город Воронеж |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А14-13752/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) на определение арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-13752/2013 от 31.01.2014 об оставлении заявления без рассмотрения (судья Попова Л.В.), принятое по заявлению управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже к открытому акционерному обществу "Воронежагропромстрой" (ОГРН 1023601583895 ИНН 3663009780) о взыскании финансовых санкций
при участии в судебном заседании:
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Савиной Э.В. - главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 09.01.2014 N 01-36/4,
от открытого акционерного общества "Воронежагропомстрой" - представители не явились, надлежаще извещено;
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - управление Пенсионного фонда, фонд) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Воронежагропромстрой" (далее - общество "Воронежагропромстрой", общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций в сумме 526,99 руб. за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Заявление было принято арбитражным судом Воронежской области к рассмотрению в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс).
Определением арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2014 заявление управления Пенсионного фонда было оставлено без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса, исходя из того, что заявленное фондом требование в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Не согласившись с вынесенным определением, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2014 и направить дело на рассмотрение по существу в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что вывод суда области о необходимости предъявления требования о взыскании финансовых санкций только в ходе конкурсного производства, открытого в отношении общества "Воронежагропромстрой", не соответствует требованиям законодательства и правовой позиции, сформулированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума от 22.06.2006 N 25), согласно которой требования о взыскании сумм санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания, включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса.
Представители общества "Воронежагропромстрой", извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав пояснения представителя управления Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда были проведены камеральные проверки правильности произведенных обществом "Воронежагропромстрой" расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию за второй - четвертый кварталы 2011 года и составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.01.2013 N N 18, 19, 20.
По результатам рассмотрения актов от 29.01.2013 N N 18, 19, 20 заместителем начальника фонда были приняты решения от 06.03.2013 NN 18, 19, 20 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании", которыми общество "Воронежагропромстрой" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Федеральный закон N 27-ФЗ), в виде взыскания штрафов за представление неполных и недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в общей сумме 526,99 руб.
На основании указанных решений управлением Пенсионного фонда в адрес общества "Воронежагропромстрой" были направлены требования об уплате финансовых санкций N N 18, 19, 20 по состоянию на 05.04.2013, которым обществу было предложено в срок до 15.06.2013 уплатить сумму финансовых санкций 526,99 руб.
В связи с неуплатой страхователем в указанный в требованиях срок финансовых санкций фонд обратился в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с общества "Воронежагропромстрой" данных финансовых санкций.
При рассмотрении данного требования суд области установил, что в отношении общества "Воронежагропромстрой" решением арбитражного суда Воронежской области от 03.10.2012 по делу N А14-12761/2010 введено конкурсное производство, срок которого определением того же суда по названному делу от 25.10.2013 продлен на четыре месяца, начиная с 27.10.2013.
В указанной связи суд пришел к выводу о необходимости оставления заявленного требования управления Пенсионного фонда без рассмотрения по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса, согласно которому арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Апелляционная коллегия полагает данный вывод суда области ошибочным, исходя при этом из следующего.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации представлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено названным Федеральным законом (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, страхователи представляют сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В частности, частью 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусматривалось, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10-ти процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации
С 01.01.2014 указанная норма действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, устанавливающей за предусмотренные в ней правонарушения ответственность в виде взыскания финансовых санкций в размере 5-ти процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
При этом из данной нормы следует, что взыскание указанной санкции производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации лишь в судебном порядке, что подтверждается также разъяснением, данным в пункте 7 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного указанным Законом порядка предъявления требования к должнику.
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой, согласно статье 124 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, открытие конкурсного производства.
Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет, в силу положений статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, конкурсную массу, за счет которой в очередности, установленной статьей 134 названного Федерального закона, удовлетворяются требования кредиторов.
Статья 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ относит к требованиям кредиторов третьей очереди, учитываемым отдельно в реестре требований кредиторов и подлежащим удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.
Согласно разъяснению, данному в пункте 30 постановления Пленума от 22.06.06 N 25, требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 названного Федерального закона.
Одновременно в пункте 31 постановления Пленума от 22.06.06 N 25 применительно к редакции статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2007, предусматривавшей судебный порядок взыскания налоговых санкций, разъяснялось, что требования о взыскании сумм налоговых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания, включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса.
Финансовая санкция, предусмотренная частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, представляет собой меру ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, аналогичную налоговым санкциям, предусмотренным налоговым законодательством, вследствие чего разъяснение, данное в пункте 31 постановления Пленума от 22.06.06 N 25, применимо в рассматриваемой ситуации.
Данной статьей также закреплен судебный порядок взыскания суммы штрафа. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения правонарушения, вины страхователя, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности.
Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм финансовых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника в порядке, установленном статьей 137 названного Федерального закона.
Таким образом, в судебном порядке при разрешении вопроса о принудительном взыскании финансовых санкций будет устанавливаться законность применения мер ответственности, а не решаться вопрос дальнейшего взыскания санкций в рамках дела о банкротстве, в связи с чем основания применения в рассматриваемом споре положений статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ о взыскании обязательных платежей и санкций лишь в деле о банкротстве, отсутствуют.
При таких обстоятельствах вывод суда области о наличии оснований для оставления заявления управления Пенсионного фонда о взыскании с общества "Воронежагропромстрой" финансовой санкции, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не может быть признан апелляционной коллегией законным и обоснованным, так как он сделан исходя из неверного толкования норм законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и законодательства о несостоятельности (банкротстве).
В связи с изложенным определение арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2014 об оставлении заявления управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже по делу N А14-13752/2013 без рассмотрения подлежит отмене, а дело N А14-13752/2013 - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже удовлетворить.
Определение арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2014 об оставлении без рассмотрения заявления по делу N А14-13752/2013 отменить.
Направить дело для рассмотрения по существу в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья: |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13752/2013
Истец: УПФ РФ ГУ в г. Воронеже
Ответчик: ОАО "Воронежагропромстрой"