г. Вологда |
|
09 апреля 2014 г. |
Дело N А05-13847/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 апреля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Теребовой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 января 2014 года по делу N А05-13847/2013 (судья Быстров И.В.),
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Детский сад комбинированного вида N 183 "Огонёк" (ОГРН 1022900524074; далее - Детский сад "Огонёк") в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 24 548 рублей 48 копеек штрафа на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, за первый квартал 2012 года.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Не согласно с применением судом первой инстанции к рассматриваемому случаю по аналогии закона положений абзаца второго пункта 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) о возможности возложения на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица обязанности по уплате сумм штрафов только в том случае, когда штрафы наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации. Указывает, что у Управления отсутствовала техническая возможность привлечь правопредшественника к ответственности до завершения процедуры реорганизации.
Детский сад "Огонёк" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласен. Указывает, что нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования допущено со стороны муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Детский сад N 179 "Якорёк", а не его правопреемника, и привлечение к ответственности Детского сада "Огонёк" в рассматриваемом случае неправомерно.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением мэра г. Архангельска от 22.01.2013 N 46 "О реорганизации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Детский сад общеразвивающего вида N 114 "Снегирёк" и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Детский сад N 179 "Якорёк" путём присоединения к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению муниципального образования "Город Архангельск" "Детский сад комбинированного вида N 183 "Огонёк"" осуществлена реорганизация Детского сада "Огонёк" в форме присоединения к нему муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Детский сад общеразвивающего вида N 114 "Снегирёк" (ОГРН 1032900002189; далее - Детский сад "Снегирёк") и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Детский сад N 179 "Якорёк" (ОГРН 1022900530509; далее - Детский сад "Якорёк"). Сведения о начале процесса реорганизации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 04.02.2013; сведения о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица - детского сада "Снегирёк" внесены в указанный реестр 07.05.2013; сведения о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица - детского сада "Якорёк" - 30.04.2013. Детский сад "Огонёк" является правопреемником детского сада "Якорёк".
Должностными лицами Управления в ходе проверки своевременности представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, установлено, что Детский сад "Якорёк", являясь в 2012 году страхователем по обязательному пенсионному страхованию, не представил в Управление сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, за первый квартал 2012 года в установленный статьёй 11 Закона N 27-ФЗ срок - не позднее 15.05.2012. Такие сведения были представлены в Управление 24.06.2013 Детским садом "Огонёк" как правопреемником Детского сада "Якорёк", и приняты 04.07.2013 после исправления ошибок, выявленных в ходе проверки.
Управление на основании выявленных нарушений пришло к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем составило в отношении Детского сада "Огонёк" акт от 30.07.2013 N 30-563/25 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Экземпляр названного акта и извещение от 01.08.2013 N 30-1051 о месте и времени его рассмотрения направлены Детскому саду "Огонёк" 02.08.2013 заказным письмом по адресу его места нахождения, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Заместитель начальника Управления Михайлова Я.Г., рассмотрев в отсутствие представителя Детского сада "Огонёк" акт и другие материалы проверки, приняла решение от 04.09.2013 N 30-563/25 о привлечении Детского сада "Огонёк" в отношении его правопредшественника - Детского сада "Якорёк" к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 24 548 рублей 48 копеек за непредставление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования в установленный срок.
Указанное решение Управления и вынесенное на основании его требование от 01.10.2013 N 30-563/25 с предложением в срок до 22.10.2013 уплатить назначенный штраф направлены в адрес Детского сада "Огонёк" заказными письмами 10.09.2013 и 02.10.2013 соответственно.
В связи с неуплатой штрафа в установленный в требовании срок Управление, руководствуясь частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и статьёй 213 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчёта и размера взыскиваемой суммы.
Предусмотренная частью 6 статьи 215 АПК РФ обязанность арбитражного суда установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, применительно к рассмотрению дел о взыскании санкций предполагает необходимость проверки судом законности привлечения к ответственности как с точки зрения наличия законных оснований для привлечения к ответственности, так и с точки зрения соблюдения установленного законом порядка привлечения к ответственности.
Законом N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении граждан, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счёта; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчётного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчётного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе с указанными сведениями, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под отчётным периодом понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта. Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
С учётом приведённых нормативных положений сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, за первый квартал 2012 года страхователи обязаны представить в срок не позднее 15.05.2012.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчётный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В данном случае в вину Детскому саду "Огонёк" вменено совершение правонарушения, выразившегося в нарушении установленного Законом N 27-ФЗ срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за первый квартал 2012 года в отношении его правопредшественника - детского сада "Якорёк".
Как следует из материалов дела, детский сад "Якорёк" в 2012 году производил выплаты в пользу физических лиц, исчислял страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, в силу названных выше правовых норм был обязан в срок не позднее 15.05.2012 представить в Управление сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, за первый квартал 2012 года. Вместе с тем Управлением установлено, что указанная обязанность им не исполнена.
Фактически необходимые сведения представлены в Управление 24.06.2013 правопреемником детского сада "Якорёк" - Детским садом "Огонёк". Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о доказанности Управлением события нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Данное нарушение допущено детским садом "Якорёк" и считается оконченным 16.05.2012, то есть после истечения срока для представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, за первый квартал 2012 года.
Между тем решением Управления от 04.09.2013 N 30-563/25 за совершение указанного правонарушения к ответственности привлечён Детский сад "Огонёк", являющийся правопреемником детского сада "Якорёк".
Суд первой инстанции посчитал, что у Управления в рассматриваемом случае отсутствовали законные основания для привлечения Детского сада "Огонёк" к ответственности в связи со следующим.
Закон N 27-ФЗ, устанавливая правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не содержит норм о порядке привлечения страхователей к ответственности. Такие нормы содержатся в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ установлено, что этот Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно части 1 статьи 40 Закона 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признаётся виновно совершённое противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
Пунктом 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в числе прочих обстоятельств выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного названным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Согласно части 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ следует, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и(или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
При этом порядок привлечения к ответственности в случае реорганизации плательщика, равно как и исполнение обязанности в части наложенных ранее штрафных санкций Законом N 212-ФЗ не регламентирован.
Таким образом, в связи со смежностью предметов регулирования, суд первой инстанции посчитал возможным применить к рассматриваемым отношениям по аналогии закона положения абзаца второго пункта 2 статьи 50 НК РФ.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 50 названного Кодекса предусмотрено, что на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Иными словами, на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается только в том случае, если штрафы наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации.
Решение о наложении штрафа за рассматриваемое правонарушение на правопредшественника Детского сада "Огонёк" Управлением не принималось.
Привлечение в данном случае к ответственности правопреемника за совершение правопредшественником правонарушения неправомерно, поскольку отсутствует вина правопреемника, а правонарушение совершено, по сути, иным юридическим лицом, привлечение к ответственности которого было возможным до завершения реорганизации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что, поскольку решение о привлечении к ответственности вынесено после завершения реорганизации Детского сада "Огонёк", правопреемник не может быть признан лицом, в обязанности которого входит уплата штрафа реорганизуемого лица. Следовательно, отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявления Управления является правомерным.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 января 2014 года по делу N А05-13847/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске - без удовлетворения.
Судья |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13847/2013
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске
Ответчик: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Детский сад комбинированного вида N183 "Огонёк"