г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А56-30726/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Халиковой К.Н.
при участии:
от истца: Гришин А.А. по доверенности от 16.12.2013
от ответчиков: не явились, извещены надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3410/2014) ООО "Жилищно-коммунальная компания"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2013 по делу N А56-30726/2013 (судья Даценко А.С.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Жилищно-коммунальная компания"
к Администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Муниципальному образованию "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице Главы МО "Город Всеволожск" Зебоде Т.П.
3-е лицо: Совет депутатов МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
о взыскании затрат и убытков
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" (ОГРН 1054700081743, адрес: 188644, г. Всеволожск, ул. Межевая, д. 8-а; далее - ООО "ЖКК", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (адрес: 188643, Ленинградская область, г. Всеволожск, ул.Героев, 12; далее - Администрация) и муниципальному образованию "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице главы муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области Зебоде Т.П. (далее - Муниципальное образование, МО "Город Всеволожск") о взыскании солидарно 4 593 916 рублей 38 копеек стоимости недополученного возмещения затрат и 90 608 рублей 81 копейки убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Совет депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (адрес: 188640, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138; далее - Совет депутатов).
Решением от 17.12.2013 арбитражный суд первой инстанции в иске отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКК" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Администрация, Муниципальное образование и Совет депутатов, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов от 20.06.2006 N 48 установлен норматив ТКО, составляющий 1,75 куб.м на человека в год.
Администрацией принято постановление N 305 от 10.06.2009 "Об организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в многоквартирных жилых домах на территории муниципального образования" (далее - Постановление N305), в соответствии с которым управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, рекомендовано организовать процесс сбора и вывоза ТБО из жилищного фонда, находящегося в управлении.
В 2011 году истцом, как территориальной управляющей компанией, осуществляющей управление и оказывающей коммунальные услуги в отношении жилых домов, расположенных на территории Всеволожского района Ленинградской области, осуществлялась деятельность по начислению населению платы за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с применением указанного норматива ТКО исходя из имеющихся у него данных о количестве зарегистрированных на территории Всеволожского городского поселения граждан. Данные расчеты им в дальнейшем использовались для расчета размера задолженности за услуги организации, непосредственно осуществляющей вывоз ТКО.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2012 по делу N А56-9516/2012 с ООО "ЖКК" взыскано в пользу ООО "Всеволожск СпецТранс" 3 726 895 рублей 87 копеек долга за оказанные в период с сентября - декабря 2011 года услуги по вывозу ТКО, а также 48 730 рублей 68 копеек пени и 41 878 рублей 13 копеек расходов по госпошлине.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2012 по делу N А56-17003/2012 с ООО "ЖКК" взыскано в пользу ООО "Полигон ТБО" 8 568 449 рублей 75 копеек долга за оказанные в период с января - декабря 2011 года услуги по вывозу ТКО, а также 2 000 рублей расходов по госпошлине.
Ссылаясь на то, что решением Совета депутатов N 48 и постановлением Администрации N 305 истцу были причинены убытки в виде недополученного возмещения затрат, а также убытки, составляющие взысканные с истца по указанным судебным актам суммы, истец обратился в суд первой инстанции иском о взыскании стоимости недополученного возмещения затрат и убытков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд пришел к выводу, что иск ООО "ЖКК" не доказан ни по праву, ни по размеру.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ООО "ЖКК", суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из названных норм, истец должен доказать факт совершения ответчиком неправомерных действий, причинение ему вреда, размер убытков, а также наличие причинной связи между противоправными действиями и наступившим вредом.
Предусмотренное Постановлением N 305 положение об организации управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, процесса сбора и вывоза ТБО из жилищного фонда, находящегося в управлении соответствует положениям подпункта "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N491), а также части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 указанной статьи Кодекса, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена.
Статьей 157 ЖК РФ регулируется размер платы за коммунальные услуги.
Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
Согласно подпункта "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Указанная норма согласуется с положениями части 1 статьи 36 ЖК РФ, поскольку по смыслу этой нормы к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадка т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаем в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (пункты 1.8, 3.7, 5.9).
На основании изложенных норм арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома и т.п.), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, а обязанность по содержанию, очистке контейнерных площадок является обязанностью управляющей организации.
Закрепление площадок за конкретными многоквартирными домами направлено на организацию процесса сбора ТБО, в соответствии с требованиями Правил N 491, до определения границ земельного участка соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд и муниципальный жилищный фонд (часть 2 статьи 19 ЖК РФ). Муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (пункт 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ), в данной ситуации принадлежащий на праве муниципальной собственности МО "Город Всеволожск".
Положения статьи 6 ГК РФ и статьи 7 ЖК РФ не исключат возможности применения установленного норматива для частного жилищного фонда, в целях оказания содействия управляющим организациям в рамках субсидирования (статья 78 Бюджетного кодекса РФ).
Федеральным законодательством и законодательством Ленинградской области не предусмотрено предоставление субсидий или иной финансовой помощи управляющим организациям в целях организации сбора и вывоза мусора.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
На основании изложенных норм суды первой и апелляционной инстанций приходят к выводу о том, что МО "Город Всеволожск" было вправе решить вопрос о предоставлении субсидии указанной категории получателей в целях возмещения затрат на сбор ТБО.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездно безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
В материалы дела представлено решение Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.12.2010 N 79, которым утвержден бюджет муниципального образования на 2011 год. Данным решением предусмотрена субсидия в целях возмещения затрат по содержанию контейнерных площадок, а также, возмещения разницы, возникшей между стоимость фактически вывезенных объемов ТБО от населения, превышающих нормы образования (накопления) ТБО, и фактическими начислениями за вывоз мусора от населения МО "Город Всеволожск" (Ведомость 001; код раздела 05; код подраздела 01; код целевой статьи 350 03 00; код вида расходов нет).
Постановлением Администрации от 09.04.2008 N 116 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам бюджета МО "Город Всеволожск", в том числе жилищным организациям (управляющим компания) в целях возмещения затрат по содержанию контейнерных площадок, а также возмещения разницы, возникшей между стоимостью фактически вывезенных, объемов ТБО населения, превышающих нормы образования (накопления) ТБО и фактическими начислениями за вывоз мусора от населения.
Согласно пункту 4 указанного постановления N 116 финансирование расходов, связанных с реализацией названного постановления, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Всеволожск" на эти цели, есть размер субсидии на 2011 год в целях возмещения затрат по содержанию контейнерных площадок, а также, возмещения разницы, возникшей между стоимостью фактически вывезенных объемов ТБО от населения, превышающих нормы образования (накопления) ТБО, и фактическими начислениями за вывоз мусора от населения МО "Город Всеволожск", составлял 12 000 000 рублей. Указанный размер субсидии был полностью получен истцом, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов за 2011 год.
Частью 5 статьи 195 АПК РФ предусмотрено, что нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу. Между тем, сведений о признании названных решений и постановлений недействующим суду не представлены.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что иск не доказан ни по праву, ни по размеру, а потому правовых оснований для его удовлетворения нет.
Доводы апелляционной жалобы истца соответствуют его правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт вынесен в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, в порядке статьи 110 АПК РФ государственная пошлина остается на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 декабря 2013 года по делу N А56-30726/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30726/2013
Истец: ООО "Жилищно-коммунальная компания", ООО "Жилищно-комунальная компания"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице Главы МО "Город Всеволожск" Зебоде Т. П.
Третье лицо: Совет депутатов МО "Город Всеволожск"