г. Хабаровск |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А73-13429/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Брокер-Экспресс": представитель не явился;
от Хабаровской таможни: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 24.01.2014
по делу N А73-13429/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Суминым Д.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Брокер-Экспресс" (ИНН 2540188368)
к Хабаровской таможне
о признании недействительным решения от 11.10.2013 N 15-21/15007 об отказе в возврате денежных средств в части суммы в размере 239 482,46 руб. по ДТ N 10703070/080413/0001758
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Брокер-Экспресс" (далее - ООО "Брокер Экспресс", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 11.10.2013 N 15-21/15007 об отказе в возврате денежных средств, излишне уплаченных по 10 декларациям на товары. В обоснование заявленных требований общество указало на незаконность произведённой корректировки таможенной стоимости товаров.
Определением от 15.11.2013 в отдельное производство выделены требования общества о признании незаконным указанного решения таможни в части денежных средств по отдельным ДТ.
В настоящем деле рассматривается требование о признании недействительным оспариваемого решения таможни в части отказа в возврате денежных средств в размере 239 482,46 руб. по ДТ N 10703070/080413/0001758 (далее - ДТ N 1758).
Решением от 24.01.2014 суд требования общества удовлетворил. Признал незаконным решение таможни об отказе в возврате таможенных платежей по ДТ N 1758, оформленное письмом от 11.10.2013 N 15-21/15007. Обязал таможенный орган возвратить обществу денежные средства в размере 239 489 руб. 46 коп.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, обществом в рамках реализации контракта от 24.01.2013 N 00Y6431210130А, заключённого с компанией Huawei International Pte. Ltd, Сингапур (далее - контракт), на территорию РФ ввезены товары: удлинители на катушке различной длины провода общим количеством 5 200 шт., в отношении которых в центр электронного декларирования Таможни 08.04.2013 подана ДТ N 1758.
Таможенная стоимость товара определена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-1.
В ходе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа принято решение от 08.04.2013 о проведении дополнительной проверки. Обществу предложено для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров в срок до 06.06.2013 представить дополнительные документы.
Товар выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей.
19.05.2013 обществом представлен ответ на решение о проведении дополнительной проверки, однако к данному письму были приложены не все из запрошенных таможней документов, в связи с чем таможенным органом принято решение от 24.07.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров. Декларанту предложено осуществить корректировку таможенной стоимости исходя из предложенных таможенным органом величин.
Поскольку обществом таможенная стоимость товаров скорректирована не была, должностным лицом таможни составлена форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-2 от 02.08.2013, согласно которой таможенная стоимость товаров определена резервным методом на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
В результате корректировки таможенная стоимость товаров увеличена по сравнению с первоначально заявленной, что привело к увеличению размера таможенных платежей, подлежащих уплате, на 239 482,46 руб.
Посчитав, что основания для корректировки таможенной стоимости у таможни отсутствовали, общество 07.10.2013 обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, которым просило возвратить денежные средства в общем размере 3 713 452,29 руб. как излишне уплаченные по 10 декларациям на товары, в том числе по ДТ N 1758.
Письмом от 11.10.2013 N 15-21/15007 таможня возвратила заявление общества без рассмотрения, обосновав это непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Расценив указанное письмо как отказ в возврате таможенных платежей и посчитав его незаконным, общество, обжаловало его в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учётом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).
Пунктом 1 статьи 2 Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 - 10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2 - 5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.
В силу статьи 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Согласно подпункту 1 пункта 11 Порядка одним из признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров являются выявленные с использованием СУР "Система управления рисками" риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, в том числе документы, представленные обществом в таможню с ДТ N 1758, суд апелляционной инстанции находит, что в них содержится полная информация о внешнеторговой сделке, позволяющая достоверно установить товар, его цену, ассортимент и условия поставки.
Доводы таможни о том, что обществом с ДТ N 1758 представлен прайс-лист, датированный 08.04.2013, тогда как цены на ввозимые товары определены инвойсом от 07.02.2013 N 19, то есть значительно ранее этого прайс-листа, а сам прайс-лист подписан неустановленным лицом: GENERAL DIRECTOR ZHANG WEIGUANG, суд отклоняет.
Указанное обстоятельство, вопреки утверждению таможни, не вызывает какого-либо противоречия между представленными обществом документами. Представление прайс-листа по состоянию на 08.04.2013, т.е. на дату представления ДТ N 1758, подтверждает стабильность цен продавца на ввозимые Обществом товары в период с 07.02.2013 по 04.02.2013 и соответствие заявленной таможенной стоимости обычной цене таких товаров.
Таможней также не доказано, что подписание прайс-листа иным должностным лицом иностранного контрагента, чем контракт (контракт подписан Вице-директором Отдела управления бизнесом Ли Хэ) противоречит каким-либо нормам международного, российского или китайского права.
Таможней также не приведено каких-либо доводов, обосновывающих, каким образом непредставление обществом оригиналов документов, приложенных к ДТ N 1758, привело к невозможности определения таможенной стоимости первым методом.
Таким образом, таможенным органом не доказано, что сведения, содержащиеся в представленных обществом с ДТ N 1758 документах, неполны или недостоверны.
Обществом, напротив, доказано, что им были представлены в таможню достаточные достоверные документы, подтверждающие заявленные сведения о таможенной стоимости товаров, определённой первым методом.
Доказательств наличия предусмотренных статьей 5 Соглашения оснований, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости товаров, таможенный орган не представил.
Суд также отмечает, что решение таможни от 08.04.2013 о проведении дополнительной проверки мотивировано исключительно выявлением рисков недостоверного декларирования с помощью системы управления рисками, то есть в нарушение пункта 1 статьи 69 ТК ТС не содержит перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Получив названное решение таможенного органа, декларант не имел возможности убедиться в обоснованности и, соответственно, правомерности его принятия, а также установить, какие из представленных им документов вызывают сомнения у таможенного органа.
Кроме того, как указано выше, решением о проведении дополнительной проверки был установлен срок для представления дополнительных документов - до 06.06.2013.
Документы и пояснения, как указано в решении таможни о корректировке таможенной стоимости, представлены обществом в таможенный орган 19.05.2013.
Решение о корректировке таможенной стоимости принято 24.07.2013, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 19 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок), в соответствии с которым решение о принятии таможенной стоимости товаров или о её корректировке должно быть принято не позднее чем через 30 календарных дней со дня, следующего за днём представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Таможни от 24.07.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 1758 не соответствует части 1 статьи 68 ТК ТС и части 6 статьи 112 Закона N 311-ФЗ, а также п. 19 Порядка.
Поскольку таможенные платежи, дополнительно начисленные в связи с произведённой корректировкой, в размере 239 482,46 руб. взысканы таможней, являются излишне уплаченными, то согласно статье 89 ТК ТС подлежат возврату обществу в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В заявлении Общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, в качестве факта, в соответствии с которым возникла излишняя уплата, декларантом указано: "в связи с неправомерной корректировкой таможенной стоимости, что подтверждается представленными в ходе таможенного оформления документами, которые достоверно подтверждают таможенную стоимость ввезённого товара по цене сделки с ввозимыми товарами".
Копии решений, принятых в порядке ведомственного контроля, либо судебных актов о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости или о её принятии к заявлению о возврате не приложено, поскольку соответствующие решения и судебные акты в данном случае не выносились.
При этом, отсутствие обращения общества с требованиями о признании незаконными решений о корректировке и о принятии таможенной стоимости не лишает общество возможности защитить свои права иным способом, что соответствует положениям статей 12, 13 ГК РФ и статьи 198 АПК РФ.
Порядок и сроки обращения в таможню с соответствующим заявлением обществом соблюдены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел в обоснованному выводу о том, что решение таможни, оформленное письмом от 11.10.2013 N 15-21/15007 в части отказа в возврате излишне уплаченным таможенных платежей, правомерно расценено обществом как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 1758 и подлежит признанию незаконным как не соответствующее приведённым положениям таможенного законодательства РФ и Таможенного союза и нарушающее права и законные интересы общества.
В порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ суд обосновано обязал таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путём возврата ему денежных средств в указанном размере.
При вышеизложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.01.2014 по делу N А73-13437/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13429/2013
Истец: ООО "Брокер-Экспресс", ООО "Брокер-Экспресс", предст. Сетяева П. В.
Ответчик: Хабаровская таможня