г. Санкт-Петербург |
|
11 апреля 2014 г. |
Дело N А42-7955/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Протас Н.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5845/2014) общества с ограниченной ответственностью "ДСУ "Севдорстрой" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.02.2014 по делу N А42-7955/2013 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "ДСУ "Севдорстрой"
к Межмуниципальному отделу МВД РФ по ЗАТО город Североморск и город Островной Мурманской области
о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительное управление "Севдорстрой" (ОГРН: 1135190002969, адрес: г. Мурманск, Верхне-Ростинское шоссе, дом 57а, далее - Общество, ООО "ДСУ "Севдорстрой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным постановления Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО город Североморск и город Островной Мурманской области (ОГРН 1115110000411, адрес: ул. Сафонова, дом 24, г. Североморск, Мурманская область, далее - Межмуниципальный отдел, административный орган, ответчик) 51 АВ N 632707 от 08.11.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда от 03.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ДСУ "Севдорстрой" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 03.02.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы общество ссылается, на то, что ему вменяется нарушение стандартов и правил, которые не опубликованы и не зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в связи с чем не могут являться основанием для привлечения к административной ответственности. Кроме того, вынесенное административным органом постановление не содержит ссылки на конкретные нормы действующего законодательства, нарушение которых вменяется обществу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.10.2013 в 17 часов 00 минут в целях осуществления федерального государственного надзора и специальных разрешительных функций в области безопасности дорожного движения инспектором дорожного надзора отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела проведено обследование улично-дорожной сети в г.Североморске на ул. Падорина в районе дома 2. Согласно акту от 07.10.2013 инспектором выявлены следующие нарушения правил проведения дорожных работ по замене асфальтового покрытия и бортового камня:
- отсутствие информации для участников дорожного движения о вводимых
ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов, предусмотренных Инструкцией ВСН 37-84, определяющей порядок и способы организации дорожного движения транспортных средств и пешеходов в местах производства дорожных работ;
- отсутствие согласования производства работ с отделением ГИБДД Межмуниципального отдела (схемы производства работ);
- не приняты меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельном участке дороги, когда пользование им угрожает безопасности дорожного движения, тем самым создаёт помеху и прямую угрозу безопасности дорожного движения неопределённого круга лиц.
07.10.2013 с целью установления ответственного лица за проведение дорожных работ Отделом возбуждено производство по делу об административном правонарушении и назначено административное расследование, по результатам которого установлено, что дорожные работы на данном участке дороги выполняет ООО "ДСУ "Севдорстрой" на основании муниципального контракта N 0849300000513000025-0353116-01 от 26.06.2013.
05.11.2013 государственным инспектором ОГИБДД составлен протокол об административном правонарушении 51 АЮ N 000205, в котором указано на нарушение обществом нарушение пунктов 14, 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - Основные положения) и непринятие своевременных мер к их устранению.
08.11.2013 должностным лицом Отдела вынесено постановление 51 АВ N 632707 о привлечении общества к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектом правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Объектом данного правонарушения выступает безопасность дорожного движения, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Указанная норма права является бланкетной. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Статьей 12 Закона N 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно пункту 14 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или жёлтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
Письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис приняты и введены в действие Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, включающие в себя показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, принципы диагностики и оценки их состояния, раскрывают вопросы организации и технологии производства работ по обеспечению сохранности дорог и дорожных сооружений, вопросы применения материалов, решения по улучшению условий непрерывного, безопасного движения автомобилей с установленными скоростями и нагрузками, определяют основные положения по охране окружающей среды при капитальном ремонте, ремонте и содержании дорог (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 7.1.6 Методических рекомендаций установлено, что при проведении ремонтных работ организация, проводящая работы, принимает необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения. На участках проведения работ (до их начала) устанавливают временные дорожные знаки, сигнальные фонари, ограждающие и направляющие устройства, делают временную разметку проезжей части, а в необходимых случаях устраивают объезд ремонтируемого участка. Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней. Установку технических средств организации движения производят в соответствии с ВСН 37-84. В случае, если ни одна из типовых схем, приведенных в указанной Инструкции, не соответствует условиям проведения работ и организации движения транспортных средств, составляют индивидуальную схему организации дорожного движения.
Схемы организации движения, ограждения мест работ и сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД.
Порядок и способы организации движения транспортных средств и пешеходов в местах производства дорожных работ, обеспечивающие безопасность, как работающих на дороге, так и всех участников дорожного движения, определены Инструкцией по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ (ВСН 37-84), утвержденной Минавтодором РСФСР 05.02.1984 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 1.3 Инструкции до начала дорожных работ дорожная организация должна составить привязанные к местности схемы организации движения транспортных средств и пешеходов на участке проведения работ. На схемах показывают геометрические параметры ремонтируемого участка (ширина проезжей части и обочин, радиусы кривых в плане, продольный уклон, тип покрытия и т.д.) с указанием искусственных сооружений, расположения съездов, разъездов и объездов, мест расстановки дорожных знаков, нанесения при необходимости временной разметки, ограждений, расположения сигнальных фонарей, складирования строительных материалов. На схеме указывают вид и характер дорожных работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение работ. Схемы организации движения и ограждения мест производства дорожных работ должны быть утверждены руководителем дорожной организации и заблаговременно согласованы с органами Государственной автомобильной инспекции (ГАИ).
В пункте 1.4 Инструкции указано, что согласование с ГАИ производится при выполнении всех видов дорожных работ в пределах полосы отвода, за исключением работ по содержанию дорог. В случае устройства объездов должны быть согласованы их маршруты. В местах краткосрочных дорожных работ (ликвидация ямочности, замена дорожных знаков, разметка проезжей части и т.д.), учитывая подвижный характер их проведения, с органами ГАИ согласовывают только схемы организации движения и ограждения с указанием границ участков работ без конкретной привязки к местности.
На границах участков дорожных работ следует установить информационные щиты, на которых указывают организацию, фамилию ответственного лица, руководящего работами, и номер его служебного телефона (пункт 1.6 Инструкции).
В соответствии с пунктом 1.9 Инструкции к обустройству участка работ временными знаками и ограждениями следует приступать только после согласования схемы с органами ГАИ и ее утверждения руководителем дорожной организации.
Пунктом 2.1 Инструкции установлено, что при составлении схем организации движения в местах производства дорожных работ, необходимо выполнение следующих требований:
а) предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами:
б) четко обозначить направление объезда имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрут;
в) создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов, как на подходах, так и на самих участках проведения дорожных работ;
Согласно пункту 2.2 Инструкции основными средствами организации движения в местах производства дорожных работ являются временные дорожные знаки, разметка проезжей части, ограждающие и направляющие устройства, и другие технические средства.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, определены ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Судом первой инстанции установлено, что на основании муниципального контракта от 26.06.2013 N 0849300000513000025-0353116-01, заключенного с муниципальным казенным учреждением "Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск", 07.10.2013 общество осуществляло дорожные работы по замене асфальтобетонного покрытия около дома 2 по улице Падорина в г. Североморске.
Таким образом, в рассматриваемом случае общество является лицом, на которого возложена обязанность по ремонту вышеуказанного участка дороги, и как следствие субъектом вмененного правонарушения.
Пунктом 4.2.3 контракта N 0849300000513000025-0353116-01 от 26.06.2013предусмотрено обязанность общества по согласованию начала производства работ с заказчиком и ГИБДД до их фактического начала.
Пунктом 4.2.5 контракта N 0849300000513000025-0353116-01 от 26.06.2013 предусмотрена обязанность общества по обеспечению качества выполнения работ, в том числе в соответствии с ГОСТ 50597-93, Инструкцией, их несоблюдение является существенным нарушением условий контракта (пункт 10.4.1 контракта).
Не выполнение обществом обязанностей, предусмотренных ГОСТ 50597-93, Инструкцией, Методических рекомендаций подтверждается актом выявленных недостатков от 07.10.2013, фотоматериалами с места правонарушения, протоколом об административном правонарушении от 05.11.2013 N 51 АЮ N 000205, объяснениями исполнительного директора общества Авакова М.Г от 29.10.2013 и по существу не оспаривается обществом.
В обоснование доводов жалобы общество ссылается на то, что административный орган в постановлении ссылается на не вступившие в законную силу нормативно-правовые акты (Методические рекомендации, Инструкцию, ГОСТ 50597-93), что является основанием для признания его незаконным и подлежащим отмене.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" ГОСТ 50597-93 подлежит обязательному применению.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Методические рекомендации и Инструкция предусматривают лишь порядок и способы организации движения транспортных средств и пешеходов в местах производства дорожных работ, обеспечивающие безопасность всех участников дорожного движения.
Поскольку материалами дела в полном объеме подтвержден факт совершенного предприятием административного правонарушения и доказана его вина, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено процессуальных нарушений, то следует считать, что суд первой инстанции обоснованно признал постановление отдела от 08.11.2013 о привлечении общества к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.02.2014 по делу N А42-7955/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительное управление "Севдорстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7955/2013
Истец: ООО "Дорожно-строительное управление "Севдорстрой", ООО "ДСУ "Севдорстрой"
Ответчик: Межмуниципальный ОМВД РФ по ЗАТО г. Североморск и г. Островной, Межмуниципальный отдел МВД РФ по ЗАТО город Североморск и город Островной Мурманской области