г. Москва |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А41-22170/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от ООО "Ренессанс-Серпухов" - Ионова Т.А., по доверенности от 10.01.2014,
Тыняный А.А., по доверенности от 24.06.2013,
от Главы города Серпухова Московской области - Сионова Т.В., доверенность от 10.01.2014 N 1.1.50/7,
от администрации г. Серпухов Московской области - Сионова Т.В., доверенность от 10.01.2014 N 1.1.50/7,
от Комитета по управлению имуществом города Серпухова - Киричек А.Г., по
доверенности от 09.01.2014 N 01-11/7дв.,
от Министерства культуры Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом города Серпухова на решение Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2013 года по делу N А41-22170/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению ООО "Ренессанс-Серпухов" (ОГРН 1025005603479, ИНН 5043017167) к Главе города Серпухова Московской области, администрации г. Серпухов Московской области (ОГРН 1025005604865, ИНН 1025005604865), Комитету по управлению имуществом города Серпухова (ОГРН 1025005601158, ИНН 5043007401) о признании незаконными действий (бездействия) и обязании, и встречного заявления Комитета по управлению имуществом города Серпухова (ОГРН 1025005601158, ИНН 5043007401) к ООО "Ренессанс-Серпухов" (ОГРН 1025005603479, ИНН 5043017167), третьи лица: администрация г. Серпухов Московской области (ОГРН 1025005604865, ИНН 1025005604865), Министерство культуры Московской области, о признании незаконными действий (бездействия) и обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ренессанс-Серпухов" (далее - ООО "Ренессанс-Серпухов", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором просит:
- признать незаконным решение администрации г. Серпухова Московской области, оформленное письмом от 12.04.2013 N вх-2/756, об отказе в предоставлении разрешения на строительство магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе, на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, город Серпухов, переулок Калужский, с кадастровым номером 50:58:100301:315, площадью 2747 кв.м;
- обязать устранить допущенное нарушение права, запретить администрации г.Серпухова Московской области предъявление к ООО "Ренессанс-Серпухов" дополнительных требований к перечню документов, необходимых для получения разрешения на строительство указанного объекта, не предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в том числе требований о получении ООО "Ренессанс-Серпухов" согласований с Министерством культуры Московской области;
- признать незаконным решение Главы города Серпухова Московской области, оформленное письмом от 30.04.2013 N вх.-2/914, об отказе в продлении аренды земельного участка с кадастровым номером 50:58:100301:315, предоставленного постановлением Главы г.Серпухова от 04.06.2010 N 1028 в аренду для строительства магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе, обязать Главу города Серпухова Московской области принять постановление о продлении аренды земельного участка с кадастровым номером 50:58:100301:315 путем заключения с ООО "Ренессанс-Серпухов" договора аренды на новый срок либо дополнительного соглашения к договору аренды N6403-1-3-2013 от 10.06.2010 в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу; обязать Комитет по управлению имуществом города Серпухова Московской области заключить договор аренды с ООО "Ренессанс-Серпухов" на новый срок или дополнительное соглашение о продлении договора аренды земли N6403-1-3-2013 от 10.06.2010 в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу.
Определением от 18.10.2013 судом первой инстанции принято к рассмотрению встречное исковое заявление Комитета по управлению имуществом города Серпухова, уточненное в порядке статьи 49 АПК РФ, с требованиями:
- считать договор аренды N 6401-1-3-2013 от 10.06.2010 прекратившимся с 01.06.2013;
- обязать ООО "Ренессанс-Серпухов" в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок с кадастровым номером 50:58:100301:315 от строительного мусора, строительных материалов, ограждения земельного участка;
- обязать ООО "Ренессанс-Серпухов" в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда вернуть Комитету по управлению имуществом г Серпухов по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 50:58:100301:315.
Решением от 24 декабря 2013 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования общества в части признания незаконным решения Администрации г. Серпухова Московской области, оформленного письмом от 12.04.2013 N вх-2/756; выдаче разрешения на строительство магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, город Серпухов, переулок Калужский с кадастровым номером 50:58:100301:315, площадью 2747 кв.м; признания незаконным решения Главы города Серпухова Московской области, оформленного письмом от 30.04.2013 N вх.-2/914; обязании Главу города Серпухова Московской области принять постановление о продлении аренды земельного участка с кадастровым номером 50:58:100301:315; обязании Комитета по управлению имуществом города Серпухова Московской области заключить договор аренды с ООО "Ренессанс-Серпухов" на новый срок или дополнительное соглашение о продлении договора аренды земли N6403-1-3-2013 от 10.06.2010. В остальной части требования основного иска и встречный иск оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет по управлению имуществом города Серпухова обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным в части удовлетворения заявленных требований ООО "Ренессанс-Серпухов" и отказа в удовлетворении заявленных Комитетом встречных требований, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить в обжалуемой части.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель Комитета указал, что обществом в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предоставлен не полный пакет документов для получения разрешения. У администрации отсутствовали основания для принятия решения в подготовке документации по планировке территории, так как от заявителя не поступало предложений в соответствии с градостроительным законодательством. Общество ненадлежащим образом исполняло требования договора аренды от 10.06.2010 N 6403-1-3-2013, поскольку на спорном земельном участке не производились строительные работы в течение всего срока аренды. Проведение строительных работ не согласовано обществом с уполномоченными органами государственной власти в области охраны объектов культурного наследия - Министерством культуры Московской области.
Представитель администрации поддержал доводы жалобы Комитета. Просил обжалуемое решение отменить в части удовлетворения требований общества и отказа в удовлетворении встречного иска. Просит отказать в удовлетворении всех требований общества и удовлетворить встречный иск. Пояснил апелляционному суду, что апелляционную жалобу на решение суда администрация и глава города подавать не намерены. Просит проверить решение в обжалуемой Комитетом части.
Апелляционная жалоба Министерства культуры Московской области возвращена определением апелляционного суда от 01.04.2014, поскольку не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, указал, что в утвержденном градостроительном плане земельного участка отсутствуют ограничения использования земельного участка. Доводы Комитета об отсутствии обращения общества к Главе г. Серпухов о подготовке документации по планировке территории не обоснованны, так как в материалы дела представлены переписка между заявителем и администрацией. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Согласований с Министерством культуры Московской области не требуются, все документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство, предоставлены.
Апелляционный суд в отсутствие возражений участвующих в деле лиц проверил решение Арбитражного суда Московской области в обжалуемой части по доводам жалобы в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей, Министерства культуры Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.08.2009 осуществлен выбор земельного участка, о чем составлен Акт выбора земельного участка, в котором указано, что городская комиссия считает возможным предоставить земельный участок площадью 2747 кв.м для строительства магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе.
14.09.2009 принято постановление Главы г.Серпухова N 1933 "Об утверждении акта выбора и схемы земельного участка для строительства магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе, расположенного по адресу: Московская область, г.Серпухов, Калужский переулок.
03.10.2009 Администрацией города Серпухова опубликовано в газете "Серпуховские вести" N 110 сообщение "О намерении проведения строительства объекта административно-общественного, торгово-обслуживающего назначения на территории города" на земельном участке площадью 2747 кв.м.
27.10.2009 на заседании городского Совета по градостроительному регулированию и градостроительной политике при Главе города Серпухова N 10 согласовано предоставление ООО "Ренессанс-Серпухов" земельного участка площадью 2747 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, город Серпухов, переулок Калужский.
01.12.2009 принято постановление Главы г. Серпухова N 2523 "О предварительном согласовании ООО "Ренессанс-Серпухов" места размещения строительства магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, Калужский переулок.
04.06.2010 принято постановление Главы г. Серпухова N 1028 "О предоставлении ООО "Ренессанс-Серпухов" в аренду земельного участка для строительства магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе, расположенного по адресу: Московская область, г.Серпухов, Калужский переулок".
07.04.2010 земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 50:58:100301:315, что подтверждается кадастровыми паспортами от 07.04.2010, 01.04.2013.
10.06.2010 заключен Договор аренды N 6403-1-3-2013, согласно которому ООО "Ренессанс-Серпухов" передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:58:100301:315 площадью 2747 кв.м, расположенный в границах плана Муниципального образования "Город Серпухов Московской области" по адресу: Московская область, г. Серпухов, Калужский переулок, для строительства магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе сроком до 31.05.2013.
Договор аренды N 6403-1-3-2013 от 10.06.2010 зарегистрирован в ЕГРП 26.07.2010, что подтверждается соответствующим штампом на последней странице договора.
07.06.2010 на рассмотрение и обсуждение городского Совета по градостроительному регулированию и градостроительной политике при Главе города Серпухова представлены предпроектные предложения строительства магазина.
26.07.2011 принято постановление Главы г.Серпухова N 1088 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка", пунктом 2 данного постановления обществу предписано осуществлять строительство магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе в соответствии с требованиями градостроительного плана.
24.12.2012, 19.02.2013, 17.04.2013, 29.04.2013 поданы заявления с просьбой арендатора заключить договор аренды земельного участка на новый срок.
Письмом от 30.04.2013 администрация отказала в продлении арендных отношений с ООО "Ренессанс-Серпухов", указав, что ООО "Ренессанс-Серпухов" осуществляет строительство без разрешительной документации.
21.02.2012 подано заявление в администрацию города (вх.N вх-2/394) о выдаче разрешения на строительство магазина по продаже автозапчастей на земельном участке с кадастровым номером 50:58:100301:315 площадью 2747 кв.м по адресу: Московская область, г. Серпухов, переулок Калужский.
19.03.2012 письмом администрация города Серпухова Московской области отказала в выдаче разрешения на строительство, указав, что в соответствии с Градостроительным планом города Серпухова и Правилами землепользования и застройки города Серпухова Московской области земельный участок находится на территории зон охраны объектов культурного наследия, в связи с чем ООО "Ренессанс-Серпухов" необходимо согласовать архитектурное решение фасада здания с Министерством культуры Московской области.
17.05.2012 письмом администрация города Серпухова Московской области, рассмотрев повторное письмо о выдаче разрешения на строительство, указало, что проектная документация не соответствует статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 51 Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области запрещается проведение всех видов строительных работ без согласования с уполномоченными органами государственной власти в области охраны объектов культурного наследия - Министерством культуры Московской области.
В письме администрации города Серпухова Московской области от 04.07.2012 также указано на запрещение проведения всех видов строительных работ без согласования с уполномоченными органами государственной власти в области охраны объектов культурного наследия - Министерством культуры Московской области.
08.10.2012 истец вновь обратился в администрацию города Серпухова Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
В письме 18.10.2012 администрация города Серпухова Московской области также ссылается на пункт 51 Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области.
04.04.2013 истцом подано заявление о выдаче разрешения на строительство с приложениями.
Письмом от 12.04.2013 администрация города Серпухова Московской области сообщило о невозможности удовлетворения заявления со ссылкой на пункт 51 Правил землепользования и застройки, а также указанием на то, что в проектной документации отсутствуют технические условия, выданные организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения на территории г. Серпухова, на основании которых выполнен сводный план сетей объектов строительства.
ООО "Ренессанс-Серпухов", полагая, что отказ в продлении арендных отношений и выдаче разрешения на строительство не соответствуют закону и нарушают его права, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований ООО "Ренессанс-Серпухов", об отказе в удовлетворении встречных требований Комитета, на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Частью 7 статьи 51 Кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ к указанному заявлению прилагаются документы, следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
- разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
- согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
- копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с прямым указанием части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации требовать от заявителя иные документы не допускается.
Согласно материалам дела 21.02.2012 ООО "Ренессанс-Серпухов" подано заявление в администрацию города (вх.N вх-2/394) о выдаче разрешения на строительство магазина по продаже автозапчастей на земельном участке с кадастровым номером 50:58:100301:315 площадью 2747 кв.м по адресу: Московская область, г.Серпухов, переулок Калужский.
Из приложения к заявлению следует, что в администрацию города Серпухова представлены архитектурная концепция, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (копии) на 23 листах, проект строительства магазина по продаже автозапчастей на 13 листах, проект организации строительства на 46 листах.
Согласно заявлению от 04.04.2013 о выдаче разрешения на строительство, в администрацию г. Серпухова Московской области представлены: правоустанавливающие документы на земельный участок - копия договора аренды от 10.06.2010, градостроительный план земельного участка, пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, схемы, отражающие архитектурные решения объекта строительства, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявитель при обращении в администрацию представил все необходимые документы, установленные действующим законодательством, для выдачи разрешения на строительство, в связи с чем, довод Комитета о непредставлении обществом документов в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ признается апелляционным судом несостоятельным.
Требование от заявителя иных документов, не предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, не допускается.
Отказывая в выдаче разрешения на строительство, администрация г. Серпухова Московской области ссылается на статью 51 Правил землепользования и застройки г.Серпухова Московской области о запрете проведения всех видов строительных и земляных работ без согласования с уполномоченными органами государственной власти в области охраны объектов культурного наследия - Министерством культуры Московской области.
Апелляционный суд находит необоснованной ссылку администрации при отказе в выдаче разрешения на строительство на Правила землепользования и застройки г.Серпухова Московской области на основании следующего.
В соответствии со статьей 51 Правил землепользования и застройки г. Серпухова Московской области, утвержденных Решением Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 26.05.2010 N 560/88, использование земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий, связанных с объектами культурного наследия, отображенных на карте, приведенной в статье 38 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами, установленными главой 13 настоящих Правил, и с учетом ограничений, предусмотренных частями 2-12 настоящей статьи.
Согласно Постановлению Правительства Московской области от 27.09.2013 N 771/43 "Об утверждении Перечня исторических поселений областного значения в Московской области" город Серпухов входит в перечень исторических поселений областного значения Московской области.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 15 названного Закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
В соответствии с настоящим Федеральным законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (статьи 16 Закона).
Администрацией не представлено доказательств того, что земельный участок, с кадастровым номером 50:58:100301:315 расположен в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия, в связи с чем причина отказа в выдаче разрешения на строительство, выразившиеся в несогласовании с уполномоченными органами государственной власти в области охраны объектов культурного наследия - Министерством культуры Московской области, признается апелляционным судом неправомерной.
В соответствии со статьей 38 Правил землепользования и застройки г. Серпухова границы зон с особыми условиями использования территорий, связанных с объектами культурного наследия, могут не совпадать с границами зон охраны объектов культурного наследия.
Границы зон охраны объектов культурного наследия устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
Использование земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий, связанных с объектами культурного наследия, осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами, установленными главой 13 настоящих Правил и с учетом ограничений, предусмотренных статьей 51 настоящих Правил.
Как следует из представленной в дело выписки из Правил землепользования и застройки города Серпухова земельный участок с кадастровым номером 50:58:100301:315 расположен в границах зоны 5,12.
В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Правил землепользования и застройки зона 5 устанавливается для участков, расположенных в исторических границах города XIX века, а также на территориях между исторической сохраняемой застройкой регулярного города и современной градостроительной средой.
Режим зоны 5 предусматривает:
1) строительство жилой застройки, объектов культурно-бытового назначения, объектов жилищно-коммунального назначения с высотными параметрами до 15 м;
2) размещение объектов жилищно-коммунального назначения в глубине участков.
Таким образом, размещение магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений с высотными параметрами до 15 метров, кафе в границах зоны 5 не исключается
Зона 12 устанавливается на территории, подлежащие археологическим исследованиям.
В границах зоны 12 запрещается проведение всех видов строительных и земляных работ без согласования с уполномоченными органами государственной власти в области охраны объектов культурного наследия.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Правила землепользования и застройки устанавливают особый порядок осуществления строительных и земляных работ, при этом не возлагают на лицо, обратившееся с заявлением о выдаче разрешения на строительство, дополнительных требований, не указанных в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выполнение которых необходимо для получения разрешения на строительство.
Также несостоятелен довод администрации г. Серпухова об отсутствии в проектной документации технических условий, выданных организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения на территории г. Серпухова, на основании которых выполнен сводный план сетей объектов строительства.
Как следует из заявления от 04.04.2013 о выдаче разрешения на строительство, в администрацию г. Серпухова Московской области представлены, в том числе, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Требования о представлении технических условий, выданных организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, статья 51 Градостроительного кодекса не содержит.
Кроме того, как следует из раздела 4 Градостроительного плана земельного участка технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения выданы ТУ МУП "Водоканал-Сервис", ТУ МУП "Серпуховская городская электросеть", ТУ ГУП "Серпуховский межрайонный трест газового хозяйства".
Градостроительный план не оспорен и, не отменен в установленном порядке, основания для выдачи Градостроительного плана недействительными не признаны.
Доказательств обратного в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Ренессанс-Серпухов" представлен весь перечень документов, предусмотренный статьей 51 ГрК РФ, необходимый для выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что отказ в предоставлении разрешения на строительство магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе на земельном участке с кадастровым номером 50:58:100301:315, не соответствует статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о незаконности решения администрации г. Серпухова Московской области, оформленное письмом от 12.04.2013 N вх-2/756, об отказе в предоставлении разрешения на строительство магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе, на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, город Серпухов, переулок Калужский, с кадастровым номером 50:58:100301:315, площадью 2747 кв.м.
Довод администрации г. Серпухова и Главы города о необходимости получения согласования вопроса о выдаче разрешения на строительство в Минкультуры Московской области со ссылкой на п. 3 ч. 3 ст. 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", апелляционным судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм права, поскольку данная норма не устанавливает такой обязанности в целях получения разрешения на строительство.
Поскольку решения администрации г. Серпухова Московской области, оформленное письмом от 12.04.2013 N вх-2/756, об отказе в предоставлении разрешения на строительство признано незаконным, апелляционный суд с целью устранения допущенного нарушения права и восстановления нарушенного права заявителя приходит к выводу о необходимости обязать администрацию г.Серпухов Московской области выдать разрешение на строительство магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, город Серпухов, переулок Калужский с кадастровым номером 50:58:100301:315, площадью 2747 кв.м.
Довод администрации г. Серпухова о том, что без проверки соответствия документов общества требованиям градостроительного плана отсутствуют основания для обязания администрации выдать испрашиваемое разрешение на строительство, апелляционным судом отклоняется, поскольку судом не установлено несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Кроме того, администрацией в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представлено суду доказательств такого несоответствия.
ООО "Ренессанс-Серпухов" заявлены также требования о признании незаконным решения Главы города Серпухова Московской области, оформленное письмом от 30.04.2013 N вх.-2/914, об отказе в продлении аренды земельного участка с кадастровым номером 50:58:100301:315, предоставленного постановлением Главы г.Серпухова N 1028 от 04.06.2010 в аренду для строительства магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе, обязании Главы города Серпухова Московской области принять постановление о продлении аренды земельного участка с кадастровым номером 50:58:100301:315 путем заключения с ООО "Ренессанс-Серпухов" договора аренды на новый срок либо дополнительного соглашения к договору аренды N 6403-1-3-2013 от 10.06.2010 в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу; обязании Комитета по управлению имуществом города Серпухова Московской области заключить договор аренды с ООО "Ренессанс-Серпухов" на новый срок или дополнительное соглашение о продлении договора аренды земли N 6403-1-3-2013 от 10.06.2010 в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением земельных участков изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Подобная норма также содержится в пункте 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, установленных земельным законодательством.
Во взаимосвязи с положениями статьи 22, пункта 3 статьи 35, пункта 1 статьи 36 и статьи 46 Земельного кодекса РФ можно сделать вывод о том, что данными случаями являются:
-наличие на земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности иных лиц, имеющих преимущественное право покупки или аренды земельного участка;
-наличие на земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении граждан и юридических лиц, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
-в том случае, если имеются основания для прекращения договора аренды.
Согласно пункту 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
1) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса;
2) использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
4) неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
5) изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 настоящего Кодекса;
6)реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 настоящего Кодекса;
7)в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно материалам дела, арендодатель отказал обществу в продлении договора аренды на новый срок, указав, что на земельном участке ведется строительство без разрешительной документации.
Вместе с тем, как установлено в рамках рассмотрения настоящего дела, администрацией г. Серпухова отказано в выдаче разрешения на строительство необоснованно.
Кроме того, статья 46 Земельного кодекса начало строительства не называет в качестве основания для прекращения договора аренды.
На земельный участок выдан Градостроительный план, договор аренды от 10.06.2010 также предусматривает использование участка для строительства магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок имеет разрешенное использование - для строительства магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе. Назначение земельного участка за весь период его использования не менялось.
Исходя из изложенного, целевым назначением данного земельного участка является строительство на нем магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе.
Арендодатель, администрация г. Серпухова не представили доказательств использования земельного участка с кадастровым номером 50:58:100301:315 не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Земельного кодекса, иных оснований, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ в дело также не представлено.
Как следует из оспариваемого письма на территории земельного участка с кадастровым номером 50:58:100301:315 установлен железный каркас здания (строения, сооружения), который находится на железобетонном фундаменте.
Вместе с тем, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ Комитетом по управлению имуществом города Серпухова, администрацией города Серпухов Московской области не представлены документы о наличии на земельном участке с кадастровым номером 50:58:100301:315 самовольных строений, сооружений.
Как следует из акта обследования земельного участка с фотоматериалами, проведенного с участием МУП Серпуховского района "Проектно-производственная фирма архитектуры и градостроительства Серпуховского района, земельный участок обнесен по границе металлическим ограждением. Имеется свободный доступ на земельный участок. На земельном участке складирован строительный материал. На земельном участке объекты капитального строительства отсутствуют (л.д. 92, т. 2).
Согласно Техническому заключению Муниципального унитарного предприятия Серпуховского муниципального района "проектно-производственная фирма архитектуры и градостроительства Серпуховского района" от 30.08.2013 по результатам обследования земельного участка с кадастровым нмоером 50:58:100301:315 на земельном участке объект капитального строительства отсутствует (л.д. 106,т.2).
Согласно Техническому заключению ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" Московский филиал от 02.09.2013 N 351-Т3 по итогам обследования земельного участка с кадастровым номером 50:58:100301:315 объект капитального строительства на земельном участке отсутствует (л.д. 107,т.2).
Как следует из материалов дела, земельный участок сформирован и предоставлен истцу в целях строительства магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе.
Доказательств того, что цель, в соответствии с которой обществу был предоставлен в аренду земельный участок, достигнута, Комитет по управлению имуществом, Администрация г. Серпухова в материалы дела не представила.
Исходя из положений, содержащихся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985, правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.
Так, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 46 этого Кодекса основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка.
При этом в силу положений статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Целью использования земельного участка в соответствии с договором аренды является завершение строительства объекта.
Доказательств того, что цель, в соответствии с которой обществу был предоставлен в аренду земельный участок, достигнута, материалы дела не содержат.
Довод Комитета о том, что обязательства, взятые на себя по договору аренды земли ООО "Ренессанс-Серпухов" не выполнены, строительные работы на земельном участке по строительству магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе не производились, апелляционный суд признает несостоятельным.
С учетом положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, дающим право застройщику осуществлять строительство, является разрешение на строительство. Для его получения застройщик должен представить в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок, проект организации строительства, градостроительный план земельного участка. Соответственно без указанных документов использование земельного участка по назначению невозможно.
В соответствии со статьей 46 Земельного кодекса в трехлетний срок не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
При этом, под неиспользованием земельного участка следует понимать бездействие арендатора, выражающееся в невыполнении тех обязанностей, правил, требований, которые установлены законом или договором применительно к использованию земель для строительства.
Достаточность и уважительность таких причин, объясняющих длительную просрочку в исполнении обязательств, необходимо оценивать применительно к положениям статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, относящих к таким обстоятельствам стихийные бедствия или иные обстоятельства, объективно существовавшие в реальности вне зависимости от воли общества и безусловно исключавшие возможность целевого использования земельного участка. Указанная норма из трехлетнего срока неиспользования земельного участка исключает время, необходимое для освоения земельного участка, то есть время на проведение инженерных изысканий, получение градостроительного плана земельного участка, проведение работ по архитектурно-строительному проектированию, прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство, а также время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 450, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.
Как следует из материалов дела, обществом получены необходимые согласования и техусловия, а именно, утвержден Проект строительства, получен Градостроительный план, что является подтверждением того обстоятельства, что после заключения договора аренды арендатор осуществлял освоение земельного участка.
ООО "Ренессанс-Серпухов" после получения ответа Администрации города (исх.N вх-2/394) 19.03.2012 о необходимости получить согласование с Министерством культуры Московской области, предпринимались меры по получению необходимого согласования, что подтверждается перепиской между ООО "Ренессанс-Серпухов" и Министерством культуры Московской области.
В связи с отказом в выдаче разрешения на строительство, ООО "Ренессанс-Серпухов" обратился в Серпуховскую городскую прокуратуру, из которой 16.05.2013 был получен ответ.
Исходя из изложенного, ООО "Ренессанс-Серпухов" осуществляло мероприятия по получению необходимой разрешительной документации для целевого использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.
Кроме того, как установлено выше, администрацией г. Серпухова отказано в выдаче разрешения на строительство необоснованно.
Таким образом, ООО "Ренессанс-Серпухов" предпринимало меры, необходимые для выполнения обязательств, предусмотренных договором, однако бездействие администрации, Комитета по заключению договора аренды на новый срок либо дополнительного соглашения к договору аренды N 6403-1-3-2013 от 10.06.2010 не позволило ООО "Ренессанс-Серпухов" выполнить в полной мере обязательства по договору.
В материалы дела приобщены платежные поручение об оплате ООО "Ренессанс-Серпухов" арендных платежей.
В силу положений статьи 35 Земельного кодекса РФ не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договоров аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановления Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985/08 и от 18.09.2012 N 4464/12).
Учитывая изложенные фактические обстоятельства суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ООО "Ренессанс-Серпухов" приступило к освоению земельного участка, понесло определенные финансовые затраты, направленные на подготовку необходимой для начала строительства документации, следовательно, основания для прекращения договора аренды, предусмотренные подпунктом 4 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ, отсутствуют.
Таким образом, решение Главы города Серпухова Московской области, оформленное письмом от 30.04.2013 N вх.-2/914, об отказе в продлении аренды земельного участка с кадастровым номером 50:58:100301:315, предоставленного постановлением Главы г.Серпухова N 1028 от 04.06.2010 в аренду для строительства магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе, правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Поскольку в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Комитет по управлению имуществом г. Серпухова не имеет право заключать соглашения о продлении срока действия договоров аренды без наличия соответствующего ненормативного правового акта, изданного Администрацией г. Серпухова в порядке, установленном действующим законодательством, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования общества об обязании Главы города Серпухова Московской области принять постановление о продлении аренды земельного участка с кадастровым номером 50:58:100301:315 путем заключения с ООО "Ренессанс-Серпухов" договора аренды на новый срок либо дополнительного соглашения к договору аренды N 6403-1-3-2013 от 10.06.2010 в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу; обязании Комитета по управлению имуществом города Серпухова Московской области заключить договор аренды с ООО "Ренессанс-Серпухов" на новый срок или дополнительное соглашение о продлении договора аренды земли N6403-1-3-2013 от 10.06.2010 в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу.
В этой связи требования Комитета о расторжении договора правомерно признаны судом необоснованными. Не подлежит удовлетворению требование Комитета об обязании ООО "Ренессанс-Серпухов" возвратить спорный земельный участок.
Апелляционным судом отклоняется довод жалобы о неисполнимости решения суда об обязании заключить договор аренды земельного участка, поскольку в решении не указано условия, на которых стороны обязаны заключить договор (срок договора, а также новый договор или дополнительное соглашение), в связи со следующим.
Обжалуемым решением на Комитет возложена обязанность заключить с обществом договор аренды земельного участка на новый срок или дополнительное соглашение о продлении договора аренды. Новым сроком является тот же срок, на который был заключен договор аренды от 10.06.2010 г. N 6403-1-3-2013, которым также определен предмет и другие его существенные условия. Размер арендной платы за пользование земельным участком является нормативно регулируемой величиной и не может влиять на возможность исполнения судебного акта в указанной части.
В случае неясности порядка исполнения решения, заинтересованное лицо вправе обратиться к суду с заявлением о разъяснении порядка исполнения судебного акта.
Вместе с тем, апелляционный суд в целях исполнимости судебного акта считает необходимым в обжалуемой части решение суда изменить, изложив третий абзац резолютивной части в следующей редакции: обязать администрацию г. Серпухова Московской области выдать разрешение на строительство магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, г.Серпухов, переулок Калужский с кадастровым номером 50:58:100301:315, площадью 2747 кв.м.
Иных оснований для удовлетворения жалобы Комитета по управлению имуществом города Серпухова апелляционный суд не находит, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2013 по делу N А41-22170/13 в обжалуемой части изменить, изложив третий абзац резолютивной части в следующей редакции:
Обязать администрацию г. Серпухова Московской области выдать разрешение на строительство магазина по продаже автозапчастей, административно-офисных помещений, кафе на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, г. Серпухов, переулок Калужский с кадастровым номером 50:58:100301:315, площадью 2747 кв.м.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22170/2013
Истец: ООО "Ренессанс-Серпухов"
Ответчик: Администрация г. Серпухов, Администрация Серпуховского района, Глава города Серпухова Московской области, Комитет по управлению имуществом г. Серпухов Московской области, Комитет по управлению имуществом города Серпухов
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-985/14
01.04.2014 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-768/14
24.12.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-22170/13
20.11.2013 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11589/13