г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А56-36881/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: Пустоветов Е.П., доверенность от 07.05.2013, Грузин Т.В. по паспорту, протокол от 31.03.2011 N 4,
от ответчика: Шустова Ю.Н., доверенность от 10.01.2013,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26032/2013) ООО "ФОРТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2013 по делу N А56-36881/2013 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "ФОРТ"
к Администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области
о признании недействительным постановления, обязании заключить договор,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ФОРТ" (адрес: 188540, Россия, Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Молодежная, д.25а, ОГРН: 1054700488347; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, с учётом заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений, о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (далее - Администрация) от 16.04.2013 N 998 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, местоположение: Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, 10а мкр., пр. Героев, автобусная остановка "Молодёжная", а также обязать Администрацию заключить с Обществом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым N 47:15:01-06-008:0030 площадью 60 кв.м., расположенного по указанному адресу, по цене выкупа, равной 2,5% от кадастровой стоимости данного земельного участка, что составляет 5 298, 78 руб., не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решением суда от 16.10.2013 исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ФОРТ" в части обязания Администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области заключить договор купли-продажи земельного участка оставлено без рассмотрения, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что здание кафетерия и земельный участок под ним расположены на землях общего пользования. Также податель жалобы ссылается на отсутствие доказательств того, что спорный объект совмещён с остановкой. Ссылаясь на то обстоятельство, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учёт, Общество указывает, что иных документов для совершения сделки купли-продажи не требуется. Кроме того податель жалобы указывает, что в настоящее время в г. Сосновый Бор в составе генерального плана города красные линии отсутствуют и сведения о них в генеральном плане не предусмотрены, в связи с чем, надлежит руководствоваться СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений". Как полагает податель жалобы, спорный объект с учётом применения СНиП не входит в состав земель общего пользования.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрации возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.11.2009 Обществу на основании договора купли-продажи от 15.08.2009 принадлежит на праве собственности кафетерий "Экспресс" (назначение: нежилое, 1-этажный) общей площадью 29 кв.м. с инв. N 1581, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, пр. Героев, автобусная остановка "Молодёжная" (далее - кафетерий).
На основании Постановления Администрации от 12.05.1996 N 529 Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации (далее - Комитет) предыдущему собственнику кафетерия - ООО "Производственно-коммерческая фирма "Союз-Сервис" - по договору аренды земельного участка от 25.09.2009 N 2009-ДА 268 был предоставлен земельный участок площадью 60 кв.м., расположенный под кафетерием по адресу Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, 10а мкр., пр. Героев, автобусная остановка "Молодёжная" (далее - земельный участок), во временное владение и пользование на праве аренды под размещение торгового павильона-кафетерия без права выкупа.
В соответствии с Постановлением от 03.06.2010 N 1138 Администрация постановила заменить сторону по договору аренды от 25.09.2009 N 2009-ДА 268 на Общество, рекомендовав Обществу подписать дополнительное соглашение к указанному договору аренды.
В материалы дела представлен договор аренды земельного участка от 11.10.2010 N 2010-ДА 444 между Комитетом и Обществом, однако со стороны Общества названный договор подписан "с протоколом разногласий". Доказательств окончательного согласования сторонами условий аренды земельного участка в материалы дела не представлено.
05.08.2010 Общество, ссылаясь на ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в Администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка.
Письмом от 17.08.2010 N 01-15-1354/10-0-1 Администрация отказала Обществу в выкупе земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок входит в состав земель общего пользования.
Заявлением от 05.09.2012 Общество повторно обратилось к Администрации с заявлением о выкупе земельного участка в порядке приватизации.
23.11.2012 Общество письмом N 01-18-682/12-24-0 обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте территории согласно схеме инв. N 131/СЗРУ-12-12.
Постановлением от 16.04.2013 N 998 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, местоположение: Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, 10а мкр., пр. Героев, автобусная остановка "Молодёжная" (далее - Постановление) была утверждена схема инв. N 131/СЗРУ-12-12 спорного земельного участка. При этом в Постановлении указано, что земельный участок формируется на территории земель общего пользования без права выкупа.
Ссылаясь на то, что названное Постановление противоречит п. 2.5 "Градостроительный регламент территориальной зоны по правилам застройки и землепользования" пояснительной записки к схеме расположения земельного участка под размещение кафетерия "Экспресс", согласно которому земельный участок относится к "Зоне делового, общественного и коммерческого назначения" (О-1) в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Сосновоборский городской округ (далее - Муниципальное образование), утверждёнными решением Совета депутатов Муниципального образования от 22.09.2009 N 90, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, оставил без рассмотрения исковое заявление ООО "ФОРТ" в части обязания Администрации заключить договор купли-продажи земельного участка, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Оставляя без рассмотрения требование Общества об обязании Администрации заключить с Обществом договор купли-продажи названного земельного участка, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. При уклонении от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Истец не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес Администрации проекта договора купли-продажи спорного земельного участка и неправомерного уклонения Администрации от его заключения, проект соответствующего договора купли-продажи не приложен к заявлению при обращении в суд с настоящими требованиями, то есть Обществом не предложено условий, на которых суд, по мнению Общества, должен обязать Администрацию заключить такой договор.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Касательно требования о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (далее - Администрация) от 16.04.2013 N 998 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, местоположение: Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, 10а мкр., пр. Героев, автобусная остановка "Молодёжная".
В соответствии со статьёй 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьёй 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционным судом отклоняется довод подателя жалобы о том, что поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учёт, кадастровый номер 47:15:01-06-008:0030, то отсутствует необходимость предоставления иных документов для заключения договора купли-продажи.
В силу статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Как следует из кадастрового паспорта от 01.09.2008, на который ссылается Общество, границы земельного участка с кадастровым номером 47:15:01-06-008:0030 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Иных сведений из государственного кадастра недвижимости в отношении спорного земельного участка, актуальных на дату рассмотрения настоящего спора истцом не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал подлежащими применению положения пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
На основании заявления Общества и представленной им схемы N 131/СРЗУ-12-12 расположения земельного участка издано оспариваемое постановление Администрации от 16.04.2013 N 998.
Вместе с тем, представленная самим Обществом на утверждение схема N 131/СРЗУ-12-12 расположения земельного участка содержит сведения о том, что проектируемый земельный участок сформирован под размещение остановочного павильона, совмещённого с кафетерием. Проектируемый земельный участок, располагается вдоль существующей автомобильной дороги (проспект Героев), на расстоянии приблизительно 2 м от края (расширения) дороги.
При этом, по мнению Общества администрация незаконно указала, что земельный участок формируется на территории земель общего пользования без права выкупа, для целей, не связанных со строительством.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В подтверждение законности указания на то, что земельный участок расположен на землях общего пользования Администрация ссылается на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкцию о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденную Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30, старый Генеральный план г. Сосновый Бор, утвержденный постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15.12.1987 N 1387, постановление от 10.05.2006 N 301 "О генеральном плане муниципального образования Сосновоборский городской округ", новый Генеральный план Муниципального образования, утвержденный решением совета депутатов Сосновоборского городского округа Ленинградской области от 26.12.2012 N 163.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), причем перечень земель общего пользования является открытым.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ границы данных территорий обозначаются красными линиями, под которыми понимаются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории согласно главе 5 ГрК РФ, а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города согласно пункту 6 статьи 23 ГрК РФ, п. 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30.
Старый Генеральный план г. Сосновый Бор, выкопировка из которого была представлена суду, утвержден постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15.12.1987 N 1387. На основании постановления от 10.05.2006 N 301 "О генеральном плане муниципального образования Сосновоборский городской округ" материалы названного Генерального плана подлежат использованию в части, не противоречащей действующему законодательству.
Новый Генеральный план Муниципального образования был утвержден решением совета депутатов Сосновоборского городского округа Ленинградской области от 26.12.2012 N 163 и разрабатывался на основании контрактов, заключенных в 2006 году в период действия Градостроительного кодекса РФ.
Довод подателя жалобы о том, что в настоящее время в г. Сосновый Бор в составе генерального плана города красные линии отсутствуют, и сведения о них в генеральном плане не предусмотрены, в связи с чем, надлежит руководствоваться СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений", исходя из которых спорный земельный участок не входит в состав земель общего пользования, является несостоятельным, так как основан на неправильном толковании норм права.
Поскольку на основании законодательства, действующего до введения в действие ГрК РФ 2004 года, красные линии устанавливались в генеральных планах поселений, а с момента вступления в силу ГрК РФ 2004 года - красные линии должны быть отражены в проектах планировки, в новом Генеральном плане отсутствуют установленные красные линии.
С учётом изложенного суд первой инстанции правильно указал, что спорный объект расположен в существующих границах территории общего пользования, ограниченной установленными старым Генеральным планом г. Сосновый Бор красными линиями.
В силу пункта 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При этом пунктом 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ установлено, то действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В связи с тем, что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные, так и застроенные территории, то на земельных участках общего пользования могут располагаться объекты незавершённого строительства, либо уже введённые в эксплуатацию здания, строения, сооружения, отчуждённые в частную собственность в процессе приватизации.
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель общего пользования отчуждению не подлежат.
При таких обстоятельствах, указание в оспариваемом постановлении на то, что спорный участок формируется без права выкупа, соответствует закону.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36881/2013
Истец: ООО "Форт"
Ответчик: Администрация муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области