г. Чита |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А19-10182/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2014 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королёвой Д. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Эй-Би Трейд" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2013 года по делу N А19-10182/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Эй-Би Трейд" (ОГРН 1093820000251, ИНН 3820014158; адрес: Иркутская обл, Черемхово г, Первомайская ул, 164) к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" в лице филиала по Иркутской области (664011, г. Иркутск, ул. Желябова, 6) о признании незаконными действий по внесению изменений в данные государственного кадастра недвижимости сведений удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:34:015903:39 с 920 руб. 50 коп. за кв.м. на 2 450 руб. 9 коп. за кв.м.; изменению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:34:015903:39 с 39 172 559 руб. 50 коп. на 102 183 453 руб. 54 коп.; обязании привести сведения в государственном кадастре недвижимости об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с 9 видом разрешенного использования,
третьи лица: Муниципальное образование город Братск в лице Администрация муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833; адрес: 665708, Иркутская обл, Братск г, Центральный Жилой район, Ленина Проспект, 37), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653; адрес: 664011, Иркутск Город, Желябова Улица, 6), Закрытое акционерное общество "Торгово-закупочная база" (ОГРН 1023800835805, ИНН 3804024818; адрес: 665737, Иркутская обл, Братский р-н, Вихоревка г, Доковская ул, 1а, 3), комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (ОГРН 1023800841382, ИНН 3803201800; адрес: 665708, Иркутская обл, Братск г, Ленина пр-кт, 37),
(суд первой инстанции судья Ананьина Г.В.)
при участии в судебном заседании
от заявителя: Шакталаева И. А. - представитель по доверенности от 05.08.2013;
от заинтересованного лица: Полехина Е. Н. - представитель по доверенности от 08.05.2013;
от третьего лица Муниципального образования город Братск: не явился;
от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области: не явился;
от третьего лица Закрытого акционерного общества "Торгово-закупочная база": не явился;
от третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска: не явился;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эй-Би Трейд" (далее заявитель, ООО "Эй-Би Трейд") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" в лице филиала по Иркутской области (далее ФБУ "Федеральная кадастровая палата") о признании незаконными действий по внесению изменений в данные государственного кадастра недвижимости сведений удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:34:015903:39 с 920,5 руб./кв.м. на 2 450,9 руб./кв.м.; по изменению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:34:015903:39 с 39 172 559,5 руб. на 102 183 453,54 руб.; обязании привести сведения в государственном кадастре недвижимости об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:34:015903:39 в соответствии с 9 видом разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", установленным Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.12.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых действий и отсутствии нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Эй-Би Трейд" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления. Заявитель апелляционной жалобы считает, что ФБУ "Федеральная кадастровая палата" при определении кадастровой стоимости земельного участка неверно применен пункт 2.1.16 Методических указаний. Кадастровую стоимость необходимо было рассчитать в соответствии с пунктом 2.2. этих указаний.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
ФБУ "Федеральная кадастровая палата" в отзыве на апелляционную жалобу с решением суда первой инстанции согласилось.
Представитель ФБУ "Федеральная кадастровая палата" в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не направили.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.07.2009 38 АГ 842215 ООО "Эй-Би Трейд" принадлежит на праве собственности объект недвижимости - база с продовольственным магазином, назначение - нежилое, 2-этажный, общая площадь 14800,2 кв.м. лит. А, адрес объекта: Иркутская область, г. Братск П 10 14 01 01, N 01, кадастровый номер 38:34:015903:0039:25:414:001:010022209, приобретенный по договору купли-продажи N 8/2009 от 19.06.2009.
Данный объект недвижимости, расположен на земельном участке, ранее предоставленный на основании Постановления главы администрации г. Братска N 1620 от 09.08.2006 ЗАО "Торгово-закупочная база" в аренду для размещения единого производственно-хозяйственного комплекса торгово-закупочной базы (земельный участок общей площадью 4,2559 га, по адресу Иркутская область, г. Братск, П10 14 00 00 (промбаза Центального округа, восточнее пересечения автодороги "Братск-Тулун" и железной дороги Братского отделения ВСЖД), кадастровый номер 38:34:015903:39). Договор аренды от 29.12.2006 N 632-06 земельного участка зарегистрирован 01.06.2007 N 38-38-03/005/2007-658.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 08.02.2013 N 3800/601/13-32850 следует, что земельный участок кадастровый номер 38:34:015903:39, расположенный Иркутская область, г Братск П 10 14 00 00, площадь 42559 кв.м. поставлен на кадастровый учет 26.12.2006, как временно учтенный. Из сведений кадастрового учета усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 38:34:015903:39 был образован из земельных участков 38:34:015903:38; 38:34:015903:13; 38:34:015903:22.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена на основании Постановления Правительства Иркутской области от 28.02.2003 N 87-п и составляла 39 175 559,50 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 920,50 руб./м2, указанный земельный участок был отнесен к 7 виду функционального использования (земли под промышленными объектами).
В дальнейшем земельный участок 38:34:015903:39 был преобразован в части площади, с учетом преобразования площадь составила 41706 кв.м., и местоположения его границ, путем образования из него земельного участка с кадастровым номером 38:34:015903:76 площадью 0,0853 га, что следует из договора аренды земельного участка N 350-09 от 25.06.2009, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Братска и Онуфер Л.И., в отношении земельного участка 38:34:015903:76; решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области от 28.02.2013 N 3800/608/13-20319 "Об учете изменений объекта недвижимости", а также кадастрового паспорта от 18.04.2013 N 3800/601/13-105313.
В соответствии с кадастровой выпиской от 05.04.2013, кадастровым паспортом от 18.04.2013 N 3800/601/13-105313, в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:34:015903:39 площадью 41706 кв.м., кадастровая стоимость определена равной 102 183 453,54 руб. с учетом удельного показателя кадастровой стоимости 2 450,09 руб./м2.
Заявитель, полагая, что действия по внесению изменений в данные государственного кадастра недвижимости сведений об удельном показателе, о размере кадастровой стоимости земельного участка не соответствуют требованиям закона, а также нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемых действий правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими действиями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Положениями статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, были урегулированы Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре), он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 3 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
На основании части 3 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (Правила).
Правилами установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Согласно пунктам 4 и 9 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.
Земельное законодательство и кадастровый учет используют понятия "категория земель" (целевое назначение) и "разрешенное использование" (вид функционального использования).
При проведении государственной кадастровой оценки земельных участков методической основой служат Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.05.2007 за N 9370 (Методические указания).
Виды разрешенного использования земельных участков применительно к их оценке установлены в Приложении к Приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость определятся в разрезе 17 видов разрешенного использования.
Как следует из материалов дела, государственная кадастровая оценка проводилась по состоянию на 01.01.2007, по результатам этой оценки земельный участок 38:34:015903:39 не учтен, однако учтены земельные участки 38:34:015903:38; 38:34:015903:13; 38:34:015903:22 путем объединения которых был образован указанный земельный участок с кадастровым номером 38:34:6015903:39.
Так, в отношении земельного участка 38:34:015903:13 установлен вид разрешенного использования - размещение торгово-закупочной базы, 5 группа, удельный показатель - 2450,06; в отношении земельного участка 38:34:015903:22 установлен вид разрешенного использования - для размещения железнодорожных подъездных путей, 13 группа, удельный показатель - 568,55; в отношении земельного участка 38:34:015903:38 установлен вид разрешенного использования - для размещения парковочной стоянки автомобилей, временно расположенной на земельном участке, 3 группа, удельный показатель - 1461,46.
Материалами дела установлено, что в связи с государственной регистрацией прав на образованный из вышеуказанного объекта недвижимости земельный участок с кадастровым номером 38:34:6015903:76 (решение от 28.02.2013 N 3800/608/13-20319) земельный участок с кадастровым номером 38:34:6015903:39 претерпел изменения в части площади и местоположения его границ.
Согласно Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, предусмотрено (пункт 2.1.16), что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
В данном случае при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:34:6015903:39 подлежат применению названные Методические указания N 222.
Поскольку после преобразования земельного участка с кадастровым номером 38:34:6015903:39 изменилось соотношение составляющих его участков и значение удельного показателя кадастровой стоимости наибольшее для земельного участка 38:34:015903:13, следовательно, значение удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка составляет 2 450,09 руб. При указанном удельном показателе кадастровая стоимость верно определена путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, для которого указанное значение наибольшее - 2 450,09 руб., на площадь земельного участка, что составило 102 183 453,54 руб.
Данный вывод также подтверждается также тем обстоятельством, что в настоящее время на территории Иркутской области завершились работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012.
Результаты утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (вступило в силу 03.12.2013).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:34:015903:39 рассчитана по приложению N 2 Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
Земельный участок N 38:34:015903:39 отнесен к 5 группе видов разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 17.02.2014 по делу N А19-10197/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, П 10 14 00 00, площадью 41706 кв.м., кадастровый номер 38:34:015903:39, предназначенного для размещения единого производственно-хозяйственного комплекса торгово-закупочной базы, определенна равной его рыночной стоимости в размере 15 473 000 руб. Указанное решение вступило в законную силу.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действия по внесению изменений в данные государственного кадастра не противоречат закону, а также не нарушают права заявителя.
В данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемых действий недействительными.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2013 года по делу N А19-10182/2013 Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2013 года по делу N А19-10182/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Эй-Би Трейд" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 9 от 20.02.2014 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10182/2013
Истец: ООО "Эй-Би-Трейд"
Ответчик: Муниципальное образование г. Братска в лице Администрации г. Братска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Третье лицо: ЗАО "Торгово-закупочная база", Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Братска