г. Томск |
|
9 апреля 2014 г. |
Дело N А45-20089/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Хайкиной С. Н., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А. С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Глоба Р. Ю. по дов. от 30.12.2013 N 92,
от заинтересованного лица: без участия,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.01.2014 по делу N А45-20089/2013 (судья Полякова В. А.) по заявлению Администрации Новосибирского района Новосибирской области (ОГРН 1055406001815, ИНН 5406300861) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области о признании недействительным решения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, общество с ограниченной ответственностью "Ресурс",
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения отдела кадастрового учета N 1 филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (далее - ФГБУ "Кадастровая палата", учреждение) от 08.08.2013 N 54/13-111207.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - ООО "Ресурс").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.01.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором требования заявителя удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит следующие доводы:
- вывод суда о том, что письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 16.12.2008 N ВК/5375 признаками нормативного правового акта не обладает, следовательно, не подлежит обязательному применению, является неправомерным;
- выводы суда по существу спора сделаны лишь на основе пояснений представителя ФГБУ "Кадастровая палата", которые, в свою очередь, документально не подтверждены.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Ресурс" в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
ФГБУ "Кадастровая палата" и Управление отзыве на апелляционную жалобу не представили.
Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного и третьих лиц.
Представитель заявителя доводы жалобы в судебном заседании поддержал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва ООО "Ресурс", заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в августе 2013 года Администрация обратилась в ФГБУ "Кадастровая палата" с заявлением об устранении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:288.
Решением от 08.08.2013 N 54/13-111207 ФГБУ "Кадастровая палата" отказало Администрации в совершении соответствующих действий.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что отказ органа кадастрового учета в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:288 является правомерным, а решение отдела кадастрового учета N 1 филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области от 08.08.2013 N 54/13-111207 законным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 указанного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 10 статьи 4 Закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 4 Порядка при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры, в том числе, исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 указанной статьи).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 указанной статьи).
Согласно пунктам 19, 35 Порядка ведения кадастра при выполнении кадастровых процедур, связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица, в соответствии с пунктом 35 Порядка принимается решение об отказе в исправлении технической ошибки.
Основанием для принятия решения об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица является отсутствие противоречий между сведениями Реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в Реестр).
Из материалов дела следует, что орган кадастрового учета при проверке обоснованности поступившего заявления об исправлении технической ошибки не обнаружил допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшей к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, ошибки.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ органа кадастрового учета в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:288 является правомерным, а оспариваемое решение учреждения - законным.
Доказательств наличия противоречий в сведениях государственного кадастра недвижимости с документом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости были внесены в ГКН, в материалы дела не представлено, в связи с чем заявленные по существу доводы Администрации подлежат отклонению.
Администрация не согласна с выводом суда о том, что письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 16.12.2008 N ВК/5375 признаками нормативного правового акта не обладает, следовательно, не подлежит обязательному применению.
Апеллянт указывает, что Роснедвижимость в данном письме довела до сведения своих территориальных органов, что "земельные участки госсобственности" подлежат ликвидации с переводом сведений в статус "аннулированный", письмо вступило в силу с момента его подписания.
Между тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 16.12.2008 N ВК/5375 не подлежит обязательному применению: данное письмо не обладает признаками нормативного правового акта, поскольку сведения о государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации данного документа отсутствуют.
Указанное письмо Роснедвижимости официально не было опубликовано в порядке, установленном в Указе Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов власти".
Согласно пункту 10 данного Указа нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.12.2013 N 402413/13/43/54 в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа, выданного для принудительного исполнения решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17664/2012, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области запрещено совершать любые действия, влекущие за собой снятие земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:288 с государственного кадастрового учета и исключение сведений об этом земельном участке из государственного кадастра недвижимости.
Следовательно, совершение органом кадастрового учета действий, на которые указывает Администрация - внесение в сведения государственного кадастра недвижимости записи о статусе земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:288 "аннулированный" приведет к невозможности исполнения решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17664/2012, в соответствии с которым Администрация обязана совершить предусмотренные нормами статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации действия по заявлению ООО "РЕСУРС" входящий номер 5294 от 05.04.2012 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:288.
Таким образом, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовые основания, предусмотренные частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания оспариваемого решения учреждения незаконным отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального или процессуального права, выражают несогласие с выводами суда и не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.01.2014 по делу N А45-20089/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
С. Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20089/2013
Истец: Администрация Новосибирского района Новосибирской области
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы гос.регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: ООО "Ресурс", Управление Росреестра по Новосибирской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области