г. Санкт-Петербург |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А56-69083/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: Бурмистров И.Ю. по доверенности от 26.12.2013
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2892/2014) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2013 по делу N А56-69083/2013 (судья Рогова Ю.В.), принятое
по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД", далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН: 1097847327709, адрес:190068, Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 39 далее - заинтересованное лицо, Управление) от 07.08.2013 N 07-44-04/375.
Решением суда от 18.12.2013 заявление общества удовлетворено в части признания недействительными пунктов 1.1. и 1.4 предписания. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов обстоятельствам дела и нарушение норм материального права, просит отменить решение суда в части признания недействительными пунктов 1.1 и 1.4 предписания и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части. Управление не согласилось с выводами суда о том, что выполнение пунктов 1.1. и 1.4 оспариваемого предписания возможно только исходя из присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры, поскольку Требования, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43, должны исполняться субъектом транспортной инфраструктуры вне зависимости от присвоенной категории.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя заинтересованного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке по правилам части 5 статьи 268 АПК РФ - в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.07.2013 N 704-р Управлением проведена внеплановая документарная проверка исполнения обществом предписания от 23.10.2012 N 07-44-94/494, срок исполнения которого истек 07.07.2013.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, что обществом не исполнено предписание от 23.10.2012 N 07-44-94/494 (акт проверки от 07.08.2013 N 07-46-04/539).
По результатам проверки обществу выдано предписание от 07.08.2013 N 07-44-04/375, согласно которому обществу в срок до 07.10.2013 предписано:
1.1. осуществить специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
1.2. информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на железнодорожном вокзале Полярные Зори, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности железнодорожного вокзала Полярные Зори в части их касающейся, включая запрещение перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам;
1.3. информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на железнодорожном вокзале Полярные Зори, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности железнодорожного вокзала Полярные Зори в части их касающейся, включая запрещение совершения АНВ в отношении железнодорожного вокзала Полярные Зори, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования железнодорожного вокзала Полярные Зори или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальные ущерб или возможность наступления таких последствий;
1.4. разработать и принять порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность железнодорожного вокзала Полярные Зори.
Не согласившись с законностью данного предписания, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, ссылаясь на то, что железнодорожный вокзал Полярные Зори не внесен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) и транспортных средств (далее ТС) и ему не присвоена категория ОТИ, признал недействительными пункты 1.1. и 1.4 оспариваемого предписания. В остальной части в удовлетворении заявления отказал, признав пункты 1.2 и 1.3 предписания соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. В силу части 2 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что объектами транспортной инфраструктуры являются технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Пунктом 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (пункт 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ). Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. В силу статьи 8 Закона N 16-ФЗ и пункта 4 Требований N43 они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. В соответствии с пунктом 5.7 Требований N43 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Пунктом 5.8. Требований N 43 предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
В соответствии с пунктом 5.6.10 Требований N 43 субъект транспортной безопасности обязан разработать и принять порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС.
Пунктом 5.12. Требований N 43 на субъект транспортной безопасности возложена обязанность по осуществлению специальной профессиональной подготовки, повышению квалификации, переподготовке сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные пункты Требований N 43, пришел к выводам о недействительности пунктов 1.1. и 1.4 предписания, поскольку железнодорожный вокзал Полярные Зори не включён в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, соответствующая категория ему не присвоена, в связи с чем у общества отсутствует обязанность по назначению лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на данном ОТИ, а соответственно, и обязанность по его профессиональной подготовке.
Определением от 12.03.2014 апелляционный суд предложил ОАО "РЖД" представить доказательства соблюдения требований, предъявляемых к обеспечению транспортной безопасности в отношении железнодорожной станции Полярные Зори.
Во исполнение указанного определения обществом представлены результаты оценки уязвимости железнодорожной станции Полярные Зори (реестровый номер в реестре категорированных ОТИ и ТС N ЖСТ113484) с отметкой об утверждении результатов оценки уязвимости ОТИ железнодорожной станции Полярные Зори (далее - Результаты).
В пункте 1.3.8 данных Результатов указан перечень зданий, расположенных на территории ОТИ железнодорожной станции Полярные Зори и являющимися станционными. В соответствии с данным перечнем железнодорожный вокзал Полярные Зори является станционным зданием и находится на территории ОТИ железнодорожной станции Полярные Зори.
В пункте 1.3.15 Результатов указаны элементы объекта, которые должны рассматриваться, как отдельные ОТИ. Здание железнодорожного вокзала Полярные Зори не входит в указанный перечень.
Таким образом, здание железнодорожного вокзала Полярные Зори является станционным объектом, входящим в состав ОТИ железнодорожной станции Полярные Зори, а не самостоятельным объектом транспортной инфраструктуры, в отношении которого могла быть проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в связи с чем пункты 1.1. и 1.4 оспариваемого предписания правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда от 18.12.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2013 по делу N А56-69083/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удолветворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69083/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральбной службы по надзору в сфере транспорта