г.Самара |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А55-24444/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Калипсо" - представителя Николаевой К.А. (доверенность от 04 апреля 2014 года),
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 апреля 2014 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области оА55-24444/2013 (судья Харламов А.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" (ОГРН 11163116005882), г. Самара, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Калипсо" (далее - заявитель, общество, ООО "Калипсо") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 05 сентября 2013 года N 077 006 13 РК 0007286 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", принятое государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара (далее - Управление ПФР).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2014 года заявление ООО "Калипсо" удовлетворено полностью. Оспариваемое решение Управления ПФР признано недействительным.
В апелляционной жалобе Управление ПФР просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого решения Управления ПФР, наличие у заявителя обязанности по представлению сертификатов специалистов как документов, подтверждающих право общества на занятие фармацевтической деятельностью.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления ПФР, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "Калипсо" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ООО "Калипсо", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Калипсо" было зарегистрировано 05 августа 2011 года в порядке, установленном Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в качестве юридического лица, что подтверждается данными ЕГРЮЛ, размещенными на официальном Internet сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, и имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 26, 27).
Страхователь (ООО "Калипсо") зарегистрирован в Управлении ПФР в качестве плательщика страховых взносов государственного пенсионного страхования регистрационный номер 077-006-106425.
В соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) ООО "Калипсо" является аптечной организацией и уплачивает единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Установлено, что ООО "Калипсо" 28 октября 2011 года в установленном законом порядке министерством здравоохранения и социального развития Самарской области была выдана лицензия N ЛО-63-02-000519 на осуществление фармацевтической деятельности (л.д. 30-32).
Согласно части 9 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1) представляется по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Материалами дела подтверждается, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за расчетный период (2012 год) был представлен ООО "Калипсо" 31 января 2013 года.
ООО "Калипсо" 15 мая 2013 года представило в Управление ПФР корректирующую форму расчета "По начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации" за 2012 год, форма РСВ-1 ПФР, с номером корректировки - 001 (л.д. 33-35).
В указанной корректирующей форме общество на основании пункта 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ применило пониженный тариф в отношении всех работников данного общества с ограниченной ответственностью.
Как видно из материалов дела, в период с 05 июля 2013 года по 06 августа 2013 года Управлением ПФР в отношении ООО "Калипсо" была назначена и проведена камеральная проверка на основе представленного данным обществом 15 мая 2013 года корректирующего расчета (корректирующая форма расчет "По начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации" за 2012 год, форма РСВ-1 ПФР, номером корректировки - 00)1 (л.д. 33-35).
Результаты проверки были оформлены актом камеральной проверки от 06 августа 2013 года N 07700630006274 (л.д. 14-21). Из содержания указанного акта следует, что на основании статьи 37 Федерального закона N 212-ФЗ в ходе камеральной проверки Управление ПФР посредством требования от 05 июля 2013 года N 077 006 13 ИД 0000087 (л.д. 50, 51) истребовало у ООО "Калипсо" документы, подтверждающие право данного общества на занятие фармацевтической деятельностью, а именно: сертификаты специалиста, получившего высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на сотрудников в количестве 83 человека. Итого количество запрашиваемых документов (сертификатов) составило 83 документа (сертификата).
В соответствии со статьей 48 Федерального закона N 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. 00 коп. за каждый не представленный документ.
На основании указанного акта камеральной проверки от 06 августа 2013 года N 07700630006274, с учетом письменных возражений ООО "Калипсо" от 27 августа 2013 года (л.д. 22-25), Управлением ПФР в отношении заявителя было принято решение от 05 сентября 2013 года N 077 006 13 РК 0007286 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах". Данным решением ООО "Калипсо" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 48 Федерального закона N 212-ФЗ, за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в виде штрафа в размере 16 600 руб. 00 коп.; обществу начислены пени по состоянию на 05 сентября 2013 года на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (на страховую и на накопительные части трудовой пенсии) в общей сумме 572 руб. 07 коп.; ООО "Калипсо" предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (на страховую часть трудовой пенсии) в сумме 5 261 руб. 32 коп.; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета (л.д. 7-13).
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном конкретном случае у Управления ПФР не имелось предусмотренных законом оснований для принятия в отношении заявителя решения от 05 сентября 2013 года N 077 006 13 РК 0007286 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
В ходе судебного разбирательства суд установил, что ООО "Калипсо" сумма страховых взносов за 2012 год была исчислена в полном соответствии с требованиями Федерального закона N 212-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03 декабря 2011 года N 379-ФЗ (вступил в силу с 01 января 2012 года). В соответствии с данным законом для организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Руководствуясь данной правовой нормой, ООО "Калипсо" исчислило страховую часть с применением пониженных тарифов в отношении выплат всем работникам данного общества.
В статье 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В силу пункта 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 35 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ осуществляется, в том числе, аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Таким образом, согласно указанному выше определению фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Калипсо" является розничная торговля фармацевтическими товарами, осуществляемая на основании лицензии от 28 октября 2011 года N ЛО-63-02-000519 на осуществление фармацевтической деятельности (л.д. 30-32).
В связи с осуществлением указанной выше деятельности ООО "Калипсо" уплачивает единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Поскольку ООО "Калипсо" имеет статус аптечной организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании лицензии, оно относится к категории плательщиков, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу пункта 2 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
Из вышеуказанной правовой нормы следует вывод о том, что работники аптеки самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность, поскольку такую деятельность осуществляет аптечная организация, в связи с чем ошибочен довод Управления ПФР о том, что пониженные тарифы применяются только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющих сертификат специалиста.
Следовательно, на основании изложенного, учитывая, что положения пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае юридического лица, которым выступает аптечная организация, заявитель является плательщиком единого налога на вмененный доход и осуществляет фармацевтическую деятельность, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что общество вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к вознаграждениям, выплачиваемым всем работникам, участвующим в его деятельности.
При таких обстоятельствах у ООО "Калипсо" отсутствовала обязанность по предоставлению сертификатов специалиста, получившего высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в отношении 83 сотрудников для подтверждения права на применение пониженных тарифов.
С учетом вышеизложенного суд ООО "Калипсо" доказало незаконность оспариваемого решения Управления ПФР, а также нарушение данным ненормативным правовым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования, признав оспариваемое решение Управления ПФР недействительным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 28 января 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Управление ПФР, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2014 года по делу N А55-24444/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24444/2013
Истец: ООО "Калипсо"
Ответчик: УПФР (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г. о. Самара
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23742/15
05.03.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2110/15
10.04.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3773/14
28.01.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24444/13