г. Москва |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А41-57173/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Перкиной Ю.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Шатских В.А., по доверенности от 10.05.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2014А41-57173/13, принятое судьей Валюшкиной В.В., по заявлению Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Аэропит-Сервис" (ИНН 5047061576, ОГРН 1045009560507) штрафа в сумме 669 214 рублей 81 копейки,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аэропит-Сервис" о взыскании 669 214 рублей 81 копейки штрафа за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений за 1 квартал 2013 года.
Решением от 04 февраля 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования пенсионного фонда удовлетворил в части взыскания с ООО "Аэропит-Сервис" в соответствующий бюджет штрафа в сумме 11 153 рублей 58 копеек, государственной пошлины в сумме 2 000 рублей. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, пенсионный фонд обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным в части отказа в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить в обжалуемой части.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на правомерное привлечение общества к ответственности за правонарушение, предусмотренное законодательством об обязательном пенсионном страховании. Суд необоснованно снизил размер назначенного штрафа.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв, согласно которому плательщик не оспаривает представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц за 1 квартал 2013 года с нарушением установленного законом срока, между тем, считает, что при принятии решения органом пенсионного фонда не учтено наличие смягчающих обстоятельств. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Аэропит-Сервис" не представлены в установленный законом срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по формам АДВ-6-2 за 1 квартал 2013 года.
Выявив указанные обстоятельства, орган Пенсионного фонда Российской Федерации, составил акт N 89 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.05.2013 по признаку представления сведений с нарушением установленных сроков за 1 квартал 2013 года. Акт с указанием даты рассмотрения материалов проверки направлен в адрес организации заказным письмом, что подтверждается представленными в материалы дела копией почтового реестра, свидетельствующего об отправке почтовой корреспонденции с отметкой органа почтовой связи.
Рассмотрев материалы проверки, орган Пенсионного фонда Российской Федерации принял решение от 03.07.2013 N 65 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым привлек организацию к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 669 214 рублей 81 копейки.
Направленное страхователю требование исполнено не было, что послужило поводом для обращения органом Пенсионного фонда Российской Федерации в суд с заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о снижении назначенного обществу штрафа до 11 153 рублей 58 копеек в силу следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон) целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверных сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении, развитии, заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу статьи 5 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ юридические лица и их обособленные подразделения сами представляют о себе сведения в органы ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователей.
Согласно статье 16 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ органы ПФР имеют право требовать от юридического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Одновременно в силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные подпунктами 1-10 данного пункта: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными данным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
На основании пункта 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Формы документов утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 192п от 31.07.2006 "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2006 за номером 8392, опубликовано в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 48 от 27.11.2006, N 49 от 04.12.2006).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из диспозиции вышеуказанной нормы, она устанавливает ответственность за два отдельных состава правонарушений:
- непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно материалам дела заинтересованным лицом за отчетный период - 1 квартал 2013 года сведения необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета представлены 16.05.2013, то есть с нарушением установленного срока.
Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Таким образом, ООО "Аэропит-Сервис" не исполнена в установленные сроки возложенная на него законом обязанность по представлению полных и достоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2013 года, в связи с чем пенсионный фонд правомерно привлек заинтересованное лицо к ответственности.
Вместе с тем, частью 4 пункта 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из совокупного толкования названных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность плательщика страховых взносов обстоятельства в силу прямого указания закона.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно расценил в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность общества, совершение правонарушения впервые, незначительный пропуск срока (1 день) представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2013 года, своевременное начисление и уплата организацией страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, представление сведений с нарушением сроков связано с техническими проблемами в работе службы технической поддержки, в доказательство чего представлено письмо N Ш-12/1 от 01.07.2013 ООО "ГЛАСНЕТ", в связи с чем правомерно снизил размер назначенного штрафа до 11 153 рублей 58 копеек.
С учетом изложенного, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г.Москве и Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.02.2014 по делу N А41-57173/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57173/2013
Истец: ГУ - ГУ ПФ РФ N5 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ООО "АЭРОПИТ-СЕРВИС"
Третье лицо: ООО "АЭРОПИТ-СЕРВИС"