г. Тула |
|
9 апреля 2014 г. |
Дело N А68-9246/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителя заявителя - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Тульской области (ИНН 7118023083, ОГРН 1047103420000) - Алимовой А.И. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие заинтересованного лица - администрации муниципального образования Крестовское Чернского района (ИНН 7135037720, ОГРН 1067151004337), рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.12.2013 по делу N А68-9246/2013, установил следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Тульской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования Крестовское Чернского района (далее - администрация) штрафа в сумме 1 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что инспекцией пропущен срок обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 год.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный об удовлетворении заявления.
Налоговый орган не согласен с выводом суда первой инстанции о пропуске им срока обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением. По мнению инспекции, суд первой инстанции неправомерно применил к рассматриваемым отношениям положения статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). Заявитель апелляционной жалобы полагает, что в соответствии с требованиями статьи 101 НК РФ десятидневный срок на составление акта проверки подлежит исчислению с 01.02.2013 - даты окончания камеральной проверки поданной обществом декларации по налогу на прибыль за 2011 год.
В судебное заседание администрация, надлежащим образом уведомленная о месте и времени его проведения, не явилась, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя инспекции, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.02.2013 инспекцией составлен акт N 24285, которым установлено, что налоговая декларация по налогу на прибыль за 2011 года представлена администрацией налоговому органу 28.11.2012, то есть с нарушением установленного законом срока.
По итогам проведенной проверки заместителем начальника инспекции вынесено решение от 14.03.2013 N 23216 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 1 000 рублей.
Требованием от 15.04.2013 N 20467 инспекция предложила налогоплательщику добровольно уплатить вышеуказанный штраф до 08.05.2013.
Поскольку указанное требование не исполнено администрацией в установленный срок, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК Ф налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Кодекса), представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса).
Положениями пункта 1 статьи 119 НК РФ установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 119 Кодекса, является формальным и обусловлен определенными (конкретными) сроками, в течение которых налогоплательщик обязан исполнить установленные Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности.
Таким образом, моментом обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства, является соотношение срока представления налоговой отчетности, установленной налоговым законодательством, с датой фактического ее представления налогоплательщиком.
Положениями пункта 4 статьи 289 НК РФ налогоплательщики по итогам налогового периода представляют налоговые декларации по налогу на прибыль не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2011 год налогоплательщик должен был представить не позднее 28.03.2012.
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлены статьей 108 НК РФ, в соответствии с которой привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 100.1 Кодекса).
Таким образом, порядок привлечения к налоговой ответственности применительно к составу правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, установлен статьей 101.4 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (пункт 5 статьи 101.4 Кодекса).
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (пункт 6 статьи 101.4 НК РФ).
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 8 статьи 101.4 Кодекса).
На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном статьей 69 настоящего Кодекса, и в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 настоящего Кодекса (пункт 10 статьи 101.4 НК РФ).
Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом (пункт 11 статьи 101.4 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В силу пункта 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2011 год администрация представила 28.11.2012, то есть с нарушением установленного пунктом 3 статьи 386 НК РФ срока (до 28.03.2012) более чем на восемь месяцев, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Кодекса. Датой обнаружения правонарушения является 28.11.2012.
На основании изложенного и исходя из установленной налоговым органом в акте и решении даты представления заинтересованным лицом указанной декларации (28.11.2012), суд первой инстанции правомерно указал, что исчисление совокупных сроков обращения инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании штрафных санкций должно производиться следующим образом: 10 дней на составление акта с момента выявления нарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ + 6 дней на получение акта в соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 НК РФ (20.12.2012) + 10 дней на представление возражений на акт в соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения в соответствии с пунктом 6 статьи 101.4 НК РФ + 10 дней на выставление требования в соответствии со статьей 70 НК РФ + срок, установленный для исполнения требования.
После истечения срока исполнения требования налоговый орган был вправе в течение 6 месяцев в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации обратиться с соответствующим заявлением в суд.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что настоящее заявление подано в арбитражный суд лишь 17.10.2013, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом пропущен совокупный срок обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 год.
Поскольку ходатайства о восстановлении пропущенного срока налоговый орган не заявлял, то арбитражный суд правомерно отказал инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся неприменения к рассматриваемым отношениям сторон положений статьи 101.4 НК РФ и необходимости исчисления десятидневного срока на составление акта проверки с 01.02.2013 - даты окончания камеральной проверки поданной обществом декларации по налогу на прибыль за 2011 год, подлежат отклонению, как основанные на неправильном применении норм материального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для их переоценки у судебной коллегии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 16.12.2013 по делу N А68-9246/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-9246/2013
Истец: МИФНС России N5 по Тульской области
Ответчик: Администрация муниципального образования Крестовское Чернского района