город Москва |
|
11 апреля 2014 г. |
дело N А40-153534/13 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Управление механизации N 4"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2014
по делу N А40-153534/13, принятое судьей Кузнецовой С.А.
по заявлению ОАО "Управление механизации N 4" (123007, Москва, ул. 4-я Магистральная, д. 7, ОГРН 1027700400331, ИНН 7714002581)
к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО (117105, Москва, Варшавское шоссе, д. 39 а)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Караульник О.К. по доверенности N 197 от 11.02.2014; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2014 в удовлетворении заявленных ОАО "Управление механизации N 4" требований о признании незаконным и отмене постановления Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 17.10.2013 N 17-35/1826 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде взыскания штрафа в размере 150.000 руб., отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель общества в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что определением от 13.09.2013 N 17-34/531 Росприроднадзора возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО "УМ-4".
В ходе проверки установлено, что на основании договора подряда N 04/МГМСУ от 10.01.2012 в период с 30.08.2012 по 31.12.2012 общество осуществляло производственную деятельность по сносу строений на объекте "Строительство комплекса зданий Московского государственного медико-стоматологического университета в г. Москве (2-й пусковой комплекс) ГБО УВПО Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (со сносом существующих строений, благоустройством, инженерными коммуникациями с учетом 1 пускового комплекса) по адресу: Москва, ул. Кусковская, вл. 1А и осуществлялось перемещение отходов строительства и сноса для захоронения на полигоне ТБО "Торбеево" Люберецкого района Московской области на основании разрешения на перемещение отходов строительства и сноса для захоронения N 4648031/0 сер.МЗ от 30.08.2012, выданного Департаментом строительства г. Москвы, согласно которому снос здания по указанному адресу на полигоне ТБО "Торбеево" Люберецкого района Московской области размещено 2080 тонн строительных отходов 4 класса опасности; в процессе хозяйственной деятельности ОАО "УМ-4" образовывало, временно хранило, передавало другим предприятиям, размещало отходы производства и потребления 4-5 классов опасности, что является нарушением ст. ст. 11, 18 Федерального закона "Об отходах производства" и ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды"; не разработаны паспорта на отходы 4 класса опасности; отсутствует документация по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов; не разработан и не согласован Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол от 14.10.2013 N 17-33/1709 об административном правонарушении.
Уведомление о явке для составления протокола направлено в адрес законного представителя общества по факсу 11.10.2013, протокол составлен в присутствии полномочного представителя (заместителя генерального директора), действующего на основании доверенности от 23.09.2013 N 45, которому были разъяснены процессуальные права и обязанности.
17.10.2013 вынесено оспариваемое постановление N 17-35/1826 о привлечении ОАО "УМ-4" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что законные основания для привлечения общества к административной ответственности, у административного органа имелись; вина общества в совершении названного административного правонарушения доказана; установленный порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении соблюден.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1 Закона об отходах, отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; паспорт отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Статьей 11 Закона об отходах, предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона об отходах, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 N 30.
В силу п. 1 ст. 19 Закона об отходах, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно ст. 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (п. 2). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (п. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, в ходе проведения проверки административным органом установлено, что в соответствии с технологическими регламентами процесса обращения с отходами строительства и сноса на строительных объектах образовывались отходы IV - V класса опасности.
Факт образования отходов не отрицается заявителем.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что состав правонарушения по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. Субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Согласно ст. 11 Закона об отходах производства и потребления, ст. ст. 14, 16, 18 Закона об охране окружающей среды, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны и здоровья человека.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Повторно рассматривая данное дело, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что при осуществлении деятельности ОАО "УМ N 4" образуются отходы, при этом заявителем не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2014 по делу N А40-153534/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153534/2013
Истец: ОАО "Управление механизации N4"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по ЦФО, ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ (ДЕПАРТАМЕНТ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО ЦФО)