г. Киров |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А29-8277/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2013 по делу
N А29-8277/2013 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Юркиной Л.Ю.,
по заявлению Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
к Агентству Республики Коми по социальному развитию
(ИНН: 1101486283, ОГРН: 1041100439302),
о взыскании денежных средств,
установил:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к Агентству Республики Коми по социальному развитию (далее - Агентство) о взыскании необоснованно выплаченной суммы в рамках договора от 30.12.2011 N 533 в размере 42 130,90 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2013 требования Фонда удовлетворены.
Агентство с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 25.12.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы обращает внимание апелляционного суда на то, что выплата спорной суммы денежных средств произведена Агентством на основании договора N 533, заключенного между Агентством и Фондом. При этом обязанность Агентства по возмещению Фонду за счет средств республиканского бюджета излишне выплаченных получателям пособий в названном договоре не предусмотрена.
Вина физических лиц, в чью пользу Агентством были выплачены спорные денежные средства, установлена судебными актами, принятыми судами общей юрисдикции, поэтому Агентство фактически является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Вина Агентства в выплате спорных сумм пособий решениями судов общей юрисдикции не установлена.
Пособия были выплачены Агентством в пользу физических лиц на соответствующие цели (пособия неработающим гражданам по уходу за ребенком). Отношения, возникшие между Фондом и Агентством, не относятся к гражданско-правовым, а регулируются бюджетным законодательством и законодательством о социальном страховании, поэтому Фонд не имеет права требовать взыскания с Агентства убытков (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Агентство считает, что решение от 25.12.2013 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Стороны явку своих представителей в судебное заседания апелляционного суда 13.03.2014 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей
До судебного заседания 13.03.2014 заявителем апелляционной жалобы направлены дополнительные документы, подтверждающие факт возврата Кичигиной М.Н. излишне выплаченных средств по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 10 557 рублей 23 копейки, которые в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации возвращены заявителю жалобы, так как дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным апелляционным судом не принимаются, о чем в судебном заседании 10.04.2014 вынесено протокольное определение.
Судебное разбирательство по делу на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось до 10 часов 45 минут 10.04.2014.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, Агентство заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии своего представителя.
От Фонда поступило письмо от 31.03.2014, в котором он сообщает, что после вынесения обжалуемого решения от 25.12.2013 Агентством перечислены Фонду денежные средства в сумме 26 515 рублей 66 копеек, остаток задолженности на 28.03.2014 составляет 15 615 рублей 24 копейки.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом в отношении Агентства проведены проверки целевого расходования средств, выделенных Агентству в рамках исполнения договора от 30.12.2011 N 533, в результате чего были выявлены факты нецелевого расходования средств, о чем составлены справки N 8 от 03.05.2012, N 2 от 12.05.2012 и N 17 от 29.10.2012.
Поскольку в добровольном порядке Агентство в полном объеме незаконно выплаченные денежные средства Фонду не возвратило, последний обратился с заявлением в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1162, положениями Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ, статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, требования Фонда удовлетворил. При этом суд первой инстанции указал, что выплата Агентством спорной суммы фактически является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N255-ФЗ) установлены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами в силу пункта 1 статьи 1 положений Федерального закона от 16.06.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", а также пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N101), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (далее - Закон N 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Во исполнение статьи 4 Закона N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Правительством Российской Федерации принято постановление от 31.12.2009 N 1162 "О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке".
Данным постановлением утверждены Правила финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке (далее - "Правила_").
Согласно названным "Правилам_" финансовое обеспечение расходов на выплату пособия осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) после поступления средств из федерального бюджета распределяет их между региональными отделениями Фонда на основании заявок региональных отделений Фонда.
Региональные отделения Фонда перечисляют органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации перечисляют средства, полученные от региональных отделений Фонда на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия, получателям и представляют в региональные отделения Фонда отчеты о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия.
В соответствии с пунктами 5 - 7 "Правил_" территориальный орган Фонда перечисляет уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации средства на финансирование расходов на выплату указанных государственных пособий на основании договора, заключенного ими в соответствии с типовой формой. Уполномоченный орган осуществляет перечисление средств получателям пособий через организации федеральной почтовой связи либо на счета в кредитных учреждениях, открытые указанными получателями. Уполномоченный орган ежемесячно представляет в территориальный орган Фонда отчет о расходовании средств, с приложением реестра лиц, которым произведена выплата пособий.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.2011 Фонд и Агентство заключили договор N 533 о финансировании расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, по условиям которого Фонд осуществляет перечисление средств органу социальной защиты для выплаты ежемесячного пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, согласно Правилам финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденных Постановлением Правительства от 31.12.2009 N 1162.
Подпунктом "в" пункта 2.2 договора предусмотрено, что Агентство обеспечивает ежемесячно в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда средств на финансовое обеспечение расходов на выплату пособий, но не позднее 15-го числа текущего месяца перечисление указанных средств в организации федеральной почтовой службы либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособий.
Подпунктами "е" и "ж" пункта 2.2 договора установлено, что Агентство осуществляет контроль за назначением и выплатой пособий; обеспечивает целевое использование средств, выделенных на выплату пособий.
На основании подпункта 8 пункта 2.1 договора Фонд осуществляет контроль за целевым расходованием Агентством средств, перечисленных для выплаты пособий.
Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
По результатам проведенной Фондом проверки были выявлены факты нецелевого расходования средств (излишней выплаты пособий по уходу за ребенком) в сумме 16 115,24 руб. в отношении Журавлевой Анны Алексеевны (в связи с нахождением ребенка на полном государственном обеспечении), в сумме 31598,40 руб. в отношении Кичигиной Марии Николаевны, в сумме 79 793,03 руб. в отношении Курченковой Марты Александровны (в связи с несвоевременным сообщением последними об изменении своего статуса - устройства на работу).
Данное обстоятельство Агентством не оспаривается.
Таким образом, Агентство не обеспечив надлежащего контроля за правомерностью назначения и выплатой пособий допустило излишнюю выплату пособия, в связи с чем спорная сумма была правомерно предъявлена к взысканию с Агентства из-за ненадлежащего исполнения условий договора. Соответственно, апелляционным судом отклоняется довод заявителя жалобы о том, что он не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Довод заявителя жалобы о том, что взыскание излишне выплаченных сумм пособий следует производить не за счет Агентства, а за счет получателей пособий, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку нормы Закона N 81-ФЗ предусматривают случаи, когда с получателей подлежат взысканию излишне выплаченные суммы пособий, а в каких случаях не подлежат. В рассматриваемой ситуации взаимоотношения между Фондом и Агентством урегулированы договором, в результате ненадлежащего исполнения которого и произошла излишняя выплата пособий по уходу за ребенком в отношении граждан Журавлевой А.А., Кичигиной М.Н. и Курченковой М.А. При этом взыскание излишне выплаченных сумм пособия с граждан не освобождает Агентство от обязанности возвратить Фонду излишне выплаченные денежные средства.
Не принимается апелляционным судом довод Агентства о том, что им не было получено заявление Фонда об уточнении требований, поэтому Агентство было лишено возможности представить свои возражения и доказательства, поскольку в данном заявлении Фонд заявил об уменьшении своих требований, поэтому представляется сомнительным, что Агентство стало бы возражать и представлять какие-либо доказательства против такого заявления Фонда.
Кроме того, с отзывом на жалобу Фондом представлена копия почтового уведомления о вручении уточнения требований Агентству 23.12.2013.
Дополнительно к изложенным доводам апелляционный суд разъясняет заявителю апелляционной жалобы, что вопрос о возможности рассмотрения документов о возврате Агентством Фонду излишне выплаченных средств Кичигиной М.Н. после постановления решения судом первой инстанции 25.12.2013 может быть решен в рамках исполнения данного решения путем представления указанных документов в службу судебных приставов-исполнителей в качестве подтверждения исполнения решения Арбитражного суда Ярославской области от 25.12.2013.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2013 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Агентства по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Агентство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2013 по делу N А29-8277/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию (ИНН: 1101486283, ОГРН: 1041100439302) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8277/2013
Истец: Государственное учреждение-региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК
Ответчик: Агентство Республики Коми по социальному развитию