г. Москва |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А40-171834/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Мухина С.М., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - ГУ ПФР N 6 по г.Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2014 по делу N А40-171834/13, принятое судьей Кастальской М.Н. (153-1608)
по заявлению ГУ - ГУ ПФР N 6 по г.Москве и Московской области (ОГРН 1025003532553, 141008, МО, Мытищи, ул. Мира, 18)
к 1) УФССП России по г. Москве (125047, Москва, ул. Бутырский вал, 5), 2) СПИ Бабушкинского отдела судебных приставов УФССП России по Москве Мишаковой Л.В. (129347, Москва, Югорский пр., 22, 1)
третье лицо: ИП Медведев С.В.
о признании недействительным постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
1) не явился, извещен; 2) Трифонова А.А. по дов. от 01.02.2014; |
от третьего лица: |
не явился, извещен |
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 6 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Бабушкинского отдела судебных приставов УФССП России по Москве Мишаковой Л.В. N 3205/13/29/77 от 04.03.2013 года об отказе в возбуждении исполнительного производства и обязании судебного пристава-исполнителя Бабушкинского отдела судебных приставов УФССП РОССИИ по Москве Мишакоу Л.В. возбудить исполнительное производство на основании исполнительного документа - постановления Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 6 по г.Москве и Московской области от 30.11.2012 г. N 08731590089240.
Решением от 28.01.2014 Арбитражным судом г. Москвы в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель СПИ Бабушкинского отдела судебных приставов УФССП России по Москве поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Представители заявителя, третьего лица и УФССП России по г. Москве в судебное заседание не явились, извещены, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело на основании ст. 156 АПК РФ без их участия.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 указанной статьи закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 Федерального закон судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, в случае, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, на основании ст. 20 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) Государственным учреждением - Главным управлением Пенсионного фонда РФ N 6 по г. Москве и Московской области в адрес Бабушкинского отдела судебных приставов УФССП РОССИИ по Москве было направлено постановление от 30.11.2012 N 08731590089240 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов ИП Медведева С.В.
Рассмотрев указанное постановление, судебный пристав-исполнитель постановлением от 04.03.2013 N 3205/13/29/77 отказал в возбуждении исполнительного производства, указав на отсутствие документа, содержащего отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные или иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, что в силу п.4 ч.1 ст.31 Федерального закона РФ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" является самостоятельным основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу ст. 18 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 19 названного закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (ч. 14 ст. 19 Закона о страховых взносах).
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о страховых взносах банки обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронной форме установлен Положением Банка России от 15.11.2010 г. N 361-П "О порядке сообщения банком в электронном виде органу контроля за уплатой страховых взносов об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета".
Аналогичные сообщения банки одновременно направляют и в налоговые органы в соответствии с положением Банка России от 07.09.2007 г. N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета".
Кроме того, ст. 28 Закона о страховых взносах возлагает на самих страхователей обязанность сообщать органам контроля об открытии расчетных счетов в банках.
Поскольку данная обязанность страхователей и банков предоставлять сведения об открытии или о закрытии счета прямо предусмотрена законодательством, у пенсионного органа отсутствует необходимость запрашивать у банков и налоговых органов указанные сведения, так как и в учреждение и в налоговый орган сведения поступают одновременно.
Кроме того, с 01.01.2011 сведения о банковских счетах организаций и индивидуальных предпринимателей исключены из числа данных, содержащихся в государственных реестрах (пп. "с" п. 1, пп. "р" п. 2 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В связи с этим с 01.01.2011 банки не обязаны представлять в регистрирующий орган (налоговый орган) сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Аналогичные изменения внесены в Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 г. N 630.
Следовательно, в настоящее время налоговые органы не аккумулируют в качестве регистрирующих органов сведения о расчетных счетах индивидуальных предпринимателей и каким-либо приоритетом в качестве источника такой информации по сравнению с пенсионными органами не обладают.
Согласно действующему законодательству индивидуальные предприниматели и банки обязаны сообщать об открытых счетах как в налоговые, так и в пенсионные органы; вся ранее имевшаяся информация была передана из налоговых органов в пенсионные органы. Таким образом, в связи с отсутствием у Главного управления информации об открытых расчетных счетах должника, постановление о взыскании задолженности за счет имущества плательщика было направлено в службу судебных приставов. При этом приложенная к данному постановлению Справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов являлась достаточными в обоснование отсутствия информации о банковских счетах должника.
Согласно ст. 20 Закона о страховых взносах, решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Из Федерального закона и Закона о страховых взносах следует, что обращение взыскания на денежные средства должника в целях взыскания обязательных платежей должно производиться Управлением; обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом-исполнителем, может иметь место только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания невозможности бесспорного взыскания взносов (пеней, штрафов) возлагается на контролирующий орган, в данном случае на Управление.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего закона.
Отсутствие предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с п. 3.1.1 Соглашения от 21.01.2011 г. N АД-30-33/01сог/12/01-1 "О взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении Постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов" постановления территориальных органов ПФР направляются в структурные подразделения территориальных органов ФССП России с приложением заверенных копий извещений банка о помещении расчетных документов в картотеку по форме 0401075, установленной Положением Центрального банка от 03.10.2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с отметкой банка "не оплачено в связи с отсутствием средств на счете (счетах) N (номер счета)".
В данном случае, вопреки выводу суда первой инстанции, заявителем доказаны обстоятельства невозможности бесспорного взыскания задолженности вследствие отсутствия у него информации о счетах плательщика страховых взносов в банках и принятие надлежащих мер по выявлению их наличия. Между тем указанный ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного судебного акта, исходя из следующего.
Согласно материалам дела оспариваемое постановление получено заявителем 19.09.2013.
Заявление Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 6 по г. Москве и Московской области поступило в Арбитражный суд г. Москвы 02.12.2013.
Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.20107 N 229-ФД "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными.
Процессуальным законодательством не установлены критерии, по которым причины пропуска срока на обращение в суд признаются уважительными. Вопрос об уважительности причин пропуска срока на обжалование, оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего ходатайство, который учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для его удовлетворения, причины пропуска процессуального срока правомерно признаны судом не уважительными.
Согласно положениям части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Наличие указанных обстоятельств является безусловным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2014 по делу N А40-171834/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-171834/2013
Истец: ГУ - ГУ ПФР N6 по г. Москве и Московской области, ГУ "Главное управление Пенсионного фонда РФ N6 по г. Москве и МО
Ответчик: СПИ Бабушкинского отдела судебных приставов УФССП России по МО Мишакова Л. В., СПИ Бабушкинского отдела судебных приставов УФССП России по Московской области Мишакова Л. В., Судебный пристав-исполнитель Бабушкинского отдела ССП УФССП России по г. Москве Мишакова Л. В., Управление Федеральной службы судебных приставов по г. Москве, УФССП России по г. Москве
Третье лицо: ИП Медведев С. В., ИП Медведев Сергей Владимирович