г. Самара |
|
09 апреля 2014 г. |
Дело N А55-19909/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства строительства Самарской области - Тамодлиной О.В. (доверенность от 28.03.2014 N 3-49/44),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Ипотечная строительная компания" - Орловой О.В. (доверенность от 22.05.2013),
представителя Счетной палаты Самарской области - Савиновой А.М. (доверенность от 11.11.2013 N 21),
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 апреля 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ипотечная строительная компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2013 года по делу N А55-19909/2013 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Министерства строительства Самарской области (ОГРН 105631590013, ИНН 6315800859), г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Ипотечная строительная компания" (ОГРН 1046300555696, ИНН 6316091005), г. Самара,
третье лицо: Счетная палата Самарской области, г. Самара,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ипотечная Строительная Компания" (далее - общество, ООО "ИСК") денежных средств в сумме 10 958 114 руб. 85 коп. в качестве невозвращенных средств субсидии по договору о предоставлении субсидий в целях возмещения понесенных затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству жилых домов в части расходов на коммунальную инфраструктуру от 15.05.2012 N 997 (т. 1 л.д. 2-5).
Определением суда от 16.10.2013 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Счетная палаты Самарской области (т.1 л.д.34).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2013 по делу N А55-19909/2013 заявленные требования удовлетворены (т. 1 л.д.159-161).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 3-4).
Счетная палата Самарской области апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель министерства отклонил апелляционную жалобу.
Представитель счетной палаты отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.05.2012 между министерством и обществом в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2010 N 576 "Об утверждении областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области" на 2011-2015 годы" и на основании протокола заседания комиссии по проведению отбора юридических лиц - производителей работ, услуг в сфере жилищного строительства на предоставление субсидий в целях возмещения ими затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству жилых домов в части расходования на коммунальную инфраструктуру, заключен договор о предоставлении субсидий в целях возмещения понесенных затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству жилых домов в части расходов на коммунальную инфраструктуру N 997 (т.1 л.д.6-10).
В соответствии с условиями договора министерство перечислило обществу субсидию в размере 11 185 414 руб. 85 коп. за счёт средств областного бюджета для возмещения затрат, понесенных обществом в связи с реализацией проекта "Жилая застройка в границах улиц Дыбенко, Карбышева, Долотная, Гастелло в Советском районе г. Самары".
В рамках контрольного мероприятия "Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2011-2012 годах на реализацию отдельных мероприятий областной целевой программы "Стимулирование жилищного строительства в Самарской области на 2011-2015 годы" Счетной палатой Самарской области в результате выборочной проверки соответствия объёма фактически выполненных работ актам выполненных работ формы КС-2 с выходом на место были выявлены невыполненные работы по укладке 59 метров трубопровода из полиэтиленовой трубы Д 300 на сумму 227,5 тыс. рублей (акт по итогам контрольного мероприятия от 12.12.2012 - т.1 л.д.35-69, акт осмотра от 19.10.2012 - т.1 л.д.61).
После получения акта по итогам контрольного мероприятия министерство направило в адрес общества претензию о возврате части субсидии за невыполненные работы.
05.03.2013 обществом перечислены на счет министерства денежные средства в сумме 227 300 руб. платёжным поручением N 59 (т.1 л.д.13).
В соответствии с пунктом 3.2. договора о предоставлении субсидий установлена ответственность общества за достоверность документов, представленных для получения субсидии и пунктом 3.3. договора о предоставлении субсидий предусмотрено обязательство по возврату субсидии в полном объеме в случае установления факта недостоверности представленных документов для получения субсидии.
22.05.2013 министерство направило в адрес общества претензию о возврате субсидии в полном объеме (т.1 л.д.14-16, 19).
Денежные средства обществом министерству не возвращены, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 8, 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации является установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В целях разработки новых механизмов стимулирования строительства жилья Правительством Самарской области утверждена постановлением от 29.10.2010 N 576 Областная целевая программа "Стимулирования развития жилищного строительства в Самарской области" на 2011 - 2015 годы.
Как видно из материалов дела, что 15.05.2012 между министерством и ООО "ИСК", в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2010 N 576 "Об утверждении областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области" на 2011-2015 годы" и на основании протокола заседания комиссии по проведению отбора юридических лиц - производителей работ, услуг в сфере жилищного строительства на предоставление субсидий в целях возмещения ими затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству жилых домов в части расходования на коммунальную инфраструктуру, заключен договор о предоставлении субсидий в целях возмещения понесенных затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству жилых домов в части расходов на коммунальную инфраструктуру N 997.
Предметом настоящего договора является предоставление ООО "ИСК" субсидии в целях возмещения затрат, понесенных обществом в связи с реализацией проекта "Жилая застройка в границах улиц Дыбенко, Карбышева, Долотная, Гастелло в Советском районе г.Самары" в части расходов на коммунальную инфраструктуру.
Министерство перечислило обществу субсидию в размере 11 185 414 руб. 85 коп. за счёт средств областного бюджета для возмещения затрат.
В рамках контрольного мероприятия "Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2011-2012 годах на реализацию отдельных мероприятий областной целевой программы "Стимулирование жилищного строительства в Самарской области на 2011-2015 годы" Счетной палатой Самарской области в результате выборочной проверки соответствия объёма фактически выполненных работ актам выполненных работ формы КС-2 с выходом на место были выявлены невыполненные работы по укладке 59 метров трубопровода из полиэтиленовой трубы Д 300 на сумму 227,5 тыс. рублей (акт по итогам контрольного мероприятия от 12.12.2012.
Общество ссылается на выполненные работы на основании договора от 05.04.2010 N 41, дополнительного соглашения от 20.07.2010 к нему.
Как указывает общество, данный договор был составлен на основании проекта наружных сетей водоснабжения и канализации по ул. Гастелло N 24-03/8-08 от 2009 года, разработанного ООО "Карст".
По данным этого проекта длина полиэтиленовой трубы составляет 480 м, смета к договору подряда (N ЛС-24-03/8-08-НВК) составлена в соответствии с указанным проектом. Вся сумма договора подряда была оплачена обществом.
Согласно исполнительной документации, представленной ООО "Строительная компания Сервис-Д", длина уложенного трубопровода из полиэтиленовых труб диаметром 300 мм также составляет 480 м.
Общество считает, что надлежащим образом исполнило условия договора и представило в министерство данные в соответствии с фактически понесенными расходами. Вместе с тем, общество признает, что допустило ошибку и представило к рассмотрению неполный пакет документов.
Обществом возвращены на счет министерства платёжным поручением от 05.03.2013 N 59 денежные средства в сумме 227 300 руб.
Как указывает общество, на момент подачи заявки на получение субсидии уже были выполнены дополнительные виды работ на сумму 625 193,15 руб. и данные работы указаны в дополнительном соглашении N 1 от 20.07.2010 к договору подряда N 41 от 2010, а также предусмотрены проектом наружных сетей водоснабжения детализации по ул. Гастелло N 24-03/8-08 от 2009, без выполнения этих дополнительных работ невозможно было выполнить работы, связанные с коммунальной инфраструктурой в целом.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы общества, так как факт недостоверности представленных документов для получения субсидии материалами дела подтверждается и обществом не опровергнут, а пунктом 3.3 договора о предоставлении субсидии предусмотрен возврат субсидии только в полном объеме в случае установления факта недобросовестности представленных Получателем субсидий документов для получения субсидии.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Ипотечная строительная компания" предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Суд взыскивает с ООО "Ипотечная строительная компания" в доход федерального бюджета за подачу апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2013 года по делу N А55-19909/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ипотечная строительная компания" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ипотечная строительная компания" в доход федерального бюджета за подачу апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 2000 (Две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19909/2013
Истец: Министерство строительства Самарской области
Ответчик: ООО "Ипотечная Строительная Компания"
Третье лицо: Счетная палата Самарской области