г. Чита |
|
1 апреля 2014 г. |
Дело N А78-10868/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 апреля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Басаева Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) Шешукова А.Б. (доверенность от 09.01.2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) на решение Арбитражного суда Забайкальского края 31 января 2014 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-10868/2013 (суд первой инстанции - Ломако Н.В.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ИНН 7536107044, ОГРН 1097536008382, место нахождения: 672051, г. Чита, ул. Чкалова, 160, далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Администрации сельского поселения "Новодоронинское" муниципального района "Карымский район" Забайкальского края (ИНН 7508004907, ОГРН 1057524017352, место нахождения: 673326, Забайкальский край, Карымский район, с. Новодоронинск, ул. Центральная, 47, далее - администрация) о взыскании задолженности в размере 60945,18 руб., в том числе: 43801,29 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии; 823,47 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на накопительную часть трудовой пенсии; 10517,69 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в ФФОМС; 3534,94 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 39,77 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии; 2228,02 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в ФФОМС.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 31 января 2014 года по делу N А78-10868/2013 заявленные требования удовлетворены частично.
С Администрации сельского поселения "Новодоронинское" муниципального района "Карымский район" Забайкальского края в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) взыскана задолженность в размере 58000,3 руб., в том числе: 43801,29 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии; 823,47 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на накопительную часть трудовой пенсии; 10517,69 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 1031,54 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 39,77 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии; 1786,54 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В остальной части заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой в части отказа в удовлетворении заявленных требований, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу Администрация не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 01.03.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Администрация сельского поселения "Новодоронинское" муниципального района "Карымский район" Забайкальского края, явку своего представителя не направила.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 215 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Пенсионного фонда, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Администрация сельского поселения "Новодоронинское" муниципального района "Карымский район" Забайкальского края зарегистрирована в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 22.11.2005 года за ОГРН 1057524017352, ИНН 7508004907, юридический адрес: 673326, Забайкальский край, Карымский район, с. Новодоронинск, ул. Центральная, дом 47.
Управлением в адрес страхователя выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 08501640043277 от 03.06.2013 года с расчетами пени.( л.д. 10).
Требованием N 08501640043277 от 03.06.2013 года администрации в срок до 22.06.2013 года предложено уплатить следующие суммы:
-43801,29 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии;
-823,47 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на накопительную часть трудовой пенсии;
-10517,69 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в ФФОМС;
-2228,02 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в том числе: 89,05 руб. - за январь 2012 года; 152,97 руб. - за февраль 2012 года; 199,46 руб. - за март 2012 года; 211,44 руб. - за апрель 2012 года; 343,64 руб. - за май 2012 года; 139,54 руб. - за июнь 2012 года; 291 руб. - за июль 2012 года; 147,34 руб. - за август 2012 года; 164,97 руб. - за сентябрь 2012 года; 192,04 руб. - за октябрь 2012 года; 162,22 руб. - за ноябрь 2012 года; 134,35 руб. - за декабрь 2012 года;
-39,77 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии, в том числе: 2,35 руб. - за октябрь 2012 года; 20,92 руб. - за ноябрь 2012 года; 16,5. - за декабрь 2012 года;
- 3534,94 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, в том числе: 58,16 руб. - за апрель 2012 года; 182,18 руб. - за май 2012 года; 113,51 руб. - за июнь 2012 года; 289,88 руб. - за июль 2012 года; 387,81 руб. - за август 2012 года; 470,38 руб. - за сентябрь 2012 года; 792,92 руб. - за октябрь 2012 года; 677,04 руб. - за ноябрь 2012 года; 563,06 руб. - за декабрь 2012 года;
В связи с неисполнением требования N 08501640043277 от 03.06.2013 года, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в общем размере 60 945,18 руб.
Согласно положениям статьи 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (части 4 и 6).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Частью 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме учреждений. Таким образом, заинтересованное лицо является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частями 3, 4, 5, 8 статьи 15 данного Федерального закона в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
При проверке обоснованности начисления пени по страховым взносам судом установлено следующее.
Согласно пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пени должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени и ставка рефинансирования, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пени.
Таким образом, Управление должно обосновать расчет пеней, включая и то обстоятельство, что у плательщика страховых взносов в соответствующем периоде имелась недоимка и пени по требованию начислены в связи с неуплатой именно этой недоимки.
Из расчета пени по страховым взносам, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, следует, что взыскиваемые суммы пени за январь, февраль, март 2012 года начислены за период 16 ноября 2012 года по 03 июня 2013 года. Однако представленный в материалы дела судебный акт по делу А78-1582/2013 (1 квартал 2012 года) датирован 11 апреля 2013 года.
В связи с чем суд первой инстанции правильно установил, что указанный судебный акт не подтверждает наличие недоимок для пени в перечисленные ранее периоды начисления пени за январь, февраль, март 2012 года.
Таким образом, управлением не обоснованы требования в части пени по страховым взносам, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 441,48 руб.
Правомерность выводов суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, в размере 2503,40 руб. подтверждается тем, что в соответствии с положениями частей 8 и 11 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ уточнить основание, тип и принадлежность платежа, отчетный (расчетный) период или статус плательщика страховых взносов может только сам плательщик путем подачи заявления. Более того, согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации деньги являются объектом гражданских прав. В соответствии с положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник или законный владелец денежных средств вправе свободно ими распоряжаться. Следовательно, именно плательщику страховых взносов принадлежит право определять в счет какой задолженности им уплачиваются денежные средства.
Положениями действующего законодательства не предусмотрено наличия у территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по осуществлению самостоятельной корректировки назначения платежей. В связи с чем суд первой инстанции правильно исходил из того, что управление не имело права, по собственному усмотрению, осуществлять перечисление платежей, уплаченных в счет одного месяца, на погашение задолженностей за другие месяцы.
Из правовой природы пени следует, что она является мерой компенсационного характера, направленной на восстановление потерь, связанных с фактом несвоевременной уплаты обязательных платежей. Изложенное подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции.", согласно которой уплата пени восстанавливает потери государственной казны в случае задержки уплаты налога.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда.
Из материалов дела следует, что определением суда от 11 декабря 2013 года управлению предлагалось представить пояснения и документы, подтверждающие обоснованность расчетов пени.
В соответствии с расчетом пени по страховым взносам, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, платежи N 963 и N 964 от 30.11.2012 года зачислены за май и апрель 2012 года. Однако из материалов дела следует, что указанные платежи уплачивались за октябрь 2012 года. Из чего следует, что управление, несмотря на указание периодов назначения платежей страхователем, произвело зачисление платежей за иные периоды.
Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции, в случае зачисления платежей N 963 и N 964 от 30.11.2012 года по их прямому назначению, указанному страхователем, размер страховых взносов уплаченных по состоянию на 30.11.2012 года согласно материалам дела составил 27420,69 руб., а не 0 руб. То есть, обязательства за октябрь 2012 года были исполнены администрацией в полном объеме 30.11.2012 года. При таких установленных обстоятельствах произведенный управлением за октябрь 2012 года расчет пени судом правильно признан необоснованным.
Аналогичные обстоятельства установлены судом в отношении платежей N 978 от 20.12.2012 года, N 505 и N 507 от 27.12.2012 года, а также N 988 от 20.12.2012 года. Перечисленные платежи были уплачены администрацией за ноябрь 2012 года. Однако зачислены управлением за иные периоды. Между тем в случае зачисления указанных платежей по их прямому назначению, указанному страхователем, размер страховых взносов уплаченных по состоянию на 27.12.2012 года согласно материалам дела составил 15831,02 руб., а не 0 руб. То есть, обязательства за ноябрь 2012 года были исполнены администрацией в полном объеме 27.12.2012 года. С учетом чего, произведенный управлением за ноябрь 2012 года расчет пени судом правильно признан необоснованным.
Уплаченный за сентябрь 2012 года платеж N 631 от 30.10.2012 года в размере 1306,57 руб. зачислен управлением за апрель 2012 года. Между тем в случае зачисления указанного платежа по его прямому назначению, указанному страхователем, размер страховых взносов уплаченных по состоянию на 30.10.2012 года согласно материалам дела составил 1306,57 руб., а не 0 руб. То есть, размер недоимки для пени существенно изменился. С учетом чего, произведенный управлением за сентябрь 2012 года расчет пени является также необоснованным.
Уплаченные за декабрь 2012 года платежи N 751 и N 756 от 30.01.2013 года зачислены за июль 2012 года. Между тем в случае зачисления указанных платежей по их прямому назначению, указанному страхователем, размер страховых взносов уплаченных по состоянию на 30.01.2013 года согласно материалам дела составил 13015,07 руб., а не 0 руб. То есть, размер недоимки для пени существенно изменился. С учетом чего, произведенный управлением за декабрь 2012 года расчет пени является необоснованным.
Незаконные действия управления по зачислению указанных платежей в счет погашения задолженности за иные отчетные периоды повлекли возникновения у страхователя просрочки исполнения обязательств по уплате страховых взносов, что послужило основанием для начисления пени. Возникновение несвоевременной уплаты страховых взносов по вине территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть основанием для начисления пени.
При таких установленных обстоятельствах судом первой инстанции правильно признаны необоснованными требования в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, в размере 2503,40 руб.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции правильно исходил из того, что управлением в нарушение указаний страхователя на периоды назначения платежей зачисление платежей за одни периоды произведено в счет погашения задолженности за другие периоды. Указанные действия управления повлекли изменения сроков и размеров уплаты страховых взносов, т.е. повлияли на порядок и срок зачисления платежей, направленных на уплату страховых взносов и соответствующий расчет общей суммы пени, начисленной управлением.
Доказательств правомерности осуществления зачисления сумм платежей, произведенных страхователем за одни периоды, в счет погашения задолженности за иные периоды заявителем апелляционной жалобы не представлено.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 января 2014 года по делу N А78-10868/2013 оставить в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-10868/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное)
Ответчик: Администрация СП "Новодоронинское" муниципального района "Карымский район"