г. Москва |
|
11 апреля 2014 г. |
Дело N А41-22665/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 января 2014 года, принятое судьей Федуловой Л.В., по делу N А41-22665/13по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Цветочные берега" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании действий, обязании совершить определенные действия, третьи лица: администрация Волоколамского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области,
при участии в заседании:
от ДНП "Цветочные берега" - Митрофанова Л.А. доверенность от 15.06.2013 г.; Покутний В.А., доверенность от 15.05.2013 г.,
от остальных лиц - не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство "Цветочные берега" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее- Управление Росреестра), Федеральному государственного бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) с требованиями:
1) признать незаконными с момента их совершения действия Управления Росреестра, Кадастровой палаты по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости в отношении образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080304:42 земельных участков: земельный участок с кадастровым номером 50:07:0080304:197, удельный показатель кадастровой стоимости 222,54 руб./кв.м, кадастровая стоимость 95 247,12 руб., земельный участок с кадастровым номером 50:07:0080304:202, удельный показатель кадастровой стоимости 222,54 руб./кв.м, кадастровая стоимость 168 240,24 руб., земельный участок с кадастровым номером 50:07:0080304:206, удельный показатель кадастровой стоимости 222,54 руб./кв.м, кадастровая стоимость 48 291,18 руб., земельный участок с кадастровым номером 50:07:0080304:207, удельный показатель кадастровой стоимости 222,54 руб./кв.м, кадастровая стоимость 10 125 570 руб.;
2) признать незаконными с момента их совершения действия Управления Росреестра, Кадастровой палаты по определению и внесению в Государственный кадастр недвижимости с использованием среднего удельного показателя кадастровой стоимости для субъекта Российской Федерации сведений относительно кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости в отношении указанных земельных участков: земельный участок с кадастровым номером 50:07:0080304:197, удельный показатель кадастровой стоимости 2 402,59 руб./кв.м, кадастровая стоимость 1 028 308,52 руб., земельный участок с кадастровым номером 50:07:0080304:202, удельный показатель кадастровой стоимости 2 402,59 руб./кв.м, кадастровая стоимость 1 816 358,04 руб., земельный участок с кадастровым номером 50:07:0080304:206, удельный показатель кадастровой стоимости 2 402,59 руб./кв.м, кадастровая стоимость 521 362,03 руб., земельный участок с кадастровым номером 50:07:0080304:207, удельный показатель кадастровой стоимости 2 402,59 руб./кв.м, кадастровая стоимость 109 317 845 руб.;
3) обязать Кадастровую палату исключить с момента их внесения из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:07:0080304:197, 50:07:0080304:202, 50:07:0080304:206, 50:07:0080304:207 относительно удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости, рассчитанных исходя из удельных показателей кадастровой стоимости в размере 222,54 руб./кв.м и 2402,59 руб./кв.м.;
4) обязать Кадастровую палату внести в Государственный кадастр недвижимости в сведения о земельных участках с момента их образования - с 05 октября 2010 года:
- земельный участок с кадастровым номером 50:07:0080304:197, удельный показатель кадастровой стоимости 46,33 руб./кв.м, кадастровая стоимость 19 829,24 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 50:07:0080304:202, удельный показатель кадастровой стоимости 46,33 руб./кв.м, кадастровая стоимость 35 025,48 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 50:07:0080304:206, удельный показатель кадастровой стоимости 46,33 руб./кв.м, кадастровая стоимость 1 053,61 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 50:07:0080304:207, удельный показатель кадастровой стоимости 46,33 руб./кв.м, кадастровая стоимость 2 108 015 руб.
Определением Арбитражного суда Московской области от 31.05.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Волоколамского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 января 2014 года по делу N А41-22665/13 требования Дачного некоммерческого партнерства "Цветочные берега" удовлетворены, за исключением требования о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по определению и внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений относительно оспариваемой кадастровой стоимости и оспариваемого удельного показателя кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков. В указанной части в удовлетворении требований к кадастровой палате отказано, поскольку оспариваемые действия совершены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, а не кадастровой палатой.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Дачного некоммерческого партнерства "Цветочные берега" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованных лиц, третьих лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя Дачного некоммерческого партнерства "Цветочные берега", явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, Дачному некоммерческому партнерству "Цветочные берега" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:07:0080304:197, 50:07:0080304:202, 50:07:0080304:206, 50:07:0080304:207, находящиеся на территории сельского поселения Осташевское Волоколамского района Московской области (район д. Шульгино), категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под дачное строительство, и образовавшиеся в результате раздела приобретенного заявителем по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080304:42, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 50-AEN 681711, 50-AEN 391425, 50-AEN 681712, 50-AEN 680843 (л.д. 11-14).
До раздела кадастровая стоимость участка с номером 50:07:0080304:42 рассчитывалась исходя из удельного показателя 46,33 руб. за 1 кв.м, что подтверждается кадастровыми выписками на земельный участок от 30.06.2009 и от 24.06.2010 (л.д. 88, 90).
Однако, кадастровая стоимость образованных из него в 2010 году земельных участков рассчитана исходя из удельного показателя 222,54 руб. за 1 кв.м, вместо применяемого ранее 46,33 руб. за 1 кв.м, затем, в 2013 году кадастровая стоимость участков стала исчисляться исходя из удельного показателя 2 402,59 руб. за 1 кв.м.
Считая свои права нарушенными неправомерным изменением кадастровой стоимости, Дачное некоммерческое партнерство "Цветочные берега" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 были утверждены Правилами проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215, исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.09 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" были утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области на 01.01.2010; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. /м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам по состоянию на 01.01.2010.
На основании данных значений Управлением Роесреестра была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 222,54 руб./1 кв.м., который в последствие был изменен на 2 402,59 руб./м.кв.
Вместе с тем, названные показатели применяются для новых земельных участков.
При проведении же государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России N 215 от 28.06.07, определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.06.
Согласно пункту 2.1.17 Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Как установлено материалами дела, земельные участки, принадлежащие заявителю, были образованы в результате раздела в 2010 году земельного участка с кадастровым номером 50:07:00080304:42.
Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером 50:07:080304: 42 общей площадью 331 500 кв.м. был поставлен на кадастровый учет 18.04.05, его кадастровая стоимость была определена в размере 15 358 395 руб. из расчета удельного показателя в размере 46,33 руб./1 кв.м.
Поскольку спорные земельные участки были образованы путем разделения существующего земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков заявителя должна была быть определена с учетом удельного показателя кадастровой стоимости преобразованного земельного участка, то есть 46,33 руб./1 кв.м.
Довод апелляционной жалобы о правомерности определения кадастровой стоимости на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.2009 г., является несостоятельным, поскольку применение установленных указанным актом удельных показателей кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков противоречит нормам действующего законодательства.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно установлено, что Распоряжением N 121-РМ средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Волоколамского муниципального района, Московской области, установлен не был.
Доказательств того, что спорные земельные участки проходили кадастровую оценку и к ним применимы положения Распоряжения N 121-РМ, в материалы дела не представлены.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что требования заявителя по делу направлены на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, опровергаются материалами дела и содержанием искового заявления.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 была определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Данное правило подлежит применению в том случае, когда заявленные требования по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В то же время по данному делу требования заявлены о признании неправомерными действий заинтересованных лиц по определению кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена неверно в связи с несоблюдением заинтересованными лицами норм действующего законодательства.
Вопрос о соответствии кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, рассматриваемый по правилам искового производства, заявителем не ставился и соответственно судом правомерно не рассматривался.
Обязание кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости сведения относительно кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков заявителя, существовавших до внесения оспариваемых значений, направлено на восстановление нарушенного права предпринимателя.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24.01.2014 г. по делу N А41-22665/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22665/2013
Истец: администрация сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области, Дачное некоммерческое партнерство "Цветочные берега", ДНП "Цветочные берега", Министерство экологии и природопользования Московской области
Ответчик: УФС государственной регистрации , кадастра и картографии по МО, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Московской области"
Третье лицо: Администрация Волоколамского муниципального района Московской области, Администрация Волоколамского муниципального р-на. МО, Администрация сельского поселения "Осташевское", Администрацияс/п Спасское Волоколамского р-на., Министерство экологии и природопользования МО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр), ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-22665/13
24.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7487/14
11.04.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2871/14
24.01.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-22665/13