г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А56-62741/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Нестеренко А.А. - доверенность от 19.07.2012
от ответчика (должника): предст. Зиятдинова Р.А. - доверенность от 10.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4656/2014) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2014 по делу N А56-62741/2013 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; место нахождения: г.Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; далее - ОАО "РЖД", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент, административный орган) от 30.09.2013 N 16-092/2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.01.2014 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, просит решение от 22.01.2014 отменить и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнительно указал на допущенные Департаментом в ходе проведения проверки нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в распоряжении о проведении проверки от 28.05.2013 отсутствует печать и подпись руководителя, отсутствовали основания для продления срока проверки), а также ссылался на малозначительность совершенного Обществом правонарушения. Представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 22.01.2014 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 28.05.2013 N ПВ-51/16-13-14 (с учетом распоряжения о продлении плановой выездной проверки от 27.06.2013 N ПВ-51/16-13-14-1) Департаментом в отношении Общества проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки административным органом установлено, что ОАО "РЖД" предоставлена лицензия на пользование недрами ЛОД 02318 ВЭ (л.д.76-87) с целевым назначением разведка и добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения железнодорожной станции Гатчина Ленинградской области и субабонентов (дата выдачи лицензии 18.03.2005, срок действия лицензии продлен до 18.03.2030). Предоставленный участок недр имеет статус горного отвода, совпадающего с зоной санитарной охраны (ЗСО) I пояса и глубиной скважин:
скв. N 1/46: ЗСО I пояса 70x110 м., глубина - 50,5 м.;
скв. N 4/82: ЗСО I пояса 70x110 м., глубина - 50,0 м.;
скв. N 2/46: ЗСО I пояса 60x60 м., глубина - 50 м.
В рамках проведения проверки 11.06.2013 государственными инспекторами Департамента осуществлен выезд на места расположения артезианских скважин.
По результатам осмотра, проведенного должностными лицами Департамента с участием представителей Общества, составлен акт осмотра помещений территорий и находящихся там вещей и документов от 11.06.2013 с применением средств фотофиксации (л.д.113-130), которым зафиксировано следующее:
- артезианская скважина N 1 (инвентарный номер 024211/1648) расположена в павильоне насосной станции по адресу: г.Гатчина, ул. Матвеева, д.2 в полосе отвода ж/д станции Гатчина-Товарная-Балтийская, 48 км пикет 7. Площадь земельного участка составляет - 360 м2, по периметру территория огорожена металлическим забором. Павильон имеет площадь 48 м, высотой 4 м. Скважина обустроена в железобетонной камере, расположена в полу павильона, перекрывается деревянным настилом. Скважина счетчиком и манометром не оборудована. Скважина в рабочем состоянии. Пробоотборник (кран) выведен в павильон. Цель использования - для хозяйственно-питьевого водоснабжения ОАО "РЖД" и населения г. Гатчины (южная часть города). Пол камеры, где расположена скважина, забетонирован. Журнал учета водопотребления и журнал уровня и качества подземных вод ведется. Территория не замусорена, посторонние строения отсутствуют. Озеленение территории представлено древесно-кустарниковой растительностью. Павильон закрывается врезным замком, круглосуточно дежурит оператор.
- артезианская скважина N 2 (инвентарный номер 024212/1648) расположена на вышеуказанном земельном участке, на расстоянии ~ 30 м. от павильона насосной станции. Скважина находится в исправном состоянии, используется как резервная при ремонте скважины N 1. Скважина прокачивается раз в полгода. Устье скважины расположено в бетонном колодце (2 кольца диаметром 1,5 метров), глубиной 2,15 метров. Пол забетонирован. Скважина оборудована насосом. Скважина счетчиком и манометром не оборудована. Пробоотборник выведен на водоразборную колонку. Журнал учета водопотребления и журнал уровня и качества подземных вод не ведется.
- артезианская скважина N 3 (инвентарный номер 024681/1648) расположена на земельном участке в полосе отвода Октябрьской железной дороги, ст. Гатчина-Товарная-Балтийская, 48 км пикет 2. Скважина расположена в павильоне с бетонным полом. Скважина оборудована насосом, манометр и счетчик отсутствуют. Скважина в нерабочем состоянии, насос не исправен, скважина не эксплуатируется с 2005 года. Территория ЗСО 1 пояса огорожена металлическим забором, не замусорена. На территории складированы водопроводные трубы в количестве 9 шт.
По результатам проверки Департаментом установлено и отражено в акте проверки N ПВ-51/16-13-14/А от 01.08.2013 (л.д.200-319), что Обществом допущено пользование недрами с нарушением условий пользования недрами по лицензии ЛОД 02318 ВЭ от 18.03.2005 (приложение 7 к лицензии ЛОД 02318 ВЭ, зарегистрировано 14.05.2010), а именно:
- в нарушение пункта 4.1.3 документы, подтверждающие установление зон санитарной охраны (разработанный и утвержденный в установленном порядке проект зон санитарной охраны водозаборных скважин в составе трех поясов), в Севзапнедра не представлены; отсутствует распоряжение Комитета по природным ресурсам Ленинградской области об утверждении Проекта зон санитарной охраны;
- в нарушение пункта 4.3.1 не ведется систематический учет наблюдений за положением уровня подземных вод с обеспечением сохранности соответствующей документации в течение всего срока действия лицензии (соответствующие журналы на момент проверки не представлены);
- в нарушение пункта 4.1.4 Общество осуществляет добычу подземных вод без технического проекта разработки месторождения подземных вод (проекта водозабора).
По факту выявленного правонарушения 20.08.2013 уполномоченным должностным лицом Департамента в отношении Общества составлен протокол N 16-092/2013 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ (л.д.68-75), и 30.09.2013 вынесено постановление N16-092/2013 (л.д.54-63), которым ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 305000 руб. Указанным постановлением Обществу вменено невыполнение пункта 4.1.4 условий пользования недрами по лицензии ЛОД 02318 ВЭ.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения порядка проведения проверки и процедуры привлечения к административной ответственности, а также не усмотрел оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "РЖД" и отмены решения суда от 22.01.2014 в связи со следующим.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В силу статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии со статьей 23.2 Закона N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1.4 условий пользования недрами по лицензии ЛОД 02318 ВЭ от 18.03.2005 (приложение 7 к лицензии ЛОД 02318 ВЭ, зарегистрировано 14.05.2010) недропользователь обязан разработать и представить распорядителю недр (Департаменту по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу) технический проект разработки месторождения подземных вод (статья 23.2 Закона N 2395-1).
Факт вмененного Обществу правонарушения (пользование недрами с нарушением условий пользования недрами по лицензии ЛОД 02318 ВЭ от 18.03.2005, а именно пункта 4.1.4 условий) установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается материалами дела (в том числе, актом проверки N ПВ-51/16-13-14/А от 01.08.2013) и Обществом по существу не оспаривался.
Доказательства объективной невозможности соблюдения Обществом установленных требований законодательства о недропользовании и условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства, свидетельствующие о принятии необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, заявителем в материалы дела не представлены что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного Обществом правонарушения, исходя из конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание разъяснения Пленума ВАС РФ, содержащиеся в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10, суд первой инстанции не установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Апелляционная коллегия, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не усматривает правовых и фактических оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является формальным и для признания данного правонарушения оконченным не требуется наступления вредных последствий, а также принимает во внимание, что невыполнение Обществом условий лицензии (добыча подземных вод без технического проекта разработки месторождения подземных вод) носит длительный характер (изменения и дополнения в условия пользования недрами по лицензии ЛОД 02318 ВЭ зарегистрированы 14.05.2010), что свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Доводы подателя жалобы о допущенных административным органом нарушениях Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ) правомерно отклонены судом первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжение от 28.05.2013 N ПВ-51/16-13-14 о проведении плановой выездной проверки подписано Врио начальника Департамента Авдиенко О.В., содержит печать Департамента (л.д.156-168). Срок проверки Общества установлен с 03.06.2013 по 01.07.2013 (20 рабочих дней).
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в связи с необходимостью проведения исследований и экспертиз на основании служебной записки должностного лица, проводившего проверку, распоряжением от 27.06.2013 NПВ-51/16-13-14-1 (л.д.171-172) срок проведения проверки продлен с 02.07.2013 по 29.07.2013 (20 рабочих дней).
Акт проверки N ПВ-51/16-13-14/А составлен административным органом 01.08.2013 по истечении трех дней со дня окончания проведения проверки с учетом положений части 5 статьи 16 Закона N 294-ФЗ в связи с необходимостью получения заключения по результатам проведенной экспертизы, о чем Общество было извещено (л.д.188-191).
Судом также не установлено нарушения административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление от 30.09.2013 N 16-092/2013 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Наказание назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 305000 руб. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции в полном объеме исследованы обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доводам сторон, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении настоящего дела не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 22.01.2014 не имеется.
Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 60200 от 26.12.2013, подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ, пункта 13 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 взимание государственной пошлины по данной категории дел, в том числе при подаче апелляционной жалобы, не предусмотрено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 января 2014 года по делу N А56-62741/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-62741/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу