г. Чита |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А78-10870/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Никифорюк Е.О., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 января 2014 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-10870/2013 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) к Муниципальному учреждению культуры "Библиотечно-досуговый центр" сельского поселения "Жимбиринское" муниципального района "Карымский район" о взыскании задолженности в размере 8006,26 руб., в том числе: 6904,04 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в ФФОМС; 635,46 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 25,45 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии; 441,31 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в ФФОМС,
(суд первой инстанции - Ломако Н.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Карнаухова Е.С., представитель по доверенности N 20 от 18.02.2014;
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097536008382, ИНН 7536107044, место нахождения: Чита, ул.Чкалова,60, далее также - заявитель, управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с требованиями к Муниципальному учреждению культуры "Библиотечно-досуговый центр" сельского поселения "Жимбиринское" муниципального района "Карымский район" (ОГРН 1067524008970, ИНН 7508005509, 673325, Забайкальский край, Карымский район, с.Жимбира, ул.Центральная,22, далее также - учреждение, страхователь, заинтересованное лицо) о взыскании задолженности в размере 8006,26 руб., в том числе: 6904,04 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в ФФОМС; 635,46 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 25,45 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии; 441,31 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в ФФОМС.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края взыскана с Муниципального учреждения культуры "Библиотечно-досуговый центр" сельского поселения "Жимбиринское" муниципального района "Карымский район" зарегистрированного в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 21.12.2006 года за ОГРН 1067524008970, ИНН 7508005509, юридический адрес: 673325, Забайкальский край, Карымский район, с. Жимбира, ул. Центральная, дом 22 в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) задолженность в размере 7590,59 руб., в том числе: 6904,04 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 394,7 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 25,45 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии; 266,4 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В остальной части заявленных требований отказано.
В обоснование частичного отказа в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции указал, что пенсионным фондом не представлены доказательства наличия недоимок для пени в спорных периодах.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой (с дополнением), в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31.01.2014 г. по делу N А78-10 870/2013 в части отказа во взыскании в полном объеме пени отменить. Вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что действующее законодательство, а именно Федеральный Закон N212 не содержит запретов на взыскание пени, начисленной на задолженность, относящуюся к более раннему периоду. При этом законодательство требует соблюдения порядка взыскания основного долга (недоимки). Данный порядок органом ПФР соблюден. Недоимка взыскана по решению суда. Соответствующие документы направлялись в Арбитражный суд Забайкальского края своевременно, о чем имеется соответствующее документальное подтверждение. Таблица расчета пени имеется в материалах дела, порядок расчета пени верный. Следовательно, заявленные органом ПФР требования являются законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.03.2014.
Представитель пенсионного фонда в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Учреждение представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 672002 71 84337 4.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Муниципальное учреждение культуры "Библиотечно-досуговый центр" сельского поселения "Жимбиринское" муниципального района "Карымский район" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 21.12.2006 года за ОГРН 1067524008970, ИНН 7508005509, юридический адрес: 673325, Забайкальский край, Карымский район, с. Жимбира, ул. Центральная, дом 22, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 16.03.2012 г. (т.1 л.д.7).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, управлением в адрес страхователя выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 08501640050401 от 27.06.2013 года (т.1 л.д.8, далее также - требование).
Требованием N 08501640050401 от 27.06.2013 года учреждению в срок до 16.07.2013 года предложено уплатить следующие суммы:
- 6904,04 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в ФФОМС;
- 635,46 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии;
- 25,45 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии;
- 441,31 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в ФФОМС.
В связи с неисполнением требования N 08501640050401 от 27.06.2013 года, управление обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о взыскании задолженности в общем размере 8006,26 руб.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, отказав во взыскании части пени.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя пенсионного фонда в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе - организации.
Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ установлено, что организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме учреждений. Из чего следует, что заинтересованное лицо является плательщиком страховых взносов. При этом, как следует из материалов дела, учреждению открыт лицевой счет в территориальном органе казначейства.
На основании пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Частью 1 и 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ предусмотрено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
На основании части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ установлено, что ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно частям 1, 3-6 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Плательщик страховых взносов, представляющий в орган контроля за уплатой страховых взносов пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона. Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.
При проверке обоснованности начисления пени по страховым взносам судом первой инстанции, в частности, было установлено следующее.
Из расчета пени по страховым взносам, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, следует, что взыскиваемые суммы пени за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2012 года начислены за период с 23 мая 2013 года по 27 июня 2013 года. Однако представленные в материалы дела судебные акты по делам N 78-1580/2013 (1 квартал 2012 года) и N А78-3059/2013 (полугодие 2012 года) датированы 22 апреля 2013 года и 05 июня 2013 года. В связи с чем, указанные судебные акты не подтверждают наличие недоимок для пени за указанный временной отрезок. В рамках указанных дел с учреждения взыскивались недоимки по ФФОМС за 1 квартал и полугодие 2012 года. Кроме того, управлением в материалы дела не представлены подтверждения недоимок для пени за 2012 год. При этом определением суда от 11 декабря 2013 года управлению предлагалось представить пояснения и документы, подтверждающие обоснованность расчетов пени.
Из расчета пени по страховым взносам, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии (т.1 л.д.26-30), следует, что взыскиваемые суммы пени за апрель, май, июнь 2012 года начислены за период с 23 мая 2013 года по 27 июня 2013 года. Однако представленное в материалы дела решение по делу N А78-3059/2013 (полугодие 2012 года) датировано 05 июня 2013 года. В связи с чем, указанный судебный акт не подтверждает наличие недоимок для пени за перечисленные временные отрезки.
В целом поддерживая указанные выводы суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из заявления пенсионного фонда (л.д.3), пенсионный фонд просит взыскать пени за период с 01.01.2013 г. по 27.06.2013 г. за 1 квартал 2013 г., начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии 635,46 руб., а также пени по страховым взносам в ФФОМС за 1 квартал 2013 г. в размере 441,31 руб. за период с 01.01.2013 г. по 27.06.2013 г.
К заявлению были приложены требование (л.д.8) и расчеты (л.д.9-11).
Из расчета пени по взносам на страховую часть трудовой пенсии за период с 01.01.2013 г. по 31.03.2013 г. следует, что пени в размере 635,46 руб. начислены на взносы: за январь 2013 г. в размере 97,6 руб. на недоимку 8 449,87 руб. за период с 16.02.2013 по 29.03.2013 г. (42 дня) по ставке 0,0275%; за февраль 2013 г. в размере 32,28 руб. на недоимку 8 385,11 руб. за период с16.03.2013 г. по 29.03.2013 г. (14 дней) по ставке 0,0275%; за март 2013 года в размере 505,58 руб. на недоимку 7 831,02 руб. за период с 01.03.2013 г. по 29.03.2013 г. (29 дней) без указания ставки пени.
Из расчета пени по взносам в ФФОМС за период с 01.01.2013 г. по 31.03.2013 г. следует, что пени в размере 441,31 руб. начислены на взносы: за январь 2013 г. в размере 84,39 руб. на недоимку 2 324,89 руб. за период с 16.02.2013 г. по 27.06.2013 г. (132 дня) по ставке 0,0275%; за февраль 2013 г. в размере 312,73 руб. на недоимку 2 377,88 руб. за период с 16.03.2013 г. по 27.06.2013 г. (104 дня) по ставке 0,0275% (расчет не верен, результат должен быть 68,01 руб.); за март 2013 г. в размере 44,19 руб. на недоимку 2 201,27 руб. за период с 16.04.2013 г. по 27.06.2013 г. (73 дня) по ставке 0,0275%.
По определению суда первой инстанции пенсионным фондом были представлены другие расчеты (л.д.26-30), согласно которым спорные пени начислены за период с 23.05.2013 г. по 27.06.2013 г. на недоимки по страховым взносам за указанные выше периоды 2012 г.
В соответствии с ч.4 ст. 22 закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
В самом требовании, представленном в материалы дела, не имеется сведений о том, как были начислены предложенные к уплате пени (на какую недоимку, за какой период, по какой ставке), в материалы дела представлены два варианта расчетов, при этом из представленного реестра отправки корреспонденции (л.д.12) невозможно установить, направлялись ли с требованием расчеты, а если направлялись, то какие. Таким образом, установить, могло ли учреждение проверить законность обоснованность начисления пени, невозможно.
Кроме того, суд первой инстанции предлагал представить доказательства существования именно той недоимки, на которую фонд начислял спорные пени, и именно в периоде начисления пени. Однако, таких доказательств пенсионным фондом представлено не было. Судебные акты по делам N 78-1580/2013 (1 квартал 2012 года) и N А78-3059/2013 (полугодие 2012 года) датированы 22 апреля 2013 года и 05 июня 2013 года, то есть состоялись ранее или внутри заявляемого пенсионным фондом периода (с 23.05.2013 г. по 27.06.2013 г.), следовательно, их недостаточно для вывода о том, что недоимка существовала в спорном периоде (например, недоимка могла быть уже уплачена до 23.05.2013 г. или в течение заявленного периода).
На основании изложенного апелляционный суд полагает правильным решение суда первой инстанции. Доводы пенсионного фонда о том, что он имеет право взыскивать пени на уже взысканную недоимку до момента ее уплаты, сами по себе правильные, но наличие недоимки для начисления пени в периоде начисления пени должно быть доказано. В настоящем деле пенсионный фонд достаточных доказательств наличия такой недоимки не представил, как и доказательств того, что соответствующие расчеты направлялись страхователю.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 229, 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 января 2014 года по делу N А78-10870/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-10870/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное)
Ответчик: Муниципальное учреждение культуры "Библиотечно-досуговый центр" сельское поселение "Жимбиринское" муниципального района "Карымский район"