г. Санкт-Петербург |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А56-78594/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Абакумовой И.Д.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Кичева А.Л. - доверенность от 18.11.2013, Николаева Л.В. - доверенность от 27.03.2014
от ответчика: Прыгичев А.В. - доверенность от 08.07.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11763/2013) Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2013 по делу N А56-78594/2012, принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной перерабокве бытовых отходов"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании требования
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" (188689, Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Янино-1, ОГРН 1037816014015, далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным и отмене требования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (191104,Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН 1099847008546, далее - Департамент) об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду от 31.10.2012 N 04/28/10881 в размере 1 075 031, 77 руб.
Решением суда от 18.04.2013 требования предприятия удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить судебный акт и принять решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы предприятие ссылается на то, что субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся предназначенные для размещения отходы. Оказание услуг по радиационному контролю, приему и размещению отходов производства и потребления, образующихся у ЗАО "Пилон", не предполагает перехода права собственности (владения, пользования) на отходы к предприятию. Кроме того, по мнению подателя жалобы, у него отсутствует обязанность по уплате платежей, на основании лимитов, установленных для третьего лица. В материалах дела отсутствуют доказательства негативного воздействия на окружающую среду. Суд также не учел, что между предприятием и ЗАО "Пилон" (образователь отходов) заключен договор, согласно которому ЗАО "Пилон" берет на себя обязательство по уплате необходимых платежей, сборов и отчислений, связанных с соблюдением экологического законодательства.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней. Представитель Департамента просил оставить в силе судебный акт, пояснив, что согласен с выводом суда о необходимости уплаты однократного размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и эта сумма за 1 квартал 2012 года составляет 87 491,30 руб., а за 2 квартал 2012 года - 127 515,05 руб. Всего по требованию должно быть уплачено 215 006,35 руб.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности предприятия является выполнение комплекса мероприятий по обращению с отходами (кроме радиоактивных), в том числе по их сбору, переработке, обезвреживанию, использованию, транспортированию, размещению. Данную деятельность предприятие осуществляет на основании лицензии от 27.02.2010 N ОТ-19-000169(78) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В 1 и 2 кварталах 2012 года предприятие разместило на полигоне отходы ЗАО "Пилон" (образователь отходов), что подтверждается:
- расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 кв. 2012 ЗАО "Пилон", приложением к расчету за негативное воздействие на окружающую среду за 1 кв. 2012 ЗАО "Пилон" (справка о сдаче - приемке строительных отходов за 1 кв. 2012, направляемых предприятию на размещение);
- расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 кв. 2012 ЗАО "Пилон", приложением к расчету за негативное воздействие на окружающую среду за 2 кв. 2012 ЗАО "Пилон" (справка о сдаче - приемке строительных отходов за 2 кв. 2012, направляемых предприятию на размещение). Пояснительной запиской ЗАО "Пилон" к расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 кв. 2012.
Согласно расчету задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 1-2 кварталы 2012 года, произведенной Департаментом, а также справкам о сдаче отходов ЗАО "Пилон" на размещение, размер платы за размещение отходов составил 1 075 031, 75 руб.
Департаментом в адрес предприятия было выставлено требование от 31.10.2012 N 04-28/10881 об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов от ЗАО "Пилон"), в том числе:
- за сверхлимитное размещение 192625 тонн отходов 4 класса опасности за 2 квартал 2012 года в сумме 637 575,27 руб.;
- за сверхлимитное размещение 5037,5 тонн отходов 5 класса опасности за 1 квартал 2012 года в сумме 437 456,50 руб.
В требовании Департамент указал, что предприятие является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов, так как непосредственно осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов в специально оборудованных местах.
Считая, что требование не соответствует нормам действующего законодательства и незаконно возлагает на него обязанности, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции требование Департамента от 31.10.2012 N 04/28/10881 признал недействительным в части уплаты платежей за негативное воздействие за 1, 2 кварталы 2012 года в части, превышающей однократный размер таких платежей. В остальной части в удовлетворении требований предприятию отказал.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда правомерным.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок N 632), который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
С учетом позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08, субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является юридическое лицо, осуществляющее специализированную деятельность по размещению отходов.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что предприятие осуществляет специализированный вид деятельности по приему и размещению отходов производства и потребления на специально обустроенном полигоне твердых бытовых отходов.
Довод предприятия о том, что оно не является субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как размещало отходы ЗАО "Пилон" на основании заключенного с ним договора, не предусматривающих передачу права собственности на размещаемые отходы, равно как и обязанностей по внесению платежей за негативное воздействие, правомерно расценен судом как несостоятельный. Суд первой инстанции правомерно указал, что наличие гражданско-правовых договоров с заказчиком не освобождает предприятие, имеющего лицензию на размещение отходов, от обязанности вносить установленные законом платежи.
Суд апелляционной инстанции считает, что субъект платы за размещение отходов определен Департаментом и судом первой инстанции правильно.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным применение Департаментом пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды в соответствии с пунктом 5 Порядка N 632, поскольку данный вывод противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь". Как указано в Постановлении, применение пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированных организаций за размещение отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, признано не соответствующим Конституции.
На основании изложенного, апелляционный суд отклоняет доводы предприятия, изложенные в апелляционной жалобе, как не нашедшие подтверждения в материалах дела и не соответствующие нормам материального права.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом первой инстанции также не допущено.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, решение суда отмене не подлежит.
При обращении с апелляционной жалобой предприятие излишне уплатило 1 000 рублей государственной пошлины, которая подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2013 года по делу N А56-78594/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" - без удовлетворения.
Возвратить Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 15.05.2013 N 1241.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78594/2012
Истец: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Завод по механизированной переработве бытовых отходов"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу