г. Москва |
|
07 апреля 2014 г. |
Дело N А40-131587/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Е.А. Солоповой, Р.Г. Нагаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения Московского регионального отделения Фонда
социального страхования РФ филиала N 38
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2014 г.
по делу N А40-131587/13 вынесенное судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению ООО "Налог Плюс" (ОГРН 1117746401850 )
к Государственному учреждению Московского регионального отделения Фонда
социального страхования РФ филиала N 38 ГУ
о признании незаконным решение
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Тетюхина Т.А. по дов. б/н от 20.01.2014
от заинтересованного лица-Аушев И.И. по дов. б/н от 14.10.2013
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Налог Плюс" (ОГРН 1117746401850, адрес местонахождения: 107113, г. Москва, ул. Старослободская, д. 16/17), (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению в лице филиала N 38 (адрес местонахождения: 105318, г. Москва, Семеновская пл., д. 7), (далее ответчик) о признании незаконными решения от 04.07.2013 г. N23.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
С решением суда не согласился Государственное учреждение - Московское региональное отделение в лице филиала N 38, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
ООО "Налог Плюс" представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, Филиалом N 38 Государственного Учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена камеральная проверка Общества с ограниченной ответственностью "Налог Плюс" по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств страхователя.
По результатам проведённой проверки был составлен акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 23.05.2013 года N 223.
Решением о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 04.07.2013 года N 23 было отказано в принятии к зачёту расходов в сумме 263 821 руб. 58 коп., решением о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения от 23.05.2013 года N 213, заявителю были выделены средства на возмещение расходов в сумме 104 642,98 руб., отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведённых страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 159 178,60 рублей, в связи с несоответствием данных в первичной бухгалтерской документации (штатное расписание, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости), оформление приходных расходных кассовых ордеров, указывающие на создание страхователем искусственной экономически необоснованной ситуации, заключающейся в необоснованном завышении заработной платы, приеме на работу сотрудников перед наступлением страхового случая, оформление кассовых ордеров для выплаты пособий задним числом, направленные на неправомерное получение денежных средств из бюджета Фонда социального страхования РФ.
При сопоставлении документов работника Семигласовой О.В. в ООО "Налог Плюс" фонд усматривает противоречия, основывая свое мнение на том, что согласно п. 5 трудового договора N 3-07-12 условия труда работницы являются нормальными, при которых продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день: при анализе табеля рабочего времени за весь период работы Семигласовой О.В. с 2.07.2012 по 27.12.2012 г. продолжительность рабочего времени составляла 8 часов ежедневно по графику пятидневной рабочей недели.
Однако поскольку работа Семигласовой О.В. в ООО "Налог Плюс" является работой по совместительству, продолжительность рабочего времени данного сотрудника в указанный период составляла 4 часа в день по графику пятидневной рабочей недели.
В связи с техническим сбоем в программе табель рабочего времени был заполнен некорректно, действительный Табель рабочего времени представлялся в Филиал N 38 ГУ - МРО ФСС РФ дополнительно.
Вывод проверяющего об отсутствии экономической обоснованности установления должностного оклада в размере, указанном в штатном расписании, несостоятелен, поскольку Семигласова О.В. до выхода в отпуск по беременности и родам выполняла высококвалифицированную работу по бухгалтерскому обслуживанию клиентов организации. Поскольку основной сферой деятельности ООО "Налог Плюс" является оказание услуг по бухгалтерскому обслуживанию организаций, в должностные обязанности Семигласовой О.В. входило ведение бухгалтерского учета и составление отчетности не только для ООО "Налог Плюс", но и для организаций, являющихся клиентами Общества. Указанный сотрудник добросовестно и ответственно исполняла свои должностные обязанности, объем и сложность выполнения которых требуют высокой квалификации работника и соответствующей этому оплаты труда. Заключенным между ООО "Налог Плюс" и Семигласовой О.В. трудовым договором N 3-07-12 по согласованию сторон размер заработной оплаты определен в 35 000 руб., что по нашему мнению всецело отвечает квалификации работника, сложности выполняемой работы, количеству и качеству затраченного труда. Данное обстоятельство соответствует нормам действующего законодательства, в частности положениям ст. 132 Трудового кодекса РФ, согласно которой заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, а также запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. При этом, следует отметить, что все налоги на начисленную Семигласовой О.В. заработную плату своевременно удерживались, все взносы, в том числе в ФСС РФ, своевременно уплачивались.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, основанием для отказа в финансировании на выплату пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет может являться нарушение страхователем установленных законодательством Российской Федерации правил или неподтверждение расходов документами.
В подтверждении понесенных затрат заявитель предоставил все необходимые документы предусмотренные ч. 6 ст. 13 Закона N 255-ФЗ и п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 N 1012н.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В соответствии со ст. 6 Закона N 165-ФЗ участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по социальном страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения работником трудового договора.
На основании подпункта 6 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно ст. 3 Закон N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 ст. 3 Закон N 255-ФЗ.
Права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком предусмотрено абзацем вторым пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - закон N 81-ФЗ).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (пункт 1 статьи 14 закон N 81-ФЗ).
Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии со ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 Закона N 255-ФЗ, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два
календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком., в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В силу ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 4 части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по основному месту работы работник освобожден от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).
Предусмотренная Трудовым кодексом Российской Федерации возможность заключения работником нескольких трудовых договоров на работу по совместительству свидетельствует о его праве самостоятельно распоряжаться своим временем, определять продолжительность, как рабочего времени, в зависимости от количества и условий заключенных трудовых договоров, так и времени на отдых. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее -Положение N 375).
Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения.
В случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной
рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктом 15 настоящего Положения (пункт 16 Положения N 375).
Согласно пункту 23 Постановления N 375 застрахованному лицу, работающему у нескольких работодателей, исчисление и выплата пособия осуществляется работодателями по каждому месту работы. В этом случае размер пособия по каждому месту работы не может превышать максимального размера пособия, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.
Иных ограничений размера пособия по беременности и родам действующим законодательством не установлено.
Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам в Общество Семигласовой О.В. предъявлен листок нетрудоспособности.
Работа Семигласовой О.В. в ООО "Налог Плюс" являлась работой по совместительству, продолжительность рабочего времени указанной сотрудницы в Обществе не превышала 4-х часов в день, что соответствует требованиям статьи 284 ТК РФ, а оплата ее труда определена трудовым договором за фактически выполненную работу вне зависимости от отработанного времени, что предусмотрено положениями статьи 285 ТК РФ.
Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам в Общество Семигласовой О.В. предъявлен листок нетрудоспособности.
Наступление страхового случая, правомерность выдачи Семигласовой О.В. листка нетрудоспособности и его соответствие действующему законодательству, порядок исчисления размера пособия Филиалом N 38 ГУ - МРО ФСС РФ под сомнение не ставится.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ определено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Совместители пользуются гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством, в полном объеме.
Статьей 284 ТК РФ установлено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник освобожден от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).
Оплата труда лиц, работающих по совместительству производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (статья 285 ТК РФ).
Таким образом, Обществом соблюдены все условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, а именно: наличие между Обществом-страхователем и работником - застрахованным лицом (Семигласовой О.В.) трудовых отношений; наступление страхового случая подтверждено листком нетрудоспособности; наличие документов, подтверждающих выплату пособия застрахованному лицу.
Согласно трудовому договору, заключенному между Семигласовой О.В. и Обществом, оплата труда работника не поставлена в зависимость от количества отработанного времени, что не противоречит статье 284 ТК РФ, в соответствии с которой продолжительность рабочего времени при работе по совместительству, не должна превышать четырех часов в день.
Таким образом, ответчик незаконно исключил из среднего заработка работника Семигласовой О.В. суммы выплат за время работы у других страхователей и уменьшил размер денежных средств к возмещению.
С учетом изложенного и руководствуясь Федеральным законом N 255-ФЗ от 29.12.2006 г. "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федеральным законом N 125-ФЗ от 24.07.1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2014 г. по делу N А40-131587/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Е.А.Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131587/2013
Истец: ООО "Налог Плюс"
Ответчик: ГУ Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ филиала N 38 ГУ (МРО ФСС РФ), ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 38 ГУ-МРО ФСС РФ