г. Вологда |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А13-15845/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 апреля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Теребовой Я.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вологодские инженерные системы и сети" Слемнева В.В. по доверенности от 09.01.2014 N 1, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Пономаревой В.А. по доверенности от 09.01.2014 N 10,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодские инженерные системы и сети" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2014 года по делу N А13-15845/2013 (судья Логинова О.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вологодские инженерные системы и сети" (ОГРН 1033500076642; далее - Общество, ООО "ВИСиС") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 11.12.2013 N 03-223/2013-04 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что положения Федерального закона 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" не применяются к отношениям, связанным с деятельностью ООО "ВИСиС" по проведению расчетов с управляющей организацией ООО УК "ВИСиС", у которой имеется специальный банковский счет. В данном случае непосредственный контакт поставщика и плательщика не связан с приемом платежей от физических лиц наличных денежных средств с применением контрольно-кассовой техники, что согласуется с положениями, указанными в частях 14, 15 и 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 28.10.2013 Инспекцией на основании поручения от 11.10.2013 N 196 проведена проверка полноты зачисления наличных денежных средств, полученных при приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги, на специальный банковский счет, а также полноты учета выручки ООО "ВИСиС" за период с 01.08.2013 по 11.10.2013.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 28.10.2013, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки обстоятельства и сделан вывод о нарушении Обществом требований части 18 статьи 4 Федерального закона 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) в связи с использованием для получения денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей за жилищно-коммунальные услуги от плательщиков, банковского счета N 40702810812000004840, открытого в отделении N 8638 Сбербанка России, не являющегося специальным банковским счетом.
Уполномоченным должностным лицом Инспекции 28.11.2013 отношении ООО "ВИСиС" составлен протокол N 197 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Начальник Инспекции Саханевич Н.И., рассмотрев указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении, вынесла постановление от 06.12.2013 о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положений части 1 статьи 23.5 КоАП РФ, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@ протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление приняты в пределах полномочий.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе за неиспользование поставщиками специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Закон N 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ)
В силу части 2 статьи 2 названного Закона его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:
1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
3) в пользу иностранных юридических лиц;
4) осуществляемых в безналичном порядке;
5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Статьей 2 Закона N 103-ФЗ определены следующие основные понятия:
- поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, получающее денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Законом, а также юридическое лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;
- плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, осуществляющее деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
- платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 103-ФЗ деятельность по приему платежей осуществляется оператором по приему платежей на основании заключенного им с поставщиком договора, по условиям которого оператор по приему платежей обязан осуществлять по платежам, принятым им от плательщиков в рамках указанной деятельности, последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями части 9 статьи 4 Закона N 103-ФЗ предусмотрено право оператора по приему платежей привлекать платежного субагента для приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре (часть 7 статьи 4), а также установлена обязанность платежного субагента для приема платежей заключить с оператором по приему платежей соответствующий договор, по условиям которого платежный субагент обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 8 данного Закона прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 названного Закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 названного Федерального закона, не допускаются.
Учитывая изложенное принятые платежным агентом (субагентом) от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с их специальных банковских счетов на специальный банковский счет поставщика.
Согласно положению Центрального банка Российской Федерации от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" счет N 40821 - "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика". Его назначение - специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между ООО "ВИСиС" (принципал) и ООО УК "ВИСиС" (агентом) заключен договор на комплексное обслуживание управляющей компанией по расчетам с населением, ресурсоснабжающими организациями и поставщиками услуг от 01.06.2009 N 1 (далее - Договор) (том 1, листы 120 - 130).
В соответствии с пунктом 1.1.1 названного Договора агент по поручению принципала осуществляет от своего имени, но за счет принципала следующие действия:
- сбор и обработку поступивших в пользу принципала платежей;
- распределение между ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) денежных средств, поступивших от населения за жилое помещение и коммунальные услуги в счет погашения обязательств принципала перед РСО по договорам ресурсоснабжения или заменяющим их договорам, или в связи с фактическим использованием ресурсов.
В обязанности агента согласно пункту 2.1.5 Договора входит перечисление принципалу средств, аккумулированных агентом связи с отсутствием у принципала договоров ресурсоснабжения или заменяющих их договоров по письменному поручению принципала, но не ранее чем через три месяца после заключения настоящего договора и далее не чаще чем раз в три месяца.
В соответствии с пунктом 4 Договора цена услуг, оказываемых агентом по настоящему договору, составляет 0,5 % от суммы платежей, оплаченных населением по счетам в отчетном месяце, если иное не предусмотрено настоящим договором.
Кроме того, между ООО УК "ВИСиС" (заказчик) и федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" (исполнитель, Почта) заключен договор от 29.04.2013, по условиям которого исполнитель обязуется по поручению заказчика за вознаграждение организовать в отделениях почтовой связи города Вологды прием платежей за коммунальные услуги от населения, формирование и передачу заказчику электронных файлов-реестров по принятым платежам и перечисление денежных средств по принятым платежам на расчетный счет заказчика (том 2, листы 72 - 76).
Согласно пункту 4.1 названного договора все суммы платежей, принятые от плательщиков в отделениях почтовой связи, перечисляются Почтой платежными поручениями на расчетный счет заказчика, указанный в пункте 8 настоящего договора, в течение 3-х банковских дней с даты приема платежей за вычетом вознаграждения Почты. НДС (18 %) взимается сверх указанного размера вознаграждения.
Размер вознаграждения Почты по настоящему договору устанавливается в размере 1,20 % от суммы принятых в отделениях почтовой связи платежей (пункт 4.2 договора от 29.04.2013).
Согласно пояснениям исполнительного директора ООО "ВИСиС" от 13.11.2013 по агентскому договору от 01.06.2009 N 1 ООО УК "ВИСиС" производит начисление квартплаты и доставку квитанций жителям домов, находящихся в управлении ООО "ВИСиС". Прием платежей населения производится кредитными учреждениями города Вологды, отделениями Почты России и пунктами приема платежей ОАО "Вологдаэнергосбыт" в соответствии с условиями заключенных Обществом договоров.
Кредитные учреждения перечисляют собранные с населения денежные средства на расчетный счет ООО УК "ВИСиС" N 40702810912000004835 в ОАО "Сбербанк России", а Почта России и ОАО "Вологдаэнергосбыт" на специальный счет ООО УК "ВИСиС" N 407218103120008723 в ОАО "Сбербанк России".
ООО УК "ВИСиС" с расчетного счета согласно условиям агентского договора ежедневно перечисляет денежные средства на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций согласно счетам и на расчетный счет ООО "ВИСиС" за содержание и ремонт жилого фонда, находящегося в управлении ООО "ВИСиС" (том 1, лист 45).
С учетом изложенного Инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что исходя из положений Закона N 103-ФЗ ФГУП "Почта России" осуществляет прием платежей от физических лиц и является платежным субагентом, ООО УК "ВИСиС" - оператором по приему платежей, ООО "ВИСиС" - поставщиком услуг. Общество признаёт свой статус как поставщика услуг.
В ходе проверки установлено и Обществом не оспаривается, что за проверяемый период ООО УК "ВИСиС" перечислило в адрес ООО "ВИСиС" денежные средства, полученные от приема оплаты за коммунальные платежи от населения, в сумме 7 280 660 рублей.
Указанные денежные средства зачислены на банковский счет ООО "ВИСиС" N 40702810512000004840, открытый в отделении N 8638 Сбербанка России.
При этом у ООО "ВИСиС" отсутствует специальный банковский счет для осуществления соответствующих расчетов и зачисления на него полученных от плательщиков денежных средств, что образует событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Довод Общества о нераспространении положений Закона N 103-ФЗ на отношения, связанные с деятельностью ООО "ВИСиС" по проведению расчетов с управляющей организацией ООО УК "ВИСиС", у которой имеется специальный банковский счет, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Из смысла подпункта 4 пункта 2 статьи 2 названного Закона следует, что он не применяется в случаях, если потребители оплачивают выставленные счета путем перевода денежных средств (с банковского счета или без открытия такового). При этом частью 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ прямо предусмотрена обязанность поставщика при приеме платежей использовать специальный банковский счет и запрет получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В данном случае у Общества имелась объективная возможность для выполнения требований, предусмотренных Законом N 103-ФЗ, однако для выполнения этих требований ООО "ВИСиС" не приняты все зависящие от него меры.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО "ВИСиС" во вмененном правонарушении Инспекцией доказана, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1. КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, всесторонне и полно исследованных судом первой инстанции, переоценку правовых норм и не опровергают выводов, содержащихся в обжалованном судебном акте.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2014 года по делу N А13-15845/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодские инженерные системы и сети" - без удовлетворения.
Судья |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15845/2013
Истец: ООО "Вологодские инженерные системы и сети"
Ответчик: МИФНС России N11 по Вологодской области