г. Томск |
|
09 апреля 2014 г. |
Дело N А03-15152/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Шатохиной Е.Г.,
судей: Афанасьевой Е.В., Ждановой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопатиной Ю.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: без участия (извещен);
от третьего лица: без участия (извещено);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ливадния Евгения Васильевича (рег. N 07АП-1809/2014) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27 января 2014 года (судья Мошкина Е.Н.) по делу N А03-15152/2013
по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства", г. Новосибирск (ИНН 5405201071; ОГРН 1035401907287),
к индивидуальному предпринимателю Ливаднию Евгению Васильевичу, с. Ключи Ключевского района Алтайского края (ИНН 224802170073; ОГРНИП 312223503300012),
о взыскании 13 697 руб. 45 коп.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Омск (ИНН 5503017264; ОГРН 1025500755763),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства (далее - ФКУ ""Сибуправавтодор", истец) обратилось 04.09.2013 в Арбитражный суд Алтайского края к индивидуальному предпринимателю Ливаднию Евгению Васильевичу (далее - ИП Ливадний Е.В., ответчик) с иском о взыскании в доход федерального бюджета 13 697,45 рублей платы за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также 1 628,76 рублей судебных расходов.
Исковые требования мотивированы осуществлением ответчиком 19.04.2011 перевозки тяжеловесного груза по федеральной дороге М-51 "Байкал" с превышением допустимой нагрузки на оси автомобилей без специального разрешения.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2014 (резолютивная часть объявлена 20.01.2014) с ИП Ливадния Е.В. взыскано в доход федерального бюджета Российской Федерации в лице ФКУ ""Сибуправавтодор" 13 697,45 рублей платы за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, 1 375,85 рубле судебных издержек на оплату юридических услуг.
ИП Ливадний Е.В. не согласился с решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2014, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований ФКУ ""Сибуправавтодор" отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку по доверенности с полномочиями владения и пользования в марте 2011 года транспортное средство передал Ливаднию С.Е., который и управлял им 19.04.2011. Кроме того, заявитель указывает на неверное отражение в решении ИНН и ОРГНИП ответчика.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились; истец и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц.
ИП Ливадний Е.В. в качестве приложения к апелляционной жалобе представил копии доверенностей на право управления транспортным средством от 21.01.2011 и от 29.03.2011, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от 01.03.2001, Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса российской Федерации от 30.01.2007.
Дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции документы не могут быть приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в силу статьи 41, части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В то же время, представляя дополнительные доказательства в суд апелляционной инстанции, податель жалобы ходатайство о приобщении данных документов к материалам дела не заявил, невозможность представления вышеназванных документов в суд первой инстанции по не зависящим от него уважительным причинам не обосновал, что отражено в протоколе судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2014, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 19.04.2011 на пункте весового контроля СПВК-52, расположенном на 589 км федеральной автомобильной дороги М-51 "Байкал", 1Р-402 Тюмень-Омск при проверке весовых параметров транспортного средства - КЕНВОРТ Т2000, государственный номер Т480РР регион 22 с прицепом (полуприцепом) ШМИТЦ СКО 24 государственный номер АН2474 регион 22, государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при участии водителя - Ливадния С.Е. в результате взвешивания транспортного средства на весовом оборудовании марки СДК.Ам 01-2-2 N 337 было установлено превышение установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось по вышеуказанному транспортному средству, принадлежащему ответчику и провозившему по федеральной автомобильной дороге М-51 "Байкал" тяжеловесный груз без специального разрешения, в результате чего был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 19.04.2011 N 828 (л.д. 13).
Из указанного акта следует, что водитель от ознакомления, объяснений, подписи и получения отказался, что подтверждено подписями свидетелей.
По факту перевозки тяжеловесных грузов с превышением установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось без специального разрешения в отношении Ливадния С.Е. составлен протокол об административном правонарушении 55 ОО N 196 137 от 19.04.2011 (л.д. 100).
Направленная в адрес ответчика претензия N 1/238/2012 с требованиями о перечислении платы в счет возмещения вреда, оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, исходил из обоснованности и доказанности заявленных требований.
Арбитражный апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Статьей 29 Закона об автомобильных дорогах пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в предусмотренном законом порядке.
В силу части 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Закона об автомобильных дорогах установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения, указанного выше, требуется: 1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи; 2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
Согласно частям 8, 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
Пунктами 2, 3 Правил установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 30 Федерального закона об автомобильных дорогах, значений: (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 N 282) предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года (п. 5 Правил). Формула расчета указана в п. 6 Правил.
В таблице 2 Приложения к Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374), Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога М-51 "Байкал" закреплена за истцом на праве оперативного управления распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 30.01.2003 N 367-р.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 "Об утверждении положения о Федеральном дорожном агентстве" Федеральное дорожное агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на агентство функций (пункт 13).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской федерации" установлено, что Федеральное дорожное агентство является главным администратором доходов бюджетной системы Российской федерации от эксплуатации и использования автомобильных дорог, находящихся в федеральной собственности, код бюджетной классификации 108 1 11 09031 01 0000 120.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение является администратором доходов бюджета, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетной системы Российской Федерации.
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 19.08.2011 N 688-р внесены изменения в распоряжение Федерального дорожного агентства от 11.03.2011 N 184-р "Об утверждении перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета, подведомственных Федеральному дорожному агентству", в соответствии с которыми федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" внесено в перечень получателей средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу, возмещается лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для наступления деликтной ответственности в данном случае необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда, юридически значимую причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда, его размер. При этом, отсутствие хотя бы одного из совокупности указанных элементов свидетельствует об отсутствии состава и, следовательно, оснований для привлечения лица к ответственности.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию данных обстоятельств лежит на истце.
Материалами дела подтверждено, что автотранспортное средство КЕНВОРТ Т2000, государственный номер Т480РР регион 22 с прицепом (полуприцепом) ШМИТЦ СКО24 государственный номер АН2474 регион 22, принадлежит на праве собственности индивидуальному предпринимателю Ливаднию Евгению Васильевичу.
Факт осуществления движения 19.04.2011 по федеральной автомобильной дороге М-51 "Байкал" с превышением предельно допустимых нагрузок без специального разрешения принадлежащим ответчику транспортным средством - КЕНВОРТ Т2000, государственный номер Т480РР регион 22 с прицепом (полуприцепом) ШМИТЦ СКО24 государственный номер АН2474 регион 22, подтвержден актом N 828 от 19.4.2011 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, протоколом об административном правонарушении 55 ОО N 196 137 от 19.04.2011.
Размер ущерба (платы), рассчитанный согласно таблицы N 1 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 934 от 16.11.2009, составил 13 697,45 рублей.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Возражая против иска, ИП Ливадний Е.В. указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в марте 2011 года по доверенности с полномочиями владения и пользования в марте 2011 года передал транспортное средство с прицепом Ливаднию С.Е.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные возражения ответчика в виду непредставления доказательств в пользу данного суждения.
Довод апелляционной жалобы о неверном указании судом первой инстанции ИНН и ОГРНИ ответчика судом апелляционной инстанции отклоняется за необоснованностью.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ФНС России от 21.08.2013 запись о регистрации Ливадния Е.В. в качестве индивидуального предпринимателя внесена в ЕГРИП за ОГРНИП 312223503300012, ИНН 224802170073 (л.д. 37-39).
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца.
Суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения Арбитражного суда Алтайского края от 27 января 2014 года и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на подателя жалобы - ИП Ливадния Е.В.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 27 января 2014 года по делу N А03-15152/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Шатохина Е.Г. |
Судьи |
Афанасьева Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15152/2013
Истец: ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" ФДА
Ответчик: Ливадний Евгений Васильевич
Третье лицо: Управление государственного автодорожного надзора по Омской области, Управление государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта