г. Саратов |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А12-29391/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - А.А. Пенянкина по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференцсвязи апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "22" января 2014 года по делу N А12-29391/2013 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению Администрации Волгограда в лице Комитета муниципального заказа администрации Волгограда (г. Волгоград, ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210 ОГРН 1023403460596, г. Волгоград) об оспаривании решения антимонопольного органа и признании недействительным предписания
заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью "Ювента" (г. Волгоград)
УСТАНОВИЛ:
Администрация Волгограда в лице Комитета муниципального заказа Администрации Волгограда (далее - администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по Волгоградской области (далее УФАС по Волгоградской области, Управление, антимонопольный орган) от 12.11.2013 N 13-06/03-701 и предписания УФАС по Волгоградской области от 12.11.2013 г. N13-06/03-701.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ювента".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22 января 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 14 марта 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Администрации Волгограда, Комитета муниципального заказа администрации Волгограда, общества с ограниченной ответственность "Ювента", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23 октября 2013 года уполномоченным органом - комитетом муниципального заказа администрации Волгограда - на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора "Выполнение работ по установке индивидуальных приборов учета используемой воды в муниципальных квартирах многоквартирных жилых домов в Красноармейском районе Волгограда в 2013 году".
На официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru. (далее также - официальный сайт) была размещена аукционная документация открытого аукциона в электронной форме на право заключить договор "Выполнение работ по установке индивидуальных приборов учета используемой воды в муниципальных квартирах многоквартирных жилых домов в Красноармейском районе Волгограда в 2013 году" (далее документация об открытом аукционе в электронной форме).
Срок приема заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме установлен до 31 октября 2013 года. До окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме поступила 1 заявка.
При рассмотрении комиссией уполномоченного органа заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключить договор "Выполнение работ по установке индивидуальных приборов учета используемой воды в муниципальных квартирах многоквартирных жилых домов в Красноармейском районе Волгограда в 2013 году" по заявке N 1 было принято решение отказать ООО "Ювента" в допуске к участию в аукционе на основании п.1 ч.4 ст.41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ в связи с непредставлением сведений, предусмотренных ч.4 ст.41.8 указанного Федерального закона - отсутствуют конкретные показатели предлагаемого для использования товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 1 ЧАСТИ Ш.ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ документации об открытом аукционе в электронной форме.
Не согласившись с отказом в допуске к участию в аукционе ООО "Ювента", подавшее заявку N 1, обратилось с жалобой в УФАС по Волгоградской области.
Решением комиссии УФАС по Волгоградской области от 12.11.2013 N 13-06/03-701 жалоба ООО "Ювента" на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на "Выполнение работ по установке индивидуальных приборов учета используемой воды в муниципальных квартирах многоквартирных жилых домов в Красноармейском районе Волгограда в 2013 году" (р/н 0129300014913001411) признана обоснованной. Аукционная комиссия Уполномоченного органа - комитета муниципального заказа администрации Волгограда, в составе Леониди П.И., Ивановой Е.Н., Ярославцева П.А., Баженова Е.Г., Махрановой Л.И. - признана нарушившей п. 1. ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Заказчик - муниципальное бюджетное учреждение "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" признан нарушившим п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Заказчику, уполномоченному органу выдано предписание об устранении нарушения законодательства РФ о размещении заказов.
Считая, что принятые управлением решение и предписание являются незаконными, нарушают права и законные интересы администрации в предпринимательской и экономической деятельности, последняя обратилась в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что отказ уполномоченного органа в допуске к участию в открытом аукционе ООО "Ювента" является обоснованным и не нарушающим часть 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", соответственно, комитетом при проведении открытого аукциона не было допущено нарушений пунктов 1, 2 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в связи с чем у Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области не имелось законных оснований для удовлетворения жалобы ООО "Ювента" и принятия оспариваемых решения и предписания.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в проверяемый период регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме регулируется главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, следующие сведения: требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно подпункту б пункта 3 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать, в том числе согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Аукционная комиссия на основании частей 1 и 3 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 данного Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ. На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно указано, что к участию в открытом аукционе в электронной форме допускаются участники, первая часть заявки которых соответствует требованиям части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредставления или несоответствия представленных сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 этого Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, а также в случае недостоверности таких сведений.
Как следует из документации об открытом аукционе, а именно, пункта 14 раздела 1.2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА", заказчиком было установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
- согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в ведомости основных материалов (Приложение N 1 ЧАСТИ III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ документации об открытом аукционе в электронной форме), или согласие, участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в ведомости основных материалов (Приложение N 1 ЧАСТИ III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ документации об открытом аукционе в электронной форме), если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в ведомости основных материалов (Приложение N 1 ЧАСТИ III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ документации об открытом аукционе в электронной форме) (представляется в отношении позиций ведомости материалов, содержащих указание на товарный знак);
- согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в ведомости основных материалов (Приложение N 1 ЧАСТИ III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ документации об открытом аукционе в электронной форме), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара (представляется в отношении позиций ведомости материалов, не содержащих указание на товарный знак).
В приложении N 1 ЧАСТИ Ш.ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ "ВЕДОМОСТЬ РЕСУРСОВ" (основных материалов) документации об открытом аукционе в электронной форме были предусмотрены следующие сведения:
Наименование ресурса |
Технические характеристики, описание материалов |
Фильтр сетчатый |
Фильтр латунный сетчатый, условный проход: Ду = 15 мм, присоединение к трубопроводу резьбовое, условная пропускная способность 3- 36 мЗ/ч, температура перемещаемой среды от -10...+130 °С, рабочая среда: вода. |
Счетчик холодной и горячей воды |
Диаметр условного прохода -15 мм, резьбовое соединение размером 3/4 дюйма, измеряемая среда холодная и горячая вода, температура измеряемой среды, °С от +5 до +90, расход воды номинальный -1,5 мЗ/ч, имеет магнитную защиту, межповерочный интервал для горячей воды - 4 года, для холодной воды - 6 лет |
Таким образом, в документации об аукционе содержится требование к первой части заявки участника аукциона, которая должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в допуске к участию в аукционе обществу с ограниченной ответственностью "Ювента" явилось не указание конкретных показателей предлагаемого для использования товара, соответствующих значениям, установленным в Приложении N 1 ЧАСТИ Ш.ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ документации об открытом аукционе в электронной форме.
Комиссия УФАС по Волгоградской области, признавая жалобу ООО "Ювента" обоснованной, исходила из того, что представленная заказчиком и уполномоченным органом в антимонопольный орган при рассмотрении жалобы по запросу управления документация об открытом аукционе в приложении под N 1 содержала Локальный сметный расчет на работы, составляющие предмет заказа, в котором отсутствовали конкретные показатели предлагаемого для использования товара. В результате антимонопольным органом в оспариваемом решении был сделан вывод об том, что исходя из представленных материалов невозможно определить конкретные показатели предлагаемого для использования товара.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, комиссия антимонопольного органа формально подошла к рассмотрению жалобы и сделала вывод исходя из ошибочной нумерации представленного заказчиком и уполномоченным органом приложения, при этом не учла действительной нумерации приложений в документации об открытом аукционе, которая была размещена на официальном сайте.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган также ссылается на то, что комиссия управления сделала соответствующие выводы исходя из документов (сведений), представленных заказчиком и уполномоченным органом на рассмотрение дела. При этом представитель УФАС по Волгоградской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции не отрицала факта правильной нумерации приложения документации об открытом аукционе, размещенной на официальном сайте и с которой было ознакомлено ООО "Ювента", где в приложении под N 1 ЧАСТИ III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ содержится "ВЕДОМОСТЬ РЕСУРСОВ (основных материалов).
Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
ООО "Ювента" не направляло запросы о разъяснении положений документации об открытом аукционе и, следовательно, содержание документации об аукционе ему было понятно. При этом, подавая заявку на участие в аукционе, ООО "Ювента" выразило свое согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Кроме того, апелляционная инстанция считает, что антимонопольный орган, сделав вывод на основе только нумерации приложения, представленного при рассмотрении жалобы, и указав на то, что под приложением N 1 заказчиком представлен Локальный сметный расчет, необоснованно не принял во внимание сведения, изложенные непосредственно в документации об аукционе, а именно, пункт 14 раздела 1.2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА", согласно которому заказчиком было установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать: согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится не просто в приложении ЧАСТИ III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ под N 1, а в ВЕДОМОСТИ ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ (Приложение N 1 документации об открытом аукционе в электронной форме), и так далее по всем условиям идет ссылка именно на ВЕДОМОСТЬ ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ, что могло позволить антимонопольному органу сделать вывод на соответствие какого приложения комиссией уполномоченного органа проверялась заявка ООО "Ювента" (т.1 л.д. 50, 124 оборотная сторона). При этом, в пункте 6 информационной карты имеется ссылка на локальный сметный расчет как приложение N 2.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в документации об аукционе заказчиком в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ были определены конкретные показатели предлагаемого для использования товара, которые были указаны в приложении N 1 ЧАСТИ III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ документации об открытом аукционе в электронной форме - "ВЕДОМОСТЬ РЕСУРСОВ (основных материалов) т. 1 л.д.61.
Довод комиссии УФАС по Волгоградской области, изложенный в абз. 6 стр. 5 решения по делу N 13-06/03-701 об отсутствии, в том числе в "Ведомости материалов" документации об открытом аукционе в электронной форме "максимальных и (или) минимальных значений показателей используемого товара, в соответствии с которым участник размещения заказов мог бы предоставить конкретные показатели" также несостоятелен и не соответствует закону, поскольку, заказчиком в полной мере и надлежаще установлены все показатели соответствия товара, а именно, в отношении фильтра сетчатого технические характеристики и описание материалов определено следующим образом: фильтр латунный сетчатый, условный проход: Ду = 15 мм, присоединение к трубопроводу резьбовое, условная пропускная способность 3- 36 мЗ/ч, температура перемещаемой среды от -10...+130 °С, рабочая среда: вода. В отношении счетчика холодной и горячей воды - диаметр условного прохода -15 мм, резьбовое соединение размером 3/4 дюйма, измеряемая среда холодная и горячая вода, температура измеряемой среды, °С от +5 до +90, расход воды номинальный -1,5 мЗ/ч, имеет магнитную защиту, межповерочный интервал для горячей воды - 4 года, для холодной воды - 6 лет.
Как следует из материалов дела, часть первая заявки ООО "Ювента" таких сведений не содержала (т. 1 л.д. 147-149), соответственно, обществу правомерно было отказано в допуске к участию в аукционе на основании п.1 ч.4 ст.41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ в связи с непредставлением сведений, предусмотренных ч.4 ст.41.8 указанного Федерального закона - отсутствуют конкретные показатели предлагаемого для использования товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 1 ЧАСТИ Ш.ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ документации об открытом аукционе в электронной форме.
При указанных обстоятельствах, исходя из анализа аукционной документации, обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования и признал оспариваемые решение УФАС от 12.11.2013 N 13-06/03-701 и вынесенное на основании его предписание от 12.11.2013 N 13-06/03-701 недействительными.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "22" января 2014 года по делу N А12-29391/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29391/2013
Истец: Комитет муниципального заказа администрации Волгограда
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
Третье лицо: ООО "Ювента"