г. Томск |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А45-21397/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Фроловой,
судей: Е.В. Кудряшевой, К.Д.Логачева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровым В.А. с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от ФНС России: Уваров А.В., доверенность от 05.03.2014 года,
от иных лиц: не явились (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Новосибирска (рег. N 07АП-2440/14 (1) на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 февраля 2014 года ( судья Зюков В.А.) о делу N А45-21397/2013 по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска о признании отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ Комплекс" (630008, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 68, ИНН 5405248785, ОГРН 1035401918067) несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска (далее - ФНС России) обратилась 19.11.2013 года в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ Комплекс" несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника в связи с неисполнением обществом обязательств по уплате обязательных платежей в размере 8 560 844 рублей 64 копейки, в том числе: налог - 6 278 736 рублей 00 копеек, пени - 2 029 952 рубля 64 копейки, штраф - 252 156 рублей 00 копеек.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 03.02.2014 года производство по делу N А45-21397/2013 прекращено.
ФНС России не согласилась с определением Арбитражного суда Новосибирской области от 03.02.2014 года, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать ООО "ЗЖБИ Комплекс" несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Указав, что должник отвечает признакам отсутствующего должника. По мнению заявителя, ссылка суда на статью 21.1 Закона о регистрации несостоятельна и не подлежит применению. ФНС России не согласна с выводом суда о нарушении принципа эффективности и экономности использования денежных средств в случае введения в отношении общества процедуры банкротства по признакам отсутствующего должника.
В судебном заседании представитель ФНС России апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней.
ООО "ЗЖБИ Комплекс", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "ЗЖБИ Комплекс".
Заслушав представителя ФНС России, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения Арбитражного суда Новосибирской области от 03.02.2014 года, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "ЗЖБИ Комплекс" несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.
В обоснование заявления о банкротстве уполномоченный орган указал на наличие у должника просроченной свыше трех месяцев задолженности по обязательным платежам в бюджет в общем размере 8 560 844 рублей 64 копейки, в том числе: налог - 6 278 736 рублей 00 копеек, пени - 2 029 952 рубля 64 копейки, штраф - 252 156 рублей 00 копеек, в отношении которой принимались меры принудительного взыскания. Поскольку последняя бухгалтерская отчетность сдана обществом за 3 месяца 2011 года (где отражена балансовая стоимость активов в сумме 2 203, 00 рублей 00 копеек), имущество и открытые счета в кредитных организациях у должника отсутствуют, уполномоченный орган посчитал, что у общества имеются признаки отсутствующего должника, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом на основании статей 227, 230 Закона о банкротстве по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, исходил из недоказанности факта наличия (вероятности обнаружения) у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, представления в материалы дела сведений об отсутствии у должника какого-либо имущества.
Выводы суда первой инстанции, соответствуют действующему законодательству о банкротстве, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 2 статьи 227 Закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
На основании пункта 1 статьи 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
В пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 года N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что предусмотренное абзацем восьмым пункта 1 статьи 57 Закона основание для прекращения производства по делу о банкротстве (отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему) может быть применено судом по своей инициативе.
Если в ходе рассмотрения дела о банкротстве, в том числе при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом, обнаружится, что имеющегося у должника имущества (с учетом планируемых поступлений) недостаточно для осуществления расходов по делу о банкротстве, судья по своей инициативе либо по ходатайству участвующего в деле лица назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу (пункт 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 года N 91).
При наличии письменного согласия участвующего в деле лица (кроме уполномоченного органа) на финансирование дальнейших расходов по делу о банкротстве производство по делу о банкротстве на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве прекращению не подлежит и дело подлежит дальнейшему рассмотрению в общем порядке.
В отсутствие такого согласия либо при невнесении давшим его лицом по требованию судьи денежных средств на депозитный счет суда судья выносит определение о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 (в редакции от 15.02.2013) "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника. Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения конкретных лиц (единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов управления и иных лиц, указанных в статьях 9, 10 Закона о банкротстве) к такой ответственности. В этом случае заявление должно быть принято арбитражным судом.
По смыслу статьи 2 Закона о банкротстве целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Из системного толкования норм Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что одним из необходимых условий для проведения процедуры конкурсного производства в отношении должника является наличие реальной возможности обнаружения имущества должника, которое может быть реализовано для соразмерного удовлетворения требований кредиторов. В противном случае открытие процедуры конкурсного производства утрачивает целевое назначение.
Из материалов дела следует, что у должника отсутствует имущество, достаточное для погашения расходов по делу о банкротстве, а также для погашения полностью или частично задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
Согласно ответам компетентных органов сведения о наличии у должника объектов недвижимого имущества, правах на недвижимое имущество и сделках с ним отсутствуют.
Заявителем также не представлено доказательств, свидетельствующих о возможности поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
На вопрос суда представитель Федеральной налоговой службы пояснил, что сведения об имуществе руководителя отсутствуют, не указаны и основания для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку на балансовую стоимость активов должника в сумме 2 203, 00 рублей 00 копеек, поскольку не представлено доказательств фактического наличия остатка у должника на указанную сумму, принимая во внимание длительный срок (с 2011 года), когда были сданы декларации, кроме этого, бухгалтерский баланс в материалы дела не представлен. Федеральной налоговой службой не доказано наличие фактического имущества у должника.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы уполномоченного органа о возможности финансирования процедуры банкротства должника за счет средств бюджета, поскольку возбуждение процедуры банкротства (включая упрощенную процедуру) повлечет неоправданное расходование бюджетных средств без погашения задолженности по обязательным платежам, вопреки целям и задачам конкурсного производства. Указанный вывод суда соответствует разъяснениям, изложенным в пунктах 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
Ссылка ФНС России на наличие у общества задолженности по обязательным платежам не препятствует применению административной процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ, поскольку исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по обязательным платежам (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 67).
В связи с недоказанностью обстоятельств, позволяющих сделать вывод о вероятности обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве общества, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам, отсутствием письменного согласия третьих лиц (кроме уполномоченного органа) на финансирование расходов по делу о банкротстве, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "ЗЖБИ Комплекс", что соответствует требованиям абз. 8 пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не основаны на доказательственной базе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Ошибочное толкование уполномоченным органом положений Закона о банкротстве не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.
С учетом вышеизложенного, апелляционная инстанция считает определение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.02.2014 года по делу N А45-21397/2013 законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 февраля 2014 года по делу N А45-21397/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Фролова |
Судьи |
Е.В.Кудряшева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-21397/2013
Должник: ООО "ЗЖБИ Комплекс"
Кредитор: Инспекция Федеральной Налоговой службы России по Октябрьскому району городу Новосибирска
Третье лицо: Абдрашитов Владимир Идьятович, НП СРО арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, Отдел судебных приставов по Октябрьскому району г. Новосибирска, Руководитель Абдрашитов Владимир Идьятович, Управление ГИБДД ГУ МВД России по НСО, Управление Гостехнадзора по НСО, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО