г. Саратов |
|
11 апреля 2014 г. |
Дело N А12-32168/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3444050993, ОГРН 1023403435637, адрес местонахождения: 400066, г. Волгоград, ул. Донецкая, 16)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2014 года по делу N А12-32168/2013 (судья Смагоринская Е.Б)
по заявлению Администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3424000056, ОГРН 1053456051945, адрес местонахождения: 403402, Волгоградская область, Кумылженский район, Кумылженская ст-ца, ул. Калинина, 1)
к Государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 12 (адрес местонахождения: 403300, Волгоградская область, г. Михайловка, пер. Бессарабский, 2а),
Государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3444050993, ОГРН 1023403435637, адрес местонахождения: 400066, г. Волгоград, ул. Донецкая, 16)
о признании недействительным решения в части,
при участии представителей:
заявителя - не явился, извещены,
Филиала N 12 ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования Российской Федерации - не явился, извещен,
ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования Российской Федерации - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области (далее - заявитель, Администрация) с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 12 от 18.11.2013 N 12 (далее - Филиал N 12 ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования Российской Федерации) в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 2 610 руб. 03 коп., пени в размере 2 руб. 12 коп. и штрафа в размере 522 руб. 01 коп.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено: Государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации).
Решением от 11 февраля 2014 года Арбитражный суд Волгоградской области признал недействительным решение Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 12 от 18.11.2013 N 12 в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 2610 руб. 03 коп., пени в размере 2 руб. 12 коп. и штрафа в размере 522 руб. 01 коп.
ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Администрация в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ, о чем Администрация уведомила суд апелляционной инстанции. Явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.
Филиал N 12 ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования Российской Федерации извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (распечатка с сайта Почты России о вручении адресату корреспонденции 31.03.2014 года). Явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 92566 2 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание учреждение не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 18 марта 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Филиалом N 12 ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка Администрации, в ходе которой было выявлено, что Администрация не включила в базу для исчисления страховых взносов в 2010 и 2011 годах премии, выделенные в виде субсидий из областного бюджета Волгоградской области работникам Администрации за проделанную работу по подготовке материалов для участия в областном конкурсе, а также за подготовку к празднованию 398-летия основания станицы Кумылженской в 2011 году.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 22.10.2013 N 12.
Решением Филиала N 12 ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.11.2013 N12 Администрация привлечена к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 572 руб. 13 коп. Кроме того, указанным решением Администрации предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 2 860 руб. 15 коп. и пени в сумме 2 руб. 12 коп.
Администрация, не согласившись с решением Филиала N 12 ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.11.2013 N12 в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 2610 руб. 03 коп., пени в размере 2 руб. 12 коп. и штрафа в размере 522 руб. 01 коп., обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что указанная премия не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не гарантирована трудовым либо коллективным договорами, была получена физическими лицами за победу в конкурсе, организованном Администрацией Волгоградской области в 2010-2011 годах, наличие трудовых отношений между работником и Администрацией являлось условием допуска к участию в конкурсе, выплата премии осуществлена по предписанию учредителя конкурса, а не работодателя. Кроме того, несмотря на то, что статья 9 Закона N 212-ФЗ предусматривает закрытый перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, вместе с тем указанное выше денежное вознаграждение не может быть квалифицировано как доход, подлежащей обложению страховыми взносами, поскольку данные денежные средства получены вне рамок трудовых отношений и не подпадают под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ. Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствуют основания для включения в объект обложения страховыми взносами в силу статьи 7 Закона N 212-ФЗ спорной суммы премии, полученной за участие в конкурсе.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 38 Закона N 212-ФЗ установлены требования к оформлению результатов выездной проверки, в соответствии с которыми по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно пункту 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ, в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Решение о привлечении к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение 18.11.2013 N 12 не содержит изложения обстоятельств совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой; не содержит ссылок на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, не содержится доводов, приводимых лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов (л.д. 16-17).
Таким образом, оспариваемое решение не соответствует нормам Закона N 212-ФЗ.
Судебная коллегия так же считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствуют основания для включения в объект обложения страховыми взносами в силу статьи 7 Закона N 212-ФЗ спорной суммы премии, полученной за участие в конкурсе.
Судами установлено и из материалов дела следует, что постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 23.12.2010 N 1947 учрежден ежегодный Волгоградский областной конкурс "Лучшая местная администрация года по работе с территориальным общественным самоуправлением" (далее - конкурс).
В соответствии с пунктами 6.2, 6.5 Положения о конкурсе, утвержденным настоящим постановлением, предусмотрены денежные премии главам муниципальных образований либо главам местных администраций, назначенных по контракту, а также работникам местных администраций, ставших победителями конкурса, в установленных настоящим пунктом размерах. Средства на награждение победителей конкурса предусматриваются в областном бюджете в виде субсидий бюджетам муниципальных образований. Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований утверждается постановлением Правительства Волгоградской области.
В 2010 и 2011 годах работникам Администрации произведены выплаты премий в связи с победой в конкурсе в размере 90000 рублей по предписанию учредителя конкурса в силу постановления Администрации Волгоградской области от 28.06.2010 N 293-п, постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10.06.2011 N 614, постановления Администрации Волгоградской области от 11.07.2011 N 359-п.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Исследовав и оценив по правилам, определенным статьей 71 АПК РФ, совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, учитывая, что указанная премия не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не гарантирована трудовым либо коллективным договорами, была получена физическим лицом за победу в конкурсе, организованном Администрацией Волгоградской области в 2010-2011 годах, наличие трудовых отношений между работником и учреждением являлось условием допуска к участию в конкурсе, выплата премии осуществлена по предписанию учредителя конкурса, а не работодателя, суд первой инстанции установил, что указанное выше денежное вознаграждение не может быть квалифицировано как доход, подлежащей обложению страховыми взносами, поскольку данные денежные средства получены вне рамок трудовых отношений и не подпадают под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что статья 9 Закона N 212-ФЗ предусматривает закрытый перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и указанные выше премии в них не входят.
Статья 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Названная правовая норма исключает из объекта обложения суммы, фактически полученные работниками по трудовым договорам и в связи с осуществлением трудовой функции, но в силу определенных причин не подлежащие включению в базу.
Однако, как указано выше, денежные средства (премии) были получены работниками заявителя вне рамок трудовых отношений, то есть данные средства не подпадают под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2014 года по делу N А12-32168/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-32168/2013
Истец: Администрация Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района
Ответчик: Филиал N12 Государственное учреждение Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ГУ ВРО ФСС РФ