г. Самара |
|
11 апреля 2014 г. |
Дело N А49-11100/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 09 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы" на определение Арбитражного суда Пензенской области от 24 февраля 2014 года о прекращении производства
по делу N А49-11100/2013 (судья Стрелкова Е.А.) принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы", г.Пенза, к отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г.Пензе, г.Пенза, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казённое учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г.Пензе (далее - ответчик) 58 ТО N 159156 от 24.12.2013 года.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 24 февраля 2014 года производство по делу прекращено.
Не согласившись с выводами суда, Муниципальное казённое учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы" подало апелляционную жалобу, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ее податель сослался на допущенные судом нарушения норм процессуального права, поскольку сложившаяся судебная практика свидетельствует о рассмотрении данной категории дел арбитражными судами.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждается, что гражданин Савин А.В. в 08 часов 00 минут 24 октября 2013 года, находясь по адресу ул. Некрасова, 34 в г. Пензе, выехал на линию для выполнения трудовых обязанностей на а/м ВАЗ 21041-30 г/н н358рт58 в состоянии алкогольного опьянения. При этом он имел при себе путевой лист N 010037т от 24 октября 2013 года, выданный МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы", подписанный начальником административно-хозяйственного отдела Давыдовым Д.В. Собственником (владельцем) транспортного средства 21041-30, государственный регистрационный знак н358рт58 является МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Департамента протокола об административном правонарушении 58 АА 361952 от 12.12.2013 года, в котором отражено, что Департамент допустил водителя Савина Андрея Владимировича к управлению транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Правонарушение квалифицировано по статье 12.32 КоАП РФ.
Постановлением административного органа от 24.12.2013 года 58 ТО N 159156 Департамент привлечён к административной ответственности по статье 12.32. КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб. 00 коп.
Заявитель, полагая, что вынесенное постановление является незаконным, обратился с заявлением в суд.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, сослался на неподведомственность спора арбитражному суду.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения находится в главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Административные правонарушения в области дорожного движения" и не имеет отношения к предпринимательской или иной экономической деятельности.
Объектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Состав рассматриваемого административного правонарушения охватывает допуск к управлению транспортным средством водителей, находящихся в состоянии опьянения.
Согласно пункта 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Уставом заявителя предусмотрено, что Департамент является некоммерческой организацией, деятельность которой не связана с извлечением прибыли. Уставом не предусмотрено осуществление автотранспортных перевозок в качестве вида деятельности, осуществляемого Департаментом. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Сам по себе факт того, что Департамент является юридическим лицом, не свидетельствовал о том, что правонарушение совершено в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, Департамент в рассматриваемом случае привлечен к административной ответственности как собственник (владелец) транспортного средства, а не в качестве субъекта предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности и не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, характер данного спора не свидетельствует о его экономической основе.
В рассматриваемом случае имеет значение именно факт совершения Департаментом административного правонарушения в области дорожного движения (нарушение Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации).
Как правильно указал суд, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
В настоящем случае заявителем в материалы дела не представлены доказательства нарушения оспариваемыми действиями ответчика прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что действия административного органа оспариваются заявителем вне связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности либо оценкой законности ненормативного акта в данной сфере, действия административного органа не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на него какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законом арбитражная подведомственность настоящего спора не предусмотрена (п. 3 ст. 27 АПК РФ).
Вместе с этим, как правильно указал суд, заявитель не лишен права обратиться с защитой нарушенного права в суд общей юрисдикции.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Определение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Пензенской области от 24 февраля 2014 года о прекращении производства по делу N А49-11100/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-11100/2013
Истец: МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы", Муниципальное казённое учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы"
Ответчик: ОГИБДД УМВД России по г. Пензе, Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г. Пензе