город Ростов-на-Дону |
|
08 апреля 2014 г. |
дело N А32-30008/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мостострой-11" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2014 по делу N А32-30008/2013, принятое судьёй Погореловым И.А., по заявлению открытого акционерного общества "Мостострой-11" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мостострой-11" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 14.08.2013 N 13-126-201-ЭВ-4-2 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2014 признано незаконным и изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен судом до 200 000 рублей. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения. Вместе с тем суд установил, что при назначении наказания административным органом не учтены обстоятельства, предусмотренные частями 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, сославшись на то, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное прокурором, не содержит сведений о дате проведения проверки, о границах проверяемого земельного участка, о соотнесении границ осматриваемой территории с территорией строительного участка ОАО "Мостострой-11" и границами водоохраной зоны. Также ссылается на аналогичные дела, в рамках которых судебными актами арбитражных судов признаны незаконными иные постановления заинтересованного лица, вынесенные по схожим обстоятельствам и вменяемым нарушениям. Кроме того, общество считает недоказанной причинно-следственную связь между превышением допустимой нормы концентрации взвешенных веществ в контрольном отборе пробы с действиями общества. Отбор проб произведен без участия представителя общества, что вызывает сомнения в законности данной процедуры. Также общество указывает, что пробы по таким показателям, как сухой остаток, сульфат-ионы, нитрат-ионы в пересчете на азот, нефтепродукты, отобранные выше реконструируемого моста хуже по качеству, чем результаты проб, отобранные ниже реконструируемого моста. При этом отбор проб производился с берега в связи с отсутствием плавательных средств, что противоречит нормативным требованиям. Также заявитель указывает на нарушение сроков возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора не согласилось с доводами заявителя, указав на то, что срок рассмотрения дела не нарушен с учетом даты поступления дела на рассмотрение Управления; срок составления протокола (постановления о возбуждении дела) не является пресекательным, в связи с чем его нарушение не может являться основанием для признания незаконным и отмены постановления; доводы заявителя жалобы являются несостоятельными и не подтверждаются представленными в дело доказательствами.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по заданию прокуратуры Краснодарского края прокуратурой Кореновского района с привлечением специалистов управления, ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности края, ОГИБДД ОМВД России по Кореновскому району проведена проверка соблюдения природоохранного и иного законодательства при выполнении комплекса работ по реконструкции автомагистрали М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1250-км 1319, в частности при выполнении работ по реконструкции моста через реку Кирпили на территории Кореновского района (1290 км).
В ходе проверки установлено, что 28.06.2012 государственной компанией "Российские Автомобильные дороги" (заказчик) заключен государственный контракт N СТ - 2012-283 с ОАО "Волгомост" (подрядчик) на выполнение комплекса работ по реконструкции автомагистрали М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1250 - км 1319, км 1373+906 - км 1383+036, Краснодарский край (разработка рабочей документации, землеустроительные дела, разработка документации по планировке территории, подготовка территории, реконструкция).
28 декабря 2012 года ОАО "Волгомост" (подрядчик) заключило с ОАО "Мостострой-11" (субподрядчик) договор субподряда N 278-13-М на выполнение комплекса работ по реконструкции автомагистрали М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1250 - км 1319, км 1373+906 - км 1383+036, Краснодарский край (разработка рабочей документации, землеустроительные дела, разработка документации по планировке территории, подготовка территории, реконструкция).
Согласно пункту 1.1 договора субподряда N 278-13-М от 28.12.2012 общество обязуется в установленные договором сроки выполнить собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций комплекс работ по реконструкции автомагистрали М-4 "Дон", в частности III пусковой комплекс (ПК 200-ПК 335), а именно мост через реку Кирпили на ПК 250-38.00.
В соответствии с пунктом 7.6 договора субподряда субподрядчик обязан обеспечить в ходе реконструкции объекта выполнение на строительной площадке (полосе отвода) мероприятий по экологической безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли в соответствии с проектом и перечнем нормативно-технической документации, произвести выполнение работ подготовительного этапа строительства, включая установку пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта и в процессе ведения работ по реконструкции Объекта обеспечивать чистоту территории, прилегающей к строительной площадке.
В ходе проверки выявлено, что в нарушении пункта 4 части 15 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации в водоохраной зоне р. Кирпили обществом ведутся работы строительной техникой, связанные с реконструкцией моста, а также имеется место стоянки автотранспорта, не имеющая твердого покрытия. Работы осуществляют один экскаватор и два подъемных крана. Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки и приложенными к ним фотоматериалами.
Специалистами ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" в соответствии с ГОСТ Р 51592- 2000 на основании акта отбора проб природной воды от 03.07.2013 N 428 произведен отбор проб р. Кирпили на определение химического состава воды с использованием пробоотборника Майера в районе 1290 км, автомагистрали М-4 "Дон" в месте предполагаемого загрязнения (в месте реконструкции моста через р. Кирпили), 100 м выше места реконструкции моста и 350 м ниже места реконструкции моста.
Согласно протоколу исследований природной воды от 10.07.2013 N 428 в пробе воды N 885 (350 м ниже реконструируемого моста) по сравнению с фоновой пробой N 883 (100 м выше реконструируемого моста) установлено увеличение концентрации по ионам аммония в 1,13 раза, по железу с менее 0,05 мг/куб. дм до 0,2 мг/куб. дм по АПАВ в 1,9 раза. Концентрация взвешенных веществ в контрольном створе превышает допустимую на 0,45 мг/куб. дм.
Данные обстоятельства зафиксированы в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.07.2013 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено в присутствии представителя общества по доверенности Прядко Д.В.
Материалы проверки направлены в Управление Росприроднадзора.
Определением от 12.08.2013 административный орган назначил место и время рассмотрения административного дела на 14.08.2013 на 16 часов 00 минут. Данное определение получено обществом 13.08.2013.2013, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции заявителя на копии определения.
Рассмотрев материалы административного дела, управление, в отсутствие представителя общества, вынесло постановление по делу об административном правонарушении от 14.08.2013 N 13-126-201-ЭВ-4-2, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 тыс. рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о доказанности факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, а также отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих признание незаконным и отмену оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции, повторно изучив материалы дела и оценив доводы участвующих в деле лиц, пришёл к выводу о правомерности и обоснованности указанных выводов суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу части 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (часть 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В границах водоохранных зон в силу пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Из материалов дела следует, что в нарушение указанных норм в водоохраной зоне р. Кирпили общество проводило работы строительной техникой, связанные с реконструкцией моста, а также разместило стоянку автотранспорта, которая не имеет твердого покрытия. Работы осуществляют один экскаватор и два подъемных крана.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки и фотоматериалами и заявителем документально не опровергнуты.
Согласно протоколу KXА природной воды от 10.07.2013 N 428 в пробе воды N 885 (350 м. ниже реконструируемого моста) по сравнению с фоновой пробой N 883 (100 метров выше реконструируемого моста) установлено увеличение концентрации по ионам аммония в 1,13 раза, по железу с менее 0,05 мг/дм3 до 0,2 мг/дм3 по АПАВ в 1,9 раза. Концентрация взвешенных веществ в контрольном створе превышает допустимую на 0,45 мг/дм3.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт наличия в действиях общества объективной стороны правонарушения, выразившегося в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, а именно: общество в ходе проведения работ с использованием строительной техники, связанных с реконструкцией моста, фактически организовало стоянку автотранспорта, не имеющую твердого покрытия, что противоречит требованиям пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Доводы общества о том, что отбор проб произведен с нарушением требований закона, без участия представителя, а результаты исследования проб свидетельствуют о том, что пробы по таким показателям, как сухой остаток, сульфат-ионы, нитрат-ионы в пересчете на азот, нефтепродукты, отобранные выше реконструируемого моста хуже по качеству, чем результаты проб, отобранные ниже реконструируемого моста, не принимаются судом апелляционной инстанции как не основанные на материалах дела и нормах права. При этом суд установил, что отбор проб произведен специалистами ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" в соответствии с ГОСТ Р 51592- 2000 на основании акта отбора проб природной воды от 03.07.2013 N 428. Согласно протоколу исследований природной воды от 10.07.2013 N 428 в пробе воды N 885 (350 м ниже реконструируемого моста) по сравнению с фоновой пробой N 883 (100 м выше реконструируемого моста) установлено увеличение концентрации по ионам аммония в 1,13 раза, по железу с менее 0,05 мг/куб. дм до 0,2 мг/куб. дм по АПАВ в 1,9 раза. Концентрация взвешенных веществ в контрольном створе превышает допустимую на 0,45 мг/куб. дм.
Кроме того, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности и не предполагает обязательного наступления негативных последствий в виде загрязнения водного объекта как неотъемлемого признака состава правонарушения. Состав правонарушения носит формальный характер и для доказывания объективной стороны достаточно подтверждения самого факта использования прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Довод заявителя о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное прокурором, не содержит сведений о дате проведения проверки, о границах проверяемого земельного участка, о соотнесении границ осматриваемой территории с территорией строительного участка ОАО "Мостострой-11" и границами водоохраной зоны, является необоснованным ввиду следующего.
Как установлено судом, согласно договору субподряда N 278-13-М общество выполняет комплекс работ по реконструкции автомагистрали М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1250 - км 1319, км 1373+906 - км 1383+036.
Согласно пункту 1.1 договора субподряда N 278-13-М от 28.12.2012 общество обязуется в установленные договором сроки выполнить собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций комплекс работ по реконструкции автомагистрали М-4 "Дон", в частности III пусковой комплекс (ПК 200-ПК 335), а именно мост через реку Кирпили на ПК 250-38.00.
При этом материалами проверки и приложенными к ним фотоматериалами подтверждается, что в нарушение норм Водного кодекса РФ в водоохраной зоне р. Кирпили общество проводило работы строительной техникой, связанные с реконструкцией моста, а также разместило стоянку автотранспорта, которая не имеет твердого покрытия. Работы осуществляют один экскаватор и два подъемных крана.
Данных сведений, установленных в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении, достаточно для определения места совершения правонарушения, а также установления лица, осуществлявшего работы с нарушением требований водоохранных норм - субъекта правонарушения.
Вина юридического лица выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения требований действующего законодательства, ограничивающего способы и формы осуществления хозяйственной деятельности в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления о привлечении к административной ответственности, судом не установлено. Ссылка заявителя на нарушение сроков составления постановления о возбуждении дела и рассмотрения дела не принимается судом, поскольку указанные сроки не являются пресекательными. При этом срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2014 по делу N А32-30008/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30008/2013
Истец: ОАО "Мостострой-11", ОАО Мостострой 11
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
Третье лицо: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю