г. Владивосток |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А51-41101/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки,
судей Д.А. Глебова, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Владивостокской таможни
апелляционное производство N 05АП-2880/2014
на решение от 17.01.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-41101/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтерна" (ИНН 2537083510, ОГРН 1102537003843, дата регистрации 19.08.2010)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата регистрации 15.04.2005)
об оспаривании решения
при участии:
стороны не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альтерна" (далее - общество, заявитель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 17.05.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации на товары N 10702020/130513/0013980. Одновременно общество ходатайствовало о восстановлении пропущенного им срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.01.2014 причины пропуска срока на подачу заявления в суд признаны уважительными, пропущенный срок восстановлен и заявленное обществом требование удовлетворено.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 17.01.2014, таможня считает его незаконным и необоснованным. Полагает, что основания для восстановления пропущенного срока отсутствовали, поскольку документооборот между декларантом и таможенным органом происходил по каналам электронной связи, в связи с чем общество было своевременно уведомлено о принятом решении, и у него имелась реальная возможность для своевременного обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного решения. Считает, что срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пропущен обществом при отсутствии на то уважительных причин, и его истечение является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного таможня просит решение суда первой инстанции от 17.01.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы таможенным органом в суд апелляционной инстанции был представлен дополнительный документ - скриншот "История обработки документа "10702020/13.05.13/0013980", в приобщении которого было отказано, так как в нарушение части 2 статьи 268 АПК РФ таможенный орган не обосновал невозможность представления данного документа в суд первой инстанции.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в пункте 5 постановления от 17.02.2011 N 12, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В мае 2013 года во исполнение внешнеторгового контракта от 30.01.2012 N NW-300112, заключенного между обществом и компанией "NOOWON CO., Ltd", Республика Корея, на таможенную территорию таможенного союза в адрес заявителя был ввезен товар - экскаватор на колесном ходу, полноповоротный, без отвала, б/у, стоимостью 47300 долларов США, в целях таможенного оформления которого декларант подал декларацию на товары N 10702020/130513/0013980, определив его таможенную стоимость по первому методу определения таможенной стоимости "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
14.05.2013 таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости и предложила декларанту представить дополнительные документы, а также уплатить обеспечение таможенных платежей согласно расчету.
Посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня 17.05.2013 приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров, предложив декларанту в соответствии со статьей 68 ТК ТС осуществить корректировку таможенной стоимости и уплатить таможенные платежи с учетом скорректированной таможенной стоимости.
Не согласившись с решением таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен судом, при этом причины пропуска срока должны быть уважительными.
В Определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что срок на обращение в арбитражный суд определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право лиц на судебную защиту.
Таким образом, срок для подачи заявления об оспаривании ненормативного правого акта, действий (бездействия) государственных органов не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.
Из материалов дела видно, что оспариваемое решение вынесено таможней 17.05.2013, соответственно, срок на подачу заявления истек 17.08.2013. Фактически в арбитражный суд общество обратилось 25.12.2013, что подтверждается штампом канцелярии суда и свидетельствует о пропуске срока на подачу заявления об оспаривании решения таможенного органа.
В обоснование уважительности причин пропуска срока на обращение в суд общество сослалось на то, что оспариваемое решение было получено им только в декабре 2013 года.
Суд первой инстанции исследовал представленные таможней выписки из истории обработки документов в системе электронного декларирования и, установив, что они не содержат сведений о направлении и получении декларантом оспариваемого решения, пришёл к выводу о том, что заявленные обществом причины пропуска срока таможенным органом не опровергнуты, в связи с чем посчитал возможным признать причины пропуска срока уважительными и удовлетворил ходатайство заявителя.
Данные выводы поддерживаются судебной коллегией исходя из следующего.
Корректировка таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов до и после выпуска товаров, а также срок их уплаты в силу пункта 4 статьи 68 ТК ТС осуществляются в порядке и по формам, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с пунктом 22 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 (далее по тексту - Порядок N 376), при принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров должностным лицом в установленном порядке проставляются соответствующие отметки в декларации таможенной стоимости (декларации на товары) и оформляется решение в двух экземплярах по форме согласно приложению N 1 к Порядку, один из которых остается в таможенном органе, другой вручается декларанту (таможенному представителю). Если решение вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 10 (десяти) календарных дней с даты направления заказного письма.
Как установлено судебной коллегией, доказательства соблюдения таможней Порядка N 376 в части направления в адрес декларанта решения о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной ДТ, в материалах дела отсутствуют.
При этом таможенный орган не опроверг доводы заявителя, приведенные в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока, и не представил доказательства несостоятельности данных доводов.
Ссылки таможни по тексту апелляционной жалобы на выписку из журнала системных сообщений о действиях таможенного органа по своевременному направлению обществу по каналам электронной связи сообщения о принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной ДТ судебной коллегией отклоняются, поскольку указанный документ был представлен в суд первой инстанции в ином (усеченном) содержании, а в приобщении данного документа с полным содержанием проведенных электронных операций при рассмотрении апелляционной жалобы таможенному органу было отказано на основании статьи 268 АПК РФ.
Доводы таможни о том, что, заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, общество намеренно ввело суд в заблуждение относительно момента, когда оно узнало о нарушении своих прав, не могут быть приняты коллегией во внимание в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 69 ТК ТС предусмотрено, что при принятии решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 ТК ТС.
Как следует из материалов дела, решением от 14.05.2013 таможенным органом было назначено проведение дополнительной проверки таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной ДТ, в связи с чем в целях выпуска товара заявителю предложено в срок до 20.05.2013 заполнить форму КТС-1 и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей.
Таким образом, представленная в материалы дела форма КТС-1 свидетельствует об исполнении заявителем требований таможенного органа в целях выпуска товара, а не о получении им решения о корректировке и о согласии с ним.
Принимая во внимание изложенное, и учитывая, что заявителю пришлось принять меры по получению оспариваемого решения путем обращения в таможенный орган, коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с настоящим заявлением и о необходимости его восстановления. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что частью 2 статьи 199 АПК РФ предусмотрено обязательное представление заявителем текста оспариваемого ненормативного правового акта.
В этой связи доводы заявителя апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции в связи с неправомерным восстановлением обществу срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, подлежат отклонению, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции по данному основанию не имеется.
Кроме того, апелляционная коллегия считает, что, удовлетворяя заявленные требования по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 64 ТК ТС установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее по тексту - Соглашение об определении таможенной стоимости), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 4 данного Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения). То есть основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимым товаром, который в данном случае и применен декларантом.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товара.
Материалами дела установлено, что декларантом представлены в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по спорной ДТ.
Представленные обществом документы в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по заявленному методу соответствовали Перечню документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Положения контракта и инвойс подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки.
Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанные в части 1 статьи 4 Соглашения, таможенным органом, не установлены.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Постановления от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза", непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Пунктом 7 данного Постановления разъяснено, что судам, руководствуясь частью 5 статьи 200 АПК РФ, необходимо исходить из того, что обязанность доказать наличие оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе.
В частности, такими основаниями могут являться доказанный таможенным органом факт недостоверности представленных декларантом документов и содержащейся в них информации либо противоречивость сведений, касающихся условий определения таможенной стоимости.
Между тем доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, коллегией не установлено. Невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности и системной оценке таможенным органом не подтверждена.
Указание таможни на непредставление декларантом прайс-листов производителя товаров, экспортной декларации, бухгалтерских документов о постановке товаров на учет судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку непредставление указанных документов не могло послужить основанием для принятия оспариваемого решения ввиду того, что данные документы не входят обязательный Перечень документов, утвержденный решением N 376.
Соответственно непредставление заявителем дополнительно запрошенных документов, учитывая достаточность представленных декларантом в таможню документов, позволяющих определить заявленную таможенную стоимость товара с учетом выбранного декларантом метода по цене сделки, не повлекло указание недостоверной информации о таможенной стоимости товара, и не является основанием в спорном случае для корректировки таможенной стоимости.
То обстоятельство, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации таможни, само по себе не влечёт корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
Поскольку декларант надлежаще оформленными документами подтвердил правомерность определения им таможенной стоимости товара по спорной ДТ по первоначально заявленному им методу, то у таможенного органа отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости ввезенного товара.
Оспариваемое решение повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах решение таможни от 17.05.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10702020/130513/0013980, является незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные обществом требования.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.01.2014 по делу N А51-41101/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-41101/2013
Истец: ООО "Альтерна"
Ответчик: Владивостокская таможня