г. Санкт-Петербург |
|
11 апреля 2014 г. |
Дело N А26-7851/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С., при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика (должника): Палагичев Н.Ф. по доверенности от 24.06.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Аргус-Онего" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.12.2013 по делу N А26-7851/2013 (судья Пасаманик Н.М.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Аргус-Онего"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аргус-Онего" (адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, проезд Тидена, 1, ОГРН 1041000006520; далее - ООО "Аргус-Онего", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2; далее - Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 394/13л от 26.09.2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 12 500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 30.12.2013 арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с решением суда, ООО "Аргус-Онего" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, многократное привлечение общества к административной ответственности в рамках одного договора аренды лесного участка за однородные правонарушения неправомерно, а также общество указывает на недоказанность события правонарушения.
ООО "Аргус-Онего", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя общества в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Представитель Министерства в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Аргус-Онего" на основании договора аренды от 25.12.2008 N 92-з осуществляет заготовку древесины на лесном участке, расположенном на территории ГУ РК "Ладвинское центральное лесничество", в том числе на территории Деревянского участкового лесничества (срок действия договора - до 31.12.2013).
Лесничим Деревянского участкового лесничества ГКУ РК "Прионежское центральное лесничество" Пуранен Н.В. с участием госинспекторов по охране леса 03.06.2013 проведен осмотр мест рубок (мест заготовки древесины) в квартале 26 выдел 31 (лесовозный ус), в ходе которого выявлено оставление невывезенной в установленный срок древесины в объеме 9,602 кбм. Осмотр проведен без участия представителя общества.
Указанные обстоятельства отражены в акте осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 03.06.2013, приложенных к ним ведомостях и расчетах неустоек.
На основании выявленных нарушений подпункта "з" пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, в присутствии генерального директора ООО "Аргус-Онего" Харченко Т.Н. составлен протокол N 55 от 25.06.2013 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Определением Министерства от 11.07.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 26.09.2013, определение вручено лично генеральному директора общества Харченко Т.Н. 05.08.2013 и направлено по почте.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, общество своего представителя в Министерство не направило. Постановлением от 26.09.2013 N 394/13л общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 12 500 руб. Копия постановления направлена обществу по почте и вручена 21.10.2013.
Указанное постановление обжаловано ООО "Аргус-Онего" в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава вменяемого административного правонарушения и обоснованности назначенного штрафа.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного указанной нормой, выражается в действии или бездействии, нарушающих требования утвержденных правил заготовки древесины.
Согласно части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее - Правила N 337).
Пунктом 12 Правил N 337 предусмотрено, что рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации; срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Подпунктом "з" пункта 13 Правил N 337 предусмотрен запрет на оставление на лесосеке древесины, не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки), а подпунктом "к" указанного пункта установлено, что не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
В силу пункта 61 Правил N 337 очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины; в данном пункте также содержится такой способ очистки мест рубок от порубочных остатков как укладка порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке.
Согласно пунктам 63-66 Правил N 337 после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения настоящих Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений (далее осмотр мест рубок). При заготовке древесины на лесных участках, предоставленных на праве аренды или постоянного (бессрочного) пользования, осмотр мест рубок осуществляется, как правило, в бесснежный период, но не позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины. О дате и времени проведения осмотра мест рубок извещается лицо, осуществляющее заготовку древесины. Извещение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. По результатам осмотра составляется акт осмотра мест рубок, в котором указываются сведения о соблюдении (несоблюдении) положений, предусмотренных технологической картой, лесной декларацией, проектом освоения лесов. При несоблюдении установленных правил и требований в акт осмотра мест рубок вносятся сведения о нарушениях, допущенных лицом, использующим леса при выполнении работ по заготовке древесины.
Факт оставления обществом не вывезенной в установленный срок древесины при осуществлении лесозаготовок подтверждается материалами дела, а именно актом осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 03.06.2013 (л.д. 41), расчетом неустоек (л.д. 43-44), протоколом об административном правонарушении N 55 от 25.06.2013 (л.д. 39).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом законодательства в сфере заготовки древесины в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не представлено, что свидетельствует о наличии в действиях общества вины во вменяемом административном правонарушении.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о наличии и доказанности вменяемого административного правонарушения законными и обоснованными.
Доводы общества о неправомерности неоднократного привлечения ООО "Аргус-Онего" к административной ответственности за одно и то же правонарушение, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании следующего.
Пунктом 53 Правил N 337 предусмотрено, что организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации, то есть лесосека является отведенным для заготовки древесины участком леса.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 N 516.
В соответствии с пунктом 55 Лесоустроительной инструкции закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
Факт нарушения правил заготовки древесины на лесном участке, расположенном на территории ГУ РК "Ладвинское центральное лесничество", в том числе на территории Деревянского участкового лесничества, выявленные в ходе осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) образует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ. Обществом не представлены в материалы дела копии постановлений за аналогичные правонарушения, на которые ссылается в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, привлечение к административной ответственности за нарушения правил заготовки древесины, выявленные в разное время и на разных лесных участках, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, степени общественной опасности допущенного правонарушения, создающего непосредственную угрозу отношениям, возникающим в области охраны окружающей среды, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в пределах санкции части 1 статьи 8.25 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено нарушений норм материального и процессуального права при проведении проверки и привлечении к административной ответственности. Материалами дела подтверждается состав вменяемого административного правонарушения, процессуальных нарушений при проведении проверки и вынесении постановления об административном правонарушении не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30 декабря 2013 года по делу N А26-7851/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аргус-Онего" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7851/2013
Истец: ООО "Аргус-Онего"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия