г. Самара |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А65-27371/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 07 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 10 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Генин Ю.Л., доверенность от 22 декабря 2013 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета Муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 февраля 2014 г. по делу N А65-27371/2013 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплектремстрой-АЗС" (ИНН 0278160857, ОГРН 1090280024394), г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
к исполнительному комитету Муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
о признании незаконным действия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комплектремстрой-АЗС" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан (далее ответчик) о признании незаконным действия исполнительного комитета Муниципального образования города Набережные Челны, выразившегося в не предоставлении ООО "Комплектремстрой-АЗС" в собственность земельного участка площадью 1 994 кв.м., кадастровый номер 16:52:07 03 06:101 и о возложении на ответчика обязанности принять решение о предоставлении ООО "Комплектремстрой-АЗС" указанного земельного участка на праве собственности в месячный срок, а также в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1 994 кв.м., кадастровый номер 16:52:07 03 06:101, находящегося в Республике Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Машиностроительная, 116 в районе гаражей ПГСО "Серп" и направить в адрес ООО "Комплектремстрой-АЗС" предложение о заключении соответствующего договора.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 февраля 2014 г. по делу N А65-27371/2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным действие Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", выраженное в не предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Комплектремстрой-АЗС" в собственность земельного участка площадью 1 994 кв.м., кадастровый номер 16:52:07 03 06:101, как не соответствующее требованиям действующего законодательства. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения по существу обращения заявителя о предоставлении земельного участка площадью 1 994 кв.м., кадастровый номер 16:52:07 03 06:101, находящегося по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Машиностроительная, 116 в районе гаражей ПГСО "Серп", в собственность и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в установленный срок. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.05.2009 г. между Кабировой Г.Р. и исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны был заключен договор аренды земельного участка N 1413-АЗ, в соответствии с условиями которого в аренду были переданы земельные участки площадью 2 269 кв.м. с кадастровым номером 16:52:07 03 06:25 и площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 16:52:07 03 06:24 для строительства автозаправочной станции на четыре колонки с магазином сопутствующих товаров.
12.08.2009 г. между Кабировой Г.Р. и ООО "Комплектремстрой-АЗС" был заключен договор перенайма прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 1413-АЗ.
В дальнейшем на арендованном земельном участке заявителем была построена автозаправочная станция на четыре колонки с магазином сопутствующих товаров, право собственности на которую было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.01.2011 г. за N 16-16-32/155/2010-199.
В связи с перераспределением земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:070306:25 и 16:52:070306:24, изменением площадей земельных участков и присвоением новых кадастровых номеров, в соответствии с постановлением исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 31.01.2013 N 490 между ООО "Комплектремстрой-АЗС" и ответчиком было заключено дополнительное соглашение от 22.05.2013 г. к договору аренды земельного участка от 14.05.2009 г. N 1413-АЗ.
В соответствии с условиями указанного дополнительного соглашения заявителю сроком до 02.03.2014 г. был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1 994 кв.м. с кадастровым номером 16:52:07 03 06:101 под автозаправочную станцию на четыре колонки с магазином сопутствующих товаров.
27.08.2013 г. заявителем в адрес руководителя исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны было направлено заявление N 17 с просьбой предоставить земельный участок с кадастровым номером 16:52:070306:101, на котором размещен объект недвижимости, в собственность.
В ответ на обращение заявителя о предоставлении в собственность земельного участка ответчик письмом от 13.09.2013 г. N 06/3728 сообщил, что заявление принято к исполнению и находится на рассмотрении.
Однако, по истечении месячного срока исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны вопрос о предоставлении заявителю земельного участка в собственность так и не решил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений; данное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу п.п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением перечня документов, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений.
Данный перечень утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Частями 1, 4 ст. 20 Земельного кодекса Республики Татарстан (далее по тексту - ЗК РТ) в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Республики Татарстан; земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В порядке ч. 3 ст. 30 ЗК РТ органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, также в месячный срок с даты принятия решения готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Органом, обладающим правом предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам, находящихся на территории муниципального образования, как указано в статье 41 Устава Муниципального образования города Набережные Челны, является Исполнительный комитет Муниципального образования город Набережные Челны.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 31 ЗК РТ граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии со статьями 30, 48 Кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом; исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что выбор права аренды или собственности принадлежит правообладателю.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" в Федеральный Закон N 137-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона.
Пунктом 2.2 изменений, внесенных в статью 36 ЗК РФ, предусмотрено, что собственникам зданий, строений, сооружений предоставлено право приобретения в собственность находящихся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации" Изменения опубликованы в "Российской газете" от 31.07. 2007 г. N 164 и вступили в силу с 01.11.2007 г.
Из материалов дела следует, что собственником административного здания, расположенного на земельном участке площадью 1 994 кв.м., с кадастровым номером 16:52:070306:101, является ООО "Комплектремстрой-АЗС", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 17.01.2011 г. серии 16-АЕ N 680580. Основание приобретения права собственности - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 09.12.2010 г. N RU16302000-125, выданное исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан.
Строительство объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю, осуществлялось на земельном участке, отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом, и данный объект введен в эксплуатацию с регистрацией на него права собственности.
Единственным бесспорным доказательством существования у лица права собственности на объект недвижимости является государственная регистрация этого права (статья 2 Федерального закона от 21. 07. 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов путем последовательного соблюдения процедур, предусмотренных названной статьей. В силу пункта 6 статьи 31 Кодекса уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора участка, или об отказе в размещении объекта.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве, о том, что заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, и что заявитель реализовал свое право землепользования посредством заключения договора аренды спорного земельного участка, судом не принимаются ввиду неправильного толкования ответчиком положений действующего законодательства.
Пунктом 3 приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 установлено, что пункт 2 этого же приказа вступает в силу 1 июля 2012 года в отношении документов, необходимых для приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В пункте 2 приказа установлено, что документы, указанные в том числе и в пункте 6 нового Перечня (то есть кадастровый паспорт земельного участка), не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением.
Суд считает, что заявитель, имеющий как собственник объекта недвижимости право на выкуп спорного земельного участка, выполнил требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представил ответчику полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, а Исполком в нарушение требований пункта 6 названной статьи в установленный срок не принял решение по заявке предпринимателя о предоставлении земельного участка на праве собственности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Представленные в материалы дела доказательства оцениваются судом в их совокупности по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что требование заявителя о признании незаконным действия исполнительного комитета Муниципального образования города Набережные Челны, выразившегося в непредоставлении ООО "Комплектремстрой-АЗС" в собственность земельного участка площадью 1994 кв.м., кадастровый номер 16:52:07 03 06:101, подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 АПК РФ о задачах судопроизводства не могут подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
В случае признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным или оспариваемых действий (бездействия) незаконным в решении суда должно быть указание на обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В случае последующего несогласия с совершенными органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом действиями во исполнение решения суда заявитель вправе обжаловать эти действия.
В рассматриваемом случае имеет место неправомерное бездействие в виде не предоставления ООО "Комплектремстрой-АЗС" в собственность земельного участка площадью 1 994 кв.м., с кадастровым номером 16:52:070306:101.
Поскольку решение по обращению заявителя не принято, это нарушает исключительное право заявителя, как собственника объекта недвижимого имущества, на приобретение данного земельного участка в собственность, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод ответчика о несоразмерности площади земельного участка является необоснованным, поскольку противоречит представленным доказательствам о наличии на земельном участке объектов недвижимости заявителя с учетом необходимых противопожарных проездов, таким образом истребуемая площадь земельного участка необходима для безопасной эксплуатации АЗС заявителя и объектов ее инфраструктуры.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 февраля 2014 г. по делу N А65-27371/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27371/2013
Истец: ООО "Комплектремстрой-АЗС", г. Набережные Челны
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара