г. Санкт-Петербург |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А56-64769/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Белова С.Г. - доверенность N 427 от 03.07.2013; предст. Баженова И.А. - доверенность N 633 от 12.12.2013
от ответчика (должника): предст. Полунина Е.Н. - доверенность N 11239 от 30.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5174/2014) общества с ограниченной ответственностью "РН Северная столица" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2014 по делу N А56-64769/2013 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "РН Северная столица"
к Управлению Росреестра по Ленинградской области
о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания от 07.10.2013 по делу N 437 и предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 07.10.2013
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РН Северная столица" (ОГРН 1079847072337; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Карбышева, д. 5, лит.А; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росреестра по Ленинградской области (далее - Управление) от 07.10.2013 по делу N 437 о назначение административного наказания, а также предписания от 07.10.2013 об устранении нарушения земельного законодательства.
Решением от 05.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить требования заявителя в полном объеме, полагая, что судом нарушены нормы процессуального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению подателя жалобы, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не предусматривает такой формы реагирования при совершении административного правонарушения как вынесение предписания об устранении нарушений законодательства, нормы КоАП РФ предусматривают возможность по результатам проверки выдачи исключительно представлений о об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Также Общество указывает, что материалами дела не подтверждается объективная сторона вмененного правонарушения - факт использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы и дополнительно пояснили, что Управлением не доказана вина в действиях Общества, так как согласно ответу ФКУ "Севзапуправдор" исх. N 5918 от 21.10.2013, адресованному Выборгской городской прокуратуре, автозаправочный комплекс ООО "РН Северная столица" (до переименования - ООО "ТНК-ВР Северная столица") находится на земельном участке с кадастровым номером 47:01:00-00-000:0112, и Администрация Выборгского района не имела полномочий по передаче в аренду данного земельного участка.
Представитель Управления доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции от 05.02.2014.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Выборгской городской прокуратурой совместно с КУМИГ администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области в период с 05.08.2013 по 07.08.2013 проведена проверка соблюдения ООО "РН Северная столица" земельного законодательства.
В ходе выездной проверки 05.08.2013 установлено и отражено в Акте проверки от этой же даты, что Общество использует земельный участок общей площадью 7660 кв.м. кадастровый номер 47:01:15-19-001-0975, расположенный по адресу: 98 км автодороги "Скандинавия" Выборгского района Ленинградской области под автозаправочный комплекс, правоустанавливающие документы на используемый земельный участок отсутствуют.
По факту выявленного правонарушения Выборгским городским прокурором в порядке статей 28.2 и 28.4 КоАП РФ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.08.2013, указанное постановление и материалы проверки направлены в Выборгский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области для рассмотрения.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Главным государственным инспектором Выборгского района Ленинградской области по использованию и охране земель было вынесено постановление от 07.10.2013, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 руб.
Обществу также выдано предписание от 07.10.2013 об устранении нарушения земельного законодательства в срок до 07.04.2014.
Не согласившись с законностью вынесенных административных актов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ООО "РН Северная столица" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда правильными и не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или уполномоченного им лица, однако сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю (постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2005 N 11301/04).
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Факт занятия и использования земельного участка площадью 7660 кв.м подтверждается материалами проверки, проведенной Выборгской городской прокуратурой совместно с КУМИГ администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, объяснениями представителя Общества Константинова Д.В., действовавшего на основании доверенности ООО "РН Северная столица" от 06.08.2013 N 547 (л.д. 96-97).
Как следует из материалов дела, между ООО "Магистраль-Топливная Компания Санкт-Петербург" и Администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области был заключен Договор аренды земельного участка от 10.12.2008 N 8832-08 общей площадью 7660 кв. м., кадастровый номер 47:01:15-19-001:0975, расположенный по адресу: 98 км автодороги "Скандинавия" Выборгского района Ленинградской области.
В результате реорганизации в 2012 году в форме слияния с ООО "ТНК-ВР Северная столица" ООО "Магистраль-Топливная Компания Санкт-Петербург" прекратило свою деятельность, в июне 2013 года ООО "ТНК-ВР Северная столица" было переименовано в ООО "РН Северная столица", что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
По вышеуказанному адресу размещен автозаправочный комплекс, принадлежащий ООО "РН Северная столица", основной деятельностью ООО "РН Северная столица" является реализация нефтепродуктов.
В ходе осуществления проверочных мероприятий по делу об административном правонарушении N 437 главным государственным инспектором Выборгского районного Ленинградской области было подготовлено и направлено в адрес КУМИ и Администрации Муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, об истребовании сведений о наличии договорных отношений между Администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области и ООО "Магистраль-Топливная Компания Санкт-Петербург".
Во исполнение указанного определения от 04.10.2013 КУМИГ МО "Выборгский район" ЛО было подготовлено и направлено письмо от 04.10.2013 N Юр-947, из которого следует, что 26.10.2012 в адрес ООО "ТНК BP Северная столица" было направлено извещение о расторжении договора аренды земельного участка с 08.02.2013.
Таким образом, по состоянию на 04.10.2013 между ООО "ТНК BP Северная столица" и Администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области какие-либо договорные отношения отсутствуют, правоустанавливающие документы на занимаемый земельный участок Обществом не представлены.
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), 12.03.2009 в отношении земельного участка, вид разрешенного использования под строительство комплекса автозаправочной станции, общей площадью 7660 кв.м., кадастровый номер 47:01:15-19-001:0975, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, 98 км автодороги Е-18 "Скандинавия" зарегистрировано ограничение (обременение) в виде аренды в пользу ООО "Магистраль-Топливная Компания Санкт-Петербург". 27.03.2013 данное ограничение (обременение) в виде аренды было прекращено на основании заявления от 11.03.2013 N 15/026/2013-218, письма КУМИГ МО "Выборгский район" ЛО от 26.10.2012 N Юр-822.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего земельного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о доказанности в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, и следовательно, законности вынесенного Управлением постановления о привлечении к административной ответственности.
Доводы подателя жалобы об отсутствии вины Общества в совершении правонарушения ввиду того, что Администрация Выборгского района не имела полномочий по передаче в аренду спорного земельного участка, не могут быть признаны состоятельными, так как отсутствие полномочий у Администрации не делает использование Обществом земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов легитимным. Имея уведомление о расторжении договора, а также об отсутствии у Администрации полномочий по распоряжению, Общество тем не менее продолжает занимать не принадлежащий ему земельный участком, что свидетельствует о наличии в его действиях как объективной, так и субъективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.1 КоАП РФ.
Процедура в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, а также права лица, привлекаемого к административной ответственности, Прокуратурой и Управлением соблюдены, наказание назначено в размере санкции, установленной статьей 7.1 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Общество сослалось также на незаконность выданного ему предписания об устранении нарушения земельного законодательства, в силу того, что КоАП РФ не предусматривает такой формы реагирования при совершении административного правонарушения как вынесение предписания об устранении нарушений законодательства, нормы КоАП РФ предусматривают возможность по результатам проверки выдачу исключительно представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Апелляционная коллегия полагает такую позицию Общества ошибочной, основанной на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 утверждено Положение о государственном земельном надзоре (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "в" пунктам 9 Положения государственные инспекторы по использованию и охране земель, указанные в пункте 6 настоящего Положения, имеют право при проведении проверок давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Так как в ходе рассматриваемой проверки Управлением были выявлены нарушения со стороны Общества земельного законодательства, административный орган, воспользовавшись предоставленными ему законом полномочиями, выбрал именно такую форму государственного реагирования, сославшись в оспариваемом предписании как на основание его выдачи на статью 71 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункт "в" пункта вышеназванного 9 Положения, что не противоречит закону, а также не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.
При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 05.02.2014 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 февраля 2014 года по делу N А56-64769/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН Северная столица" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-64769/2013
Истец: ООО "РН Северная столица"
Ответчик: Управление Росреестра по Ленинградской области ,Выборгский отдел