г. Челябинск |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А07-8331/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2014 по делу N А07-8331/2013 (судья Файрузова Р.М.).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росимущества, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - ОАО АНК "Башнефть", ответчик) о признании права собственности на следующие объекты недвижимости:
скважина N 25 Подгорновского месторождения, инвентарный номер 5471, дата ввода в эксплуатацию 1979 год, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
скважина N 46 Беркутовского месторождения, инвентарный номер 5466, дата ввода в эксплуатацию 1974 год, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
скважина N 41 Исимовского месторождения, инвентарный номер 5470, дата ввода в эксплуатацию 1980 года, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
скважина N 50 Беркутовского месторождения, инвентарный номер 5467, дата ввода в эксплуатацию 1979 год, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
скважина N 54 Беркутовского месторождения, инвентарный номер 5468, дата ввода в эксплуатацию 1980 года, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
скважина N 58 Беркутовского месторождения, инв. номер 5469, дата ввода в эксплуатацию 1980 года, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
скважина N 70 Беркутовского месторождения, инв. номер 5470, дата ввода в эксплуатацию 1984 года, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
скважина N 71 Беркутовского месторождения, инв. номер 5473, дата ввода в эксплуатацию 1983 года, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 2, л. д. 79-81).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Уфа" (далее - ООО "Газпром трансгаз Уфа", третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.01.2014 (резолютивная часть объявлена 22.01.2014) в удовлетворении исковых требований ТУ Росимущества отказано (т. 2, л. д. 114-123).
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (т. 2, л. д. 127-130).
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Так, податель жалобы указывает, что факт возникновения права федеральной собственности на спорное имущество подтвержден пунктом 2.1.43 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Указ от 24.12.1993 N 2284), в соответствии с которым скважины глубокого бурения находятся в федеральной собственности и приватизация их запрещена, пунктом 2 раздела 4 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1), согласно которому предприятия топливно-энергетического комплекса независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности, относятся исключительно к федеральной собственности.
До начала судебного заседания ООО "Газпром трансгаз Уфа" представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что спорное имущество не находилось в его собственности, принятое решение суда не влияет его на права или обязанности.
ОАО АНК "Башнефть" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. До начала судебного заседания ООО "Газпром трансгаз Уфа" представило в арбитражный суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.12.2005 был проведен аукцион на получение права пользования недрами Беркутовского, Исимовского, Подгорновского и Саратовского участков с целью разведки и добычи углеводородного сырья и Елизаветинского-1 участка с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на территории Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 6 приказа Федерального агентства по недропользованию от 20.12.2005 N 1320 "Об утверждении итогов аукционов на получение права пользования недрами Беркутовского, Исимовского, Подгорновского и Саратовского участков с целью разведки и добычи углеводородного сырья и Елизаветинского-1 участка с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на территории Республики Башкортостан" победителем аукциона признано ОАО АНК "Башнефть" (т. 1, л. д. 24-26).
13 июня 2006 года ОАО АНК "Башнефть" выдана лицензия на право пользования недрами (серия УФА, N 13638, вид НЭ), срок окончании действия которой 25.04.2026, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Подгорновского участка, участок недр расположен в Кугарчинском районе Республики Башкортостан (т. 1, л. д. 28-29).
05 декабря 2006 года по акту приема-передачи геолого-технической документации по Саратовско-Беркутовской группе месторождений КС и ПХГ общество с ограниченной ответственностью "Баштрансгаз" сдало, а ОАО АНК "Башнефть" приняло, в том числе геолого-техническую документацию по скважинам: Беркутовское месторождение - N N 46, 50, 54, 58, 70, 71; Исимовское месторождение - N 41; Подгорновское месторождение - N 25 (т. 1, л. д. 27).
07 мая 2007 года между ТУ Росимущества (учредитель управления) и ОАО АНК "Башнефть" (доверительный управляющий) подписан договор о передаче федерального имущества (спорных скважин) в доверительное управление N 2 ДУ (т. 2, л. д. 65-70).
В соответствии с пунктом 1.1 настоящего договора он заключен во исполнение пункта 4.1.1 лицензионных соглашений об условиях пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Беркутовского, Исимовского и Подгорновского горных участков на территории Республики Башкортостан, оформленных к лицензиям на право пользования недрами N 13635 серии НЭ (зарегистрированной от 13.06.2006 за N 4561/Уфа), N 13636 серии НЭ (зарегистрированной от 13.06.2006 за N 4562/Уфа), N 13638 серии НЭ (зарегистрированной от 13.06.2006 за N 4564/Уфа) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.1 договора учредитель управления передает, а доверительный управляющий принимает в доверительное управление на условиях настоящего договора на срок с 10.04.2007 по 01.01.2012 федеральное имущество: фонд законсервированных скважин в количестве восьми единиц, расположенных в пределах Беркутовского, Исимовского и Подгорновского горных участков недр для использования в целях, предусмотренных настоящим договором.
Согласно уведомлению Управления Росреестра от 08.11.2013 N 02-0-1-03/4002/2013-124546 сведения о зарегистрированных правах на спорные объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (т. 2, л. д. 82-84).
Ссылаясь на то, что спорное имущество относится к федеральной собственности в силу норм действующего законодательства, истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции со ссылкой на Указ от 24.12.1993 N 2284, исходил из того, что в нарушение положений статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательства того, что спорные скважины пробурены за счет средств государственного бюджета. Суд также отметил, что земельные участки, на которых расположены спорные скважины, находятся в аренде у ответчика. По мнению суда, удовлетворение требований истца о признании права собственности Российской Федерации на спорные скважины будет препятствовать в реализации прав ОАО АНК "Башнефть" как недропользователя, так и пользователя указанными земельными участками.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Указом от 24.12.1993 N 2284, на который ссылается истец, утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2.1.43 которой среди объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, названы предприятия, объекты и организации геологической службы, выполняющие региональные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны и Мирового океана, включая предусмотренные для этого морские суда, а также выполняющие фундаментальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на решение федеральных программ развития минерально-сырьевой базы страны, в соответствии со специальным перечнем, утверждаемым Указом Президента Российской Федерации, скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям, и государственная сеть наблюдательных скважин и пунктов наблюдения нефтяных и газовых фонтанов.
В ссылке к пункту 2.1.43 Методических рекомендаций по применению основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом 22.07.1994 N АЧ-6535, уточнено, что указанные скважины не включаются в состав имущества приватизируемого предприятия, не учитываются при определении размеров его уставного капитала и подлежат продаже предприятиям-лицензиатам в порядке, установленном Госкомимуществом России совместно с Роскомнедрами и Минтопэнерго России.
Согласно Положению о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, зарегистрированному в Минюсте России 25.09.1995 N 953, скважины глубокого бурения на нефть и газ, пробуренные и законченные строительством за счет средств федерального бюджета и числящиеся на балансе государственных геологических предприятий, реализуются горнодобывающим или иным организациям исходя из положений названного нормативного правового акта.
Так, в силу пункта 1 указанного Положения при преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных геологических предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации скважины глубокого бурения на нефть и газ, числящиеся на их балансе и находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии на право пользования недрами добывающим или иным организациям, исключаются из перечня приватизируемого имущества.
Скважины, расположенные за пределами площадей, по которым выданы лицензии на право пользования недрами иным организациям, а также в пределах участков, на которые получены лицензии самим геологическим предприятием, включаются в перечень приватизируемого имущества при определении уставного капитала преобразуемых в акционерные общества и приватизируемых государственных геологических предприятий (пункт 2 указанного Положения).
Из изложенных положений следует, что не подлежат приватизации скважины, находящиеся в федеральной собственности и отвечающие признакам, указанным в названных положениях.
Между тем, истец не представил в материалы дела какие-либо доказательства того, что спорные скважины относятся к имуществу, указанному в названных положениях, соответственно, имеется презумпция об отнесении их к федеральной собственности.
Так, в исковом заявлении ТУ Росимущества поясняет, что во исполнение постановления Совета Министров Башкирской ССР от 14.07.1992 N 229 по акту межведомственной комиссии от 01.12.1992 от НПО "Союзнефтеотдача" были переданы на баланс ГП "Баштрансгаз" 8 законсервированных разведочных скважин Саратовско-Беркутовской группы газоконденсатных месторождений.
Между тем, какие-либо доказательства указанного истцом не представлены.
Из материалов дела не представляется возможным установить, когда, кем и за счет каких средств спорные скважины созданы.
Ссылка подателя жалобы на пункт 2 раздела 4 приложения от 27.12.1991 N 3020-1, согласно которому предприятия топливно-энергетического комплекса относятся исключительно к федеральной собственности, не может быть принята.
Так, указанный пункт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.09.1993 N 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в качестве ответчика по делу истец необоснованно указал ОАО АНК "Башнефть".
Так, какие-либо доказательства того, что между истцом и указанным юридическим лицом имеется спор о принадлежности спорных скважин, в материалах дела отсутствуют. Более того, в пояснениях по делу (т. 1, л. д. 108) ответчик указывает на отсутствие у него спора о праве на скважины. Из названных ранее документов следует, что ОАО АНК "Башнефть" является недропользователем, а также юридическим лицом, с которым истец подписал договор доверительного управления спорным имуществом.
Однако, судебный спор о принадлежности имущества призван разрешить вопрос о том, кому из спорящих сторон принадлежит имущество, являющееся предметом спора.
Таким образом, у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований ТУ Росимущества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2014 по делу N А07-8331/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8331/2013
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по РБ
Ответчик: ОАО "Акционерная нефтяная Компания "Башнефть"
Третье лицо: ООО "Газпром трансгаз Уфа"