г. Москва |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А40-144839/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "10" апреля 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.И. Тетюка
Судей: С.Н. Овчинниковой, Б.С. Веклича
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.А. Фроловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 января 2014 года
по делу N А40-144839/13, принятое судьей И.В. Корогодовым (139-1332)
по иску ЗАО "Фирма "Пассат"
к Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца: Финкель М.В. - дов. от 05.09.2013
от ответчика: Гордиенко Д.С. - дов. от 03.04.2014
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Фирма "Пассат" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации с исковым заявлением о взыскании в порядке субсидиарной ответственности денежных средств в сумме 5 152 000 руб. за счет казны Российской Федерации.
Решением суда от 20.01.2014 взыскана с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в субсидиарном порядке за счет казны Российской Федерации в пользу закрытого акционерного общества "Фирма "Пассат" задолженность в размере 5 152 000 руб.
Взысканы с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в субсидиарном порядке за счет казны Российской Федерации в пользу закрытого акционерного общества "Фирма "Пассат" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 48 760 руб.
Министерство обороны Российской Федерации, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его принятым при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, с неправильным применением норм материального права.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что истцом пропущен 60-дневный срок на предъявление требований кредиторов, установленный ликвидационной комиссией ФБУ - Войсковая часть 53001, истец не обращался в суд к ликвидационной комиссии, требования истца считаются погашенными.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ЗАО "Фирма "Пассат" в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Истец с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела, 17.06.2010 между Федеральным бюджетным учреждением - Войсковая часть 53001 и ЗАО "Фирма "Пассат" заключен государственный контракт N 4/2010 на выполнение опытно-конструкторской работы по теме "Разработка программных средств подготовки для обучения специалистов из состава экипажей 11661 по радиотехническому вооружению".
В соответствии с п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется выполнить и сдать, а Заказчик принять и оплатить выполнение опытно-конструкторской работы.
Согласно п. 1.2. Контракта Исполнитель выполняет работы в соответствии с Техническим Заданием (Приложение N 1), перечнем программных средств подготовки (Приложение N 2), графиком выполнения работ (Приложение N 3), протоколом согласования цены (Приложение N 4).
Цена Контракта в соответствии с п. 3.1. Контракта, Протокола согласования цены на работу от 17.06.2010 составляет 9 200 000 (девять миллионов двести тысяч) руб.
Пунктом 3.2. Контракта N 4/2010 предусмотрено авансирование по Контракту в размере, не превышающем 30 % от общей стоимости работ.
Платежным поручением N 956 от 20.08.2010 Заказчик перечислил на счет Исполнителя аванс в размере 2 760 000 руб.
В соответствии с п. 3.3. Контракта расчет за выполненные работы производится поэтапно, после приемки Заказчиком фактически выполненных работ, подписанного Исполнителем счета и акта выполненных работ, подписанного Исполнителем и утвержденного Заказчиком, в течение 5 (пяти) банковских дней, при условии, что работы выполнены надлежащим образом и приняты Заказчиком в соответствии с государственным контрактом.
Согласно п. 2.4. Контракта датой исполнения обязательств Исполнителя по выполнению отдельных этапов и работ по Контракту в целом является дата подписания Заказчиком акта сдачи-приемки работ. Датой исполнения обязательств Заказчиком является дата перечисления средств в оплату выполненных работ на счет Исполнителя. Исполнитель письменно извещает Заказчика о готовности по каждому этапу, предусмотренному Приложением N 3 к Контракту (п. 5.1. Контракта).
В соответствии с п. 5.2. Контракта приемку этапов осуществляет Заказчик, с составлением акта приема-передачи работ.
Согласно п. 5.5. Контракта документация на передаваемые результаты работ передается Заказчику в брошюрах (по одному экземпляру) и на оптических дисках (CD, по одному экземпляру).
26.11.2010 Заказчиком был принят этап N 1 Контракта, стоимостью 1 840 000 руб., что подтверждается актом сдачи-приемки работ.
Аванс в размере 552 000 руб. был выплачен Заказчиком платежным поручением N 956 от 20.08.2010, окончательный расчет за работы по этапу N 1 Контракта в размере 1 288 000 руб. был выплачен платежным поручением N 413 от 30.11.2011.
22.12.2010 Заказчиком был принят этап N 2 Контракта, стоимостью 6 440 000 руб., что подтверждается актом сдачи-приемки работ.
Аванс в размере 1 932 000 руб. был выплачен Заказчиком платежным поручением N 956 от 20.08.2010. Таким образом, задолженность за выполненные работы по этапу N 2 Контракта составляет: 6 440 000 - 1 932 000 = 4 508 000 руб.
27.12.2010 Заказчиком был принят этап N 3 Контракта, стоимостью 920 000 руб., что подтверждается актом сдачи-приемки работ.
Аванс в размере 276 000 руб. был выплачен Заказчиком платежным поручением N 956 от 20.08.2010. Таким образом, задолженность за выполненные работы по этапу N3 Контракта составляет: 920 000 - 276 000 = 644 000 руб.
Федеральное бюджетное учреждение - Войсковая часть 53001 является учреждением, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
В соответствии со ст.ст. 120, 399 ГК РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", собственник имущества учреждения может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от должника в разумный срок ответа на предъявленное требование, и в случае отсутствия у учреждения средств, за счет которых могут быть удовлетворены требования кредитора.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
Согласно п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
30.03.2011 ФБУ - Войсковая часть 53001 прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
26.10.2010 письмом N 2/120 ЗАО " Фирма " Пассат" предъявило требование в Ликвидационную комиссию ФБУ - войсковая часть 53001 в соответствии со ст. 63 ГК РФ.
Информация о включении задолженности по Контрактам в ликвидационный баланс ФБУ - войсковая часть 53001 либо об отказе включения указанной задолженности в адрес ЗАО "Фирма "Пассат" не поступала.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании, в адрес ЗАО "Фирма "Пассат" поступило письмо от начальника Специального факультета ВСОК ВМФ Буркова А.К., согласно которому, правопреемником по Контракту будет являться ФГВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова". Этот же правопреемник был указан и в письме начальника ОМВС ВМФ Жарова М. исх. N 733/118, в котором указывалось, что в связи с ликвидацией ФБУ - войсковая часть 53001 решением Главнокомандующего Военно-Морского Флота правопреемником по исполнению обязательств по заключенным договорам определен Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (далее - ВУНЦ ВМФ (ВМА), дальнейшую работу по реализации государственного контракта N 4/2010 от 17.06.2010 организовывать с учетом изложенного.
В письме от 27.01.2011 N 003/800/65 начальник ВУНЦ ВМФ "Военно-Морская Академия" Римашевский А. сообщил, что ВУНЦ ВМФ "Военно-Морская Академия" не является правопреемником ликвидируемого ФБУ - войсковая часть 53001, не имеет договорных отношений с ЗАО "Фирма "Пассат", поэтому в соответствии с законодательством не имеет права выполнять какие-либо обязательства по договорам, заключенным другими юридическим лицом. По всем вопросам, связанным с выполнением договорных обязательств ЗАО "Фирма "Пассат", необходимо обращаться к командиру ФБУ - войсковая часть 53001.
Истец повторно обратился с требованием в Ликвидационную комиссию ФБУ -войсковая часть 53001 в соответствии со ст. 63 ГК РФ, что подтверждается письмом N 2/17 от 17.02.2011.
В целях выяснения порядка ликвидации ФБУ - войсковая часть 53001 и оплаты задолженности по Контракту, ЗАО "Фирма "Пассат" обращалось с письмами в адрес начальника ВУНЦ ВМФ "ВМА им. Н.Г. Кузнецова" Римашевского А.А. (исх. 2/19 от 24.02.2011), руководителя Департамента финансового обеспечения МО РФ Васильевой О.Ю. (исх. 2/140 от 06.10.2011), руководителя Департамента претензионной и судебно-правовой работы МО РФ Елиной Н.В. (исх. N 2/116 от 20.07.2012), Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Чиркова В.В. (исх. N 2/11 от 27.02.2013), Министра обороны Российской Федерации Сердюкова А.Э. (исх. N 2/117 от 20.07.2012), Министра обороны Российской Федерации Шойгу С.К. (исх. N 2/29 от 31.05.2013). Однако, указанные обращения остались без удовлетворения.
В ответ на обращение от 27.02.2013 (исх. N 2/11) письмом от 11 апреля 2013 г. (исх. N 700/399) ВрИО главнокомандующего Военно-Морским Флотом Татаринов А. сообщил, что денежные средства в размере 10 000 000 рублей в качестве дополнительных внебюджетных источников финансирования для осуществления расчетов по государственным контрактам N 4/2010 от 17 июня 2010 г., (и по государственным контрактам N 2/2010 от 17 июня 2010, N 3/2010 от 17.06.2010 с ЗАО "НТЦ "РИНТ") платежным поручением от 27 декабря 2010 г. N 511211, были доведены на лицевой счет ГВОУВП "ВУНЦ ВМФ "ВМА имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова". Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации, как учредителем ФБУ - войсковая часть 53001, исполнены контрактные обязательства перед вверенным Вам обществом (абзац 4 письма от 11 апреля 2013 года исх. N 700/399).
В адрес начальника ГВОУВП "ВУНЦ ВМФ "ВМА имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" направлено требование на проведение разбирательства по факту использования целевых бюджетных средств и предложено рассмотреть возможность решения сложившейся ситуации, в том числе путем проведения совместного совещания с представителями ЗАО "Фирма "Пассат" и ЗАО "НТЦ "РИНТ" (абз. 5 письма от 11 апреля 2013 года исх. N 700/399)
В соответствии с п.п. 1, 2 Положения о Минобороны РФ данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными силами Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п.п. 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Довод ответчика о пропуске 3АО "Фирма "Пассат" 60-ти дневного срока на предъявление требований кредиторов, установленного Ликвидационной комиссией ФБУ - Войсковая часть 53001 (23.10.2010), как правильно указал суд в решении, противоречит нормам права, установленным пп. 1, 2, 6 ст. 63 и п. 5 ст. 64 ГК РФ. При этом обязательства по оплате задолженности за выполненные работы по этапам N 2 и N 3 Контракта возникли у ФБУ - Войсковая часть 53001 с момента подписания актов приемки выполненных работ, т.е. по этапу N 2 - с 15.12.2010, по этапу N 3 - с 23.12.2010, то есть за пределами установленного ликвидационной комиссией срока на предъявление требований кредиторов.
Акты приема-передачи работ по этапам N 2 и N 3 Контракта подписаны уполномоченным лицом: председателем Ликвидационной комиссии ФБУ Войсковая часть 53001 Н.Ю. Бутиным.
Вышеуказанными пунктами 1, 2, 6 ст. 63 и п. 5 ст. 64 ГК РФ установлено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
Истец, как кредитор ФБУ - Войсковая часть 53001 заявил требования ликвидационной комиссии до завершения ликвидации учреждения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы жалобу Министерства обороны Российской Федерации не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2014 года по делу N А40-144839/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Тетюк |
Судьи |
С.Н. Овчинникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-144839/2013
Истец: ЗАО "Фирма"Пассат", ЗАО фирма Пассат
Ответчик: Министерство Обороны РФ, Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ