г. Воронеж |
|
9 апреля 2014 г. |
Дело N А35-11434/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.04.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Протасова А.И., Семенюта Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Шибаева Е.В. по доверенности б/н от 29.10.2013 г.; Парфенова А.К. по доверенности N 20 от 7.05.2013 г.
от Областного государственного унитарного предприятия "Железногорсклес": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Областного государственного унитарного предприятия "Железногорсклес" на решение Арбитражного суда Курской области от 30.01.2014 по делу N А35-11434/2012 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Областного государственного унитарного предприятия "Железногорсклес" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям о признании незаконным и об отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное унитарное предприятие "Железногорсклес" (далее - ОГУП "Железногорсклес") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской области N 389-В по делу об административном правонарушении в области ветеринарии от 12 июля 2012 года.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ОГУП "Железногорсклес" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Санитарные и ветеринарные правила "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения", утвержденные Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 N 11 и Минсельхозпродом РФ от 18.06.1996 N 23, не регулируют деятельность ОГУП "Железногорсклес". Кроме того, контроль в отношении предприятия имели право осуществлять территориальные органы Управления ветеринарии Курской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской области не наделено правом реализации полномочий РФ в области ветеринарии, переданных органам государственной власти субъектов РФ.
Представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ОГУП "Железногорсклес" в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанного лица, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
В соответствии с Распоряжением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям А.В. Миненкова от 28.05.2012 N 978-ПК было принято решение о проведении в отношении ОГУП "Железногорсклес" внеплановой выездной проверки с целью проверки соблюдения ветеринарного законодательства. Уведомление о проведении мероприятия по государственному контролю и надзору N УФС-АМ-21/2302 от 28.05.2012 и копия распоряжения от 28.05.2012 N 978-ПК были получены ОГУП "Железногорсклес" - 05.06.2012.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 20.06.2012 с 10 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин., 29.06.2012 с 10 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. в отношении ОГУП "Железногорсклес", старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора Сафроновой Т.М. обнаружен факт отсутствия схемы технологических ветеринарных обработок и плана противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки N 238 от 29.06.2012, составленном старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора Сафроновой Т.М., в присутствии руководителя ОГУП "Железногорсклес" - Богатикова М.Р.
29.06.2012 старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзор Сафроновой Т.М. составлен Протокол N 423 об административном правонарушении, в котором отражен имевший место, по мнению административного органа, факт нарушения ОГУП "Железногорсклес" ст.ст.13, 15, 18 Закона РФ "О ветеринарии" и п.4.2 Санитарных и ветеринарных правил "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения", что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении N 423 от 29.07.2012 был составлен в присутствии руководителя ОГУП "Железногорсклес" - Богатикова М.Р.
Определением от 29.06.2012 Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям уведомило ОГУП "Железногорсклес" о времени и месте рассмотрения материалов административного дел.
12.07.2012 Заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Черным Е.С. было вынесено Постановление N 389-В по делу об административном правонарушении, которым ОГУП "Железногорсклес" было привлечено к административной ответственности на основании ч.1 ст.10.6 КоАП РФ в виде 10000 руб. штрафа.
ОГУП "Железногорсклес" не согласилось с Постановлением Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям N 389-В по делу об административном правонарушении от 12.07.2012 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ОГУП "Железногорсклес" состава правонарушения по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, является ветеринарная безопасность территории РФ, животный мир, здоровье людей. Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил либо уклоняющихся от их исполнения. Субъектами вменяемой статьи выступают лица, обязанные соблюдать приведенные правила. Субъективная сторона характеризуется виной.
Как следует из оспариваемого постановления N 389-В от 12.07.2012, ОГУП "Железногорсклес" вменяется нарушение ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", п. 4.2 Ветеринарно-санитарных правил "Профилактика и борьба с заразными болезными, общими для человека и животных. Общие положения".
Отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, регулируются ветеринарным законодательством, в том числе Законом РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закона о ветеринарии).
Одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации согласно статье 1 Закона N 4979-1 является осуществление государственного ветеринарного надзора.
Под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1 статьи 8 Закона N 4979-1).
Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Закона N 4979-1).
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
В соответствии с пунктом 4 Положения N 327 и пунктом 4 Постановления N 201 Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В соответствии с п.5 Положения N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет следующие полномочия: осуществляет надзор в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности (п.5.1.1); осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия (5.2(1).14); осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (5.13).
Таким образом, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в целях защиты ветеринарной безопасности территории Российской Федерации вправе осуществлять контроль и надзор за деятельностью любых юридических и физических лиц по вопросам соблюдения ветеринарного законодательства, в том числе - в сфере соблюдения правил защиты охотничьих ресурсов от болезней.
В соответствии со ст.23.14 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 - 10.8, частью 8 статьи 19.5 настоящего Кодекса (ч.1 ст.23.14 КоАП РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, его заместители;
2) главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители;
3) главные государственные ветеринарные инспектора;
4) государственные ветеринарные инспектора (ч.2 ст.23.14 КоАП РФ).
Полномочия заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской области Черного Е.С. на вынесение постановления N 389-В от 12.07.2012 проверены судом первой и апелляционной инстанций, нарушений не обнаружено.
Статьей 18 Закона о ветеринарии установлены обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства. В соответствии с данной статьей ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Согласно п. 2.2 Устава ОГУП "Железногорсклес" осуществляет ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты.
На основании постановления Правительства Курской области от 23.12.2003 N 131, долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира N 6186 от 05.03.2004 Дмитриевскому лесхозу предоставлены в пользование объекты животного мира.
На основании Постановления Администрации Курской области от 27.08.2007 N 187 была произведена реорганизация областных государственных учреждений (лесхозов) путем присоединения Областного государственного учреждения "Дмитриевский лесхоз" и Областного государственного учреждения "Хомутовский лесхоз" к Областному государственному учреждению "Железногорский лесхоз".
Постановлением Администрации Курской области от 09.11.2007 N 245 "О реорганизации областных учреждений (лесхозов)" Областное государственное учреждение "Железногорский лесхоз" было реорганизовано путем преобразования в Областное государственное унитарное предприятие "Железногорсклес".
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства - отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии со ст.43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" защита охотничьих ресурсов от болезней осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о ветеринарии.
К ветеринарно-профилактическим и противоэпизоотическим мероприятиям относятся проведение учета и изъятие особей диких животных, инфицированных заразными болезнями, использование ветеринарных препаратов, в том числе посредством их добавления в корм диким животным, а также другие мероприятия, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Таким образом, обязанность по проведению ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в охотничьих угодьях относится непосредственно на юридических лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, т.е. являющихся охотпользователем.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Несмотря на то, что объекты животного мира были предоставлены ОГУП "Железногорсклес" до вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ОГУП "Железногорсклес" обладает такими же обязанностями, как и юридические лица, заключившие охотхозяйственные соглашения.
Санитарные и ветеринарные правила "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения", утвержденные Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 N 11 и Минсельхозпродом РФ от 18.06.1996 N 23, содержат основные требования к комплексу профилактических, противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий; представлены методы оздоровления неблагополучных хозяйств, профилактика инфицирования продуктов питания на предприятиях торговли; мероприятия, направленные на ограничение роли человека как источника возбудителя инфекции. Данные Правила обязательны для выполнения по всей территории России государственными органами, предприятиями и хозяйственными субъектами, учреждениями и другими организациями, независимо от их подчинения и форм собственности, должностными лицами и гражданами.
По изложенным мотивам довод апелляционной жалобы о нераспространении указанных правил на спорные отношения отклоняется как противоречащий действующему законодательству.
На основании п. 4.2 указанных правил, предприятия и организации обязаны разрабатывать и проводить гигиенические, профилактические, противоэпизоотические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения патогенными микроорганизмами окружающей природной среды, предупреждение возникновения и распространения заразных болезней, общих для человека и животных.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и последующего привлечения заявителя к административной ответственности послужило отсутствие у ОГУП "Железногорсклес" схемы технологических ветеринарных обработок и плана противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней.
Допущенное предприятием нарушение ветеринарного законодательства, подтверждается: актом проверки от 29.06.2012; протоколом об административном правонарушении N 423 от 29.06.2012; постановлением по делу об административном правонарушении в области ветеринарии N 389-В от 12.07.2012.
Факт вменяемых предприятию нарушений подтвержден материалами дела, в связи с чем, следует признать подтвержденным наличие в действиях заявителя объективной стороны вмененного ему правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем установленных требований Законом о ветеринарии в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Доказательств принятия мер, направленных на соблюдение законодательства в области ветеринарии, заявителем не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ является обоснованным. Доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
При проведении проверки, возбуждении дела об административном правонарушении и привлечении заявителя к административной ответственности существенных нарушений процессуальных требований не допущено.
Наказание ОГУП "Железногорсклес" в размере 10000 руб. назначено в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Опечатка в постановлении N 389-В от 12.07.2012 не может являться основанием для его отмены, поскольку не влечет нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о законности постановления N 389-В по делу об административном правонарушении в области ветеринарии от 12.07.2012.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 30.01.2014 по делу N А35-11434/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Областного государственного унитарного предприятия "Железногорсклес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11434/2012
Истец: ОГУП "Железногорсклес"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям