недоказанности события административного правонарушения, так как отходы нефтепродуктов размещены в шламохранилищах до образования Общества.
В материалы дела представлены доказательства, подтверждающее использование Обществом полигона биологического разложения, шламовых амбаров для нефтешламов, площадок микробиологической очистки с 2009 года. Следовательно, Общество как балансодержатель данных объектов, а также недропользователь, должно проводить мониторинг по объектам размещения отходов в объеме, а также мероприятия, направленные на предупреждение и недопущение загрязнения окружающей среды.
В данном случае критическая ситуация загрязнения грунтовых вод вызвана бездействием Общества при консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, находящихся в пользовании ООО "РН-Краснодарнефтегаз".
При таких обстоятельствах, учитывая, что Общество не оспаривало факт принадлежности указанных выше Объектов, а также подтверждение загрязнения грунтовых вод, суд первой инстанции правомерно посчитал событие административного правонарушения доказанным.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалы дела не представлено документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие выполнению Обществом при осуществлении строительства природоохранного законодательства.
При таких обстоятельствах, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие событие и состав вменяемого Обществу административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 КРФоАП, Управлением не пропущен.
Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер при привлечении к административной ответственности, административным органом не допущено.
Оснований для применения к сложившимся отношениям положений статьи 2.9 КРФоАП, суд первой инстанции правомерно не нашел.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не учтены положения статьи 4.1 КоАП отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 919-О-О, положения главы 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания.
Назначенный обществу штраф соответствует размеру санкции, установленной статьи 8.9 КРФоАП и назначен с учётом отсутствия как смягчающих, так и отягчающих вину Общества обстоятельств в пределах, установленных данной нормой.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2014 по делу N А32-14321/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14321/2013
Истец: ООО "РН-Краснодарнефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КК и Республике Адыгея Суроков А. Ю