г. Томск |
|
7 апреля 2014 г. |
Дело N А45-20847/2013 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кудряшевой Е.В., Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой М.Л.,
при участии в судебном заседании:
от ФНС России: Хлобыстов Е.В., доверенность от 2.12.2013 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России (рег. N 07АП-1914/14) на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.01.2014 г. (судья Гофман Н.В.) по делу N А45-20847/2013 по заявлению ФНС России о признании несостоятельным (банкротом) ООО "ПромСнаб",
УСТАНОВИЛ:
15.11.2013 уполномоченный орган - Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Новосибирска, обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника - ООО "ПромСнаб" ссылаясь на наличие просроченной свыше трех месяцев задолженности в размере 6 799 221 рубля 90 копеек.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.01.2014 г. производство по делу N А45-20847/2013 о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника - ООО "ПромСнаб", прекращено.
Не согласившись с вынесенным определением, ФНС России обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование апелляцион6ной жалобы уполномоченный орган указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм закона, а также на то, что из имеющихся материалов дела усматриваются основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в порядке статьи 10 Закона о банкротстве.
Представитель ФНС России в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя ФНС России, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, определив на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, проверив законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ООО "ПромСнаб" зарегистрировано и поставлено на налоговый учет ИФНС по Ленинскому району города Новосибирска 02.12.2008.
Единственным учредителем Общества является Патлатюк Елена Николаевна, зарегистрированная по адресу: 660062, г. Красноярск, ул. Высотная, 21-42.
Руководителем общества является Томилов Виктор Юрьевич, зарегистрированный по адресу: 630978, Красноярский край, Козульский район, п. Косачи, ул. Заречная, 12-1.
По состоянию на 11.11.2013 размер задолженности ООО "ПромСнаб" по обязательным платежам составляет 6 799 221 рубль 90 копеек, в том числе: 4 399 309 рублей 44 копейки - основной долг, 1 295 849 рублей 46 копеек - пени, 1 104 063 рубля - штраф, что подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на 11.11.2013, справкой о задолженности по обязательствам перед Российской Федерацией N 1843 от 14.11.2013, решением N 12126 от 16.03.2011 о проведении камеральной проверки.
В соответствии со статьями 69,70 Налогового кодекса РФ уполномоченным органом в адрес должника направлено требование об уплате налога, пени, штрафа N 965 от 11.04.2011.
Согласно статье 46 НК РФ должнику были направлено решение о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках N 1515 от 21.06.2011.
В силу статьи 47 НК РФ налоговым органом вынесено постановление о взыскании задолженности за счет имущества организации N 1510 от 21.06.2011.
Таким образом, процедура принудительного взыскания недоимки уполномоченным органом соблюдена.
Уполномоченный орган обращался в службу судебных приставов и в прокуратуру с заявлениями о взыскании с должника задолженности и о привлечении к ответственности руководителя ООО "ПромСнаб".
Службой судебных приставов - исполнителей вынесено постановление N 198901/12/06/54 от 18.07.2012, согласно которому невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей.
Как указывает уполномоченный орган, последняя бухгалтерская отчетность ООО "ПромСнаб" сдавалась в Инспекцию 28.07.2010 (квартальная, за 6 месяцев 2010 года), в соответствии с которой у должника имелись запасы в размере 2 155 000 рублей, дебиторская задолженность на сумму 23 890 000 рублей, кредиторская задолженность в сумме 26 180 000 рублей, готовая продукция в размере 2 150 000 рублей.
ООО "ПромСнаб" по данным Инспекции имеет один открытый расчетный счет в ОАО "Сбербанк России". Последние операции по счету осуществлялись в сентябре 2010 года.
Как указывает уполномоченный орган, организация - должник по юридическому адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, не находится, предпринимательскую и иную экономическую деятельность не осуществляет.
Уполномоченным органом направлены запросы в государственные органы о наличии недвижимого или движимого имущества у должника. Согласно ответам регистрирующих органов какое-либо имущество за должником не зарегистрировано.
В связи с тем, что задолженность по обязательным платежам ООО "ПромСнаб" просрочена свыше трех месяцев, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "ПромСнаб" несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства по упрощенной процедуре.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции исходил из того, что уполномоченным органом не представлено доказательств наличия у должника имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве, при этом, заявлений иных кредиторов, готовых нести данные расходы, в суд не поступали. Наличие только бюджетного финансирования процедуры банкротства основанием для удовлетворения заявления уполномоченного органа не является.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 1 статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено, что в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
При этом согласно пункту 2 статьи 227 Закона о банкротстве, заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" разъяснено: если в ходе рассмотрения дела о банкротстве, в том числе при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом, обнаружится, что имеющегося у должника имущества (с учетом планируемых поступлений) недостаточно для осуществления расходов по делу о банкротстве, судья по своей инициативе либо по ходатайству участвующего в деле лица назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что указанное основание прекращения производства по делу о банкротстве может быть применено судом по своей инициативе.
Из пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" следует, что после принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом и до вынесения решения о признании его банкротом судам необходимо проверять, являются ли требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей законными и обоснованными, не утрачена ли возможность принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке. При этом судам следует учитывать, что бремя доказывания названных обстоятельств возлагается на уполномоченный орган. Если установлено отсутствие указанных обстоятельств либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Закона о регистрации.
При этом в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" разъяснено, что поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. В качестве доказательств могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника. Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения конкретных лиц (единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов управления и иных лиц, указанных в статьях 9, 10 Закона о банкротстве) к такой ответственности. В этом случае заявление должно быть принято арбитражным судом.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не опровергнуто то, что какое-либо имущество у должника отсутствует.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод уполномоченного органа о возможности погашения судебных расходов за счет привлечения к субсидиарной ответственности учредителя (участника) должника, поскольку заявитель не обосновал ни наличие оснований, ни реальную возможность привлечения указанного лица к такой ответственности.
Обоснования возможности погашения судебных расходов за счет оспаривания сделок должника и возврата в конкурсную массу полученного по сделкам уполномоченный орган не представил.
Правомерно установлено судом первой инстанции и то, что бывшие руководители должника зарегистрированы в городе Красноярске, что подтверждается представленными в материалы дела адресными справками УФМС России по Красноярскому краю. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что возбуждение процедуры банкротства при наличии финансирования процедур банкротства должника только за счет бюджетных средств, в отсутствие вероятности обнаружения имущества, позволяющего погасить кредиторскую задолженность, не отвечает задачам и смыслу производства по делу о банкротстве должника, а также влечет необоснованное расходование бюджетных средств, поскольку указанный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Новосибирской области от "17" января 2014 г. по делу N А45-20847/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Логачев К.Д. |
Судьи |
Кудряшева Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20847/2013
Должник: ООО "ПромСнаб"
Кредитор: Инспекция федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Новосибирска
Третье лицо: ГУ ФССП по НСО, ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска, НП "Дальневосточная межрегиональная СРО ПАУ", Томилов Виктор Юрьевич, Управление Росреестра по НСО