г. Хабаровск |
|
14 апреля 2014 г. |
Дело N А73-13708/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Управление инвестиционных программ города Хабаровска": представитель не явился;
от управления государственного строительного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Столярова Г.В. представитель по доверенности от 09.01.2014 N 1-32-56, Ли Н.В. представитель по доверенности от 09.01.2014 N 1-32-47;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление инвестиционных программ города Хабаровска"
на решение от 07.02.2014
по делу N А73-13708/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Управление инвестиционных программ города Хабаровска"
к управлению государственного строительного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Управление инвестиционных программ города Хабаровска" (ИНН 2724976376, ОГРН 1042700267048, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием отменить постановление управления государственного строительного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - административный орган) от 13.11.2013 N 148-21, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.02.2014 по делу N А73-13708/2013 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 07.02.2014 по делу N А73-13708/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное обществом требование. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Представители административного органа против доводов апелляционной жалобы общества возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.02.2013 по делу N А73-13708/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта, контроль за выполнением работ который не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
В силу части 5 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации при выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.
В период с 18.09.2013 по 15.10.2013 управлением государственного строительного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края в соответствии с распоряжением заместителя начальника управления от 12.09.2013 N 999-р с целью осуществления регионального государственного строительного надзора на основании извещения заказчика (ОАО "Управление инвестиционных программ города Хабаровска") о завершении работ, подлежащих проверке при строительстве объекта от 05.09.2013, проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства "Группа жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземными гаражами стоянками в Центральном районе. 3 очередь. Жилой дом по ул. Комсомольской", расположенного по адресу: г.Хабаровск, Центральный район ул.Комсомольская, д. 74. Следовательно, на общество как заказчика строительства возложены функции строительного контроля.
Порядок осуществления строительного контроля регламентирован Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее по тексту - Положение).
В силу пункта 2 Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Согласно пункту 6 Положения, строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
В ходе проверки вышеуказанного объекта капитального строительства установлено нарушение застройщиком - ОАО "Управление инвестиционных программ города Хабаровска" обязательных требований в области строительства, что зафиксировано актом от 15.10.2013 N 30-21-П24/2013, материалами фотосъемки. Обществу вменяется ненадлежащее осуществление строительного контроля, выразившееся в том, что застройщик допустил выполнение работ лицом, осуществляющим строительство, с нарушением требований проектной документации и нормативных документов:
1. Перепады на монолитных поверхностях колонн на отм. -6.030 в осях "Ж-К" по осям 3-8 составляют от 2 до 20 мм. Нарушены обязательные для исполнения требования проектных решений п. 2 примечаний листа 3-1 проекта шифр 20-11-АС.0, устанавливающих, что необходимо "опалубочные работы производить в соответствии с ГОСТ Р 52085-2003" и таб. 1 п. 5.2 ГОСТ Р 52085-2003 "Опалубка. Общие технические условия", устанавливающей, что перепады стыковых соединений щитов допускает не более 2 мм.
2. Повсеместно места выпусков арматурных стержней при устройстве несущих конструкций на отм. - 6.030 и отм. - 3.050 не соответствуют проектным решениям. Так например: в колоннах в осях К/8, К/6, К/4 согласно исполнительной схемы, расположение стержней не соответствует проектным. Нарушены обязательные для исполнения требования проектных решений л. 74, л. 82, л. 89 шифр 20-11-АС.0 и п. 5.3.2. "СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87", устанавливающие, что "в железобетонных и армированных конструкциях отдельных сооружений состояние ранее установленной арматуры должно быть перед бетонированием проверено на соответствие рабочим чертежам".
3. На отм. -6,030 в осях "Ж-И"- "4-6" при выполнении отверстия 11 допущено недобетонирование участка на отметке низа отверстия с оголением арматурного каркаса конструкции. Нарушены обязательные для исполнения требования п. 5.3.4 "СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87", устанавливающие, что бетонные смеси следует укладывать в бетонируемые конструкции горизонтальными слоями одинаковой толщины без разрывов, и проектных решений л. 13 шифр 20-11-АС.0, определяющих размер и положение отверстия в монолитной конструкции.
4. Монолитная железобетонная плита фундаментов на отм. -6,030 местами покрыта водой, образовавшейся от систематического подтопления грунтовыми водами. Нарушены обязательные для исполнения требования п. 11.18 "СП 45.13330.2012. Свод правил. Земляные сооружения, основания и фундаменты.
Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87", устанавливающие, что до начала разработки котлована должны быть выполнены работы по отводу поверхностных и подземных вод.
Указанные выше нарушения затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, а также безопасность строительных конструкций.
При наличии указанных выше нарушений общество направило в административный орган извещение от 05.09.2013 о завершении работ основного этапа строительства - устройство оснований, фундаментов и возведению монолитных конструкций автопарковок, подлежащих проверке. Приемка этапа строительства возможна только при соответствии требованиям утвержденной проектной документации, строительных норм и правил, государственных стандартов, иных нормативных актов. В рассматриваемом случае, с учетом указанных выше обстоятельств, объект не был готов к итоговой проверке соответствующего этапа строительства.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения в области строительства, административный орган направил в адрес общества уведомление от 18.10.2013 N 03.1-10-11703, полученное обществом 25.10.2013 входящий N 2305, о явке законного представителя юридического лица 30.10.2013 для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
30.10.2013 должностным лицом административного органа в присутствии представителя общества, действующего на основании доверенности от 20.06.2013 N 17, составлен протокол N 11-21-П24/2013 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Определением от 01.11.2013, полученным обществом 08.11.2013 входящий N 2375, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 13.11.2013.
Заместителем начальника управления государственного строительного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края 13.11.2013 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 148-21, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4. КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, является осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с нарушением требований государственных стандартов и технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства.
В ходе проведения проверки заказчиком были представлены акты освидетельствования скрытых работ, подписанные представителями заказчика, подрядчика и проектной организации:
от 20.07.2013 N 12 приняты работы по бетонированию стен автопарковки на отметке - 6,030 и разрешены работы по армированию плиты перекрытия на отм. -3,250;
от 20.07.2013 N 13 приняты работы по армированию плиты перекрытия на отметке -3,250 и разрешены работы по бетонированию плиты перекрытия на отм. -3,250;
от 31.07.2013 N 15 приняты работы по бетонированию плиты перекрытия на отметке - 3,250 и разрешены работы по армированию стен на отм. -3,250;
от 10.08.2013 N 16 приняты работы по армированию стен на отм. -3,050 и разрешены работы по бетонированию стен на отм. -3,050;
от 15.08.2013 N 17 приняты работы по бетонированию стен на отм. -3,050 и разрешены работы по армированию плиты перекрытия на отм. -0,400;
от 20.08.2013 N 19 приняты работы по бетонированию плиты перекрытия на отметке - 0,400 и разрешены работы по армированию стен 1-го этажа на отм. -0,150.
Учитывая, что нарушения обязательных для исполнения требований проектной документации и нормативных документов были на момент проверки (15.10.2013) и устранены обществом только 25.10.2013, о чем составлен соответствующий акт, суд пришел к обоснованному выводу, что согласно вышеуказанным актам освидетельствования скрытых работ заказчиком в июле-августе 2013 года были приняты работы, выполненные с нарушением проектных решений, и разрешено производство последующих этапов работ, что противоречит положениям части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Административное правонарушение, совершенное обществом, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 30.10.2013 N 11-21-П24/2013, актом проверки от 15.10.2013 N 30-21-П24/2013, фотоматериалами, извещением о сроках завершения работ от 05.09.2013, актами освидетельствования скрытых работ от 20.07.2013 N 12, от 20.07.2013 N13, от 31.07.2013 N 15, от 10.08.2013 N 16, от 15.08.2013 N 17, от 20.08.2013 N19, выкопировкой из общего журнала производства работ, иными материалами дела.
У общества имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения. Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, находящихся за пределами его возможностей, препятствующих обществу, как заказчику строительства, выполнению возложенных на него обязанностей.
Суд верно указал, что обнаружение обществом нарушений требований проектной документации до проведения административным органом проверки и занесения соответствующих записей в общий журнал производства работ не свидетельствует об отсутствии вины застройщика в совершении вменяемого правонарушения, поскольку при изложенных выше обстоятельствах общество обязано было проконтролировать и обеспечить приостановку работ до устранения выявленных недостатков, а также организовать своевременное устранение нарушений.
Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Административное наказание назначено с учетом правил главы 4 КоАП РФ, в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренной для юридических лиц частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ. Нарушений порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности не установлено.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.02.2014 по делу N А73-13708/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13708/2013
Истец: ОАО "Управление инвестиционных программ города Хабаровска"
Ответчик: Управление государственного строительного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края