г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2014 г. |
Дело N А56-44260/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Сериковой И.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Николаева Л.С. (доверенность от 27.12.2013)
от ответчика (должника): Чижов В.М. (доверенность от 24.02.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2623/2014) ФГУП "Почта России" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2013 по делу N А56-44260/2013 (судья Чуватина Е.В.), принятое
по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
к ФГУП "Почта России"
об обязании заключить охранное обязательство,
установил:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - Комитет, КГИОП) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - Предприятие) о понуждении заключить охранное обязательство (с актом технического состояния, перечнем предметов охраны) по обеспечению сохранности помещения N 31Н, расположенного в здании, входящего в состав выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов на Ивановской ул. (8 зданий)", расположенных по адресу: Ивановская ул., д. 8/77, лит. А (описательный адрес: Ивановская ул., д. 8, ул. Бабушкина, д. 77) на условиях проекта, представленного Комитетом.
Протокольным определением суда от 29.10.2013 по ходатайству истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принято уточнение исковых требований.
Решением от 10.12.2013 г. Предприятие обязано заключить с Комитетом охранное обязательство (с актом технического состояния, перечнем предметов охраны) по обеспечению сохранности помещений N 31Н, расположенных в здании, входящем в состав выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов на Ивановской ул. (8 зданий)", расположенных по адресу: Ивановская ул., д. 8/77, лит. А (описательный адрес: Ивановская ул., д. 8, ул. Бабушкина, д. 77) на условиях проекта, представленного Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры за исключением абзаца 4 пункта 1, пункта 2.7, пункта 2.9, которые изложены в следующей редакции:
- абзац 4 пункта 1: Свидетельство о государственной регистрации права от 23.11.2011 на бланке серии 78-АЖ 435966.
- пункт 2.7: В течение трех дней посредством передачи телефонограммы или факсограммы известить Госорган обо всех известных Пользователю повреждениях, авариях или иных обстоятельствах, причинивших ущерб Помещению(ям) и (или) Памятнику, или угрожающих причинением такого ущерба, и безотлагательно принимать меры для предотвращения дальнейшего разрушения Помещения(ий) посредством проведения необходимых противоаварийных работ.
В случае необходимости проведения срочных противоаварийных работ, угрожающих причинению ущерба предметам, включенным в перечень предметов охраны, Пользователь вправе проводить указанные срочные противоаварийные работы при условии незамедлительного уведомления Госоргана посредством передачи телефонограммы или факсограммы о вышеназванных обстоятельствах и производстве работ.
- пункт 2.9: Обеспечивать с 9 ч. до 18 ч. (в рабочие дни) допуск представителя Госоргана в Помещение(ия) после предварительного, не менее чем за сутки, уведомления службы безопасности Пользователя факсограммой о сроках проведения проверки и о служащих Госоргана (должностей и ФИО) её осуществляющих. Допуск осуществляется при предъявлении представителем Госоргана служебного удостоверения.
В апелляционной жалобе, поданной Предприятием, ответчик просит решение отменить и в иске отказать.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу согласился изложить п. 2.12 в редакции Предприятия, имеющей следующее содержание - по запросу Госоргана предоставлять имеющуюся у пользователя документацию, касающуюся вопросов обеспечения сохранности и содержания Помещения и Памятника; в остальной части истец просил решение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Предприятия апелляционную жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил, представитель Комитета поддержала правовую позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал решение подлежащим изменению ввиду следующего.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Ивановская ул., д. 8/77, лит. А (описательный адрес: Ивановская ул., д. 8, ул. Бабушкина, д. 77), является выявленным объектом культурного наследия на основании приказа КГИОП от 20.02.2001 N 15.
Согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2010 по делу N А56-54326/2010 Предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит относящееся к федеральной собственности нежилое помещение 31Н площадью 202 кв.м, расположенное в здании, входящем в состав выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов на Ивановской ул. (8 зданий)", расположенных по адресу: Ивановская ул., д. 8/77, лит. А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 78-АЖ 435966.
Комитетом подготовлен проект охранного обязательства (с актом осмотра технического состояния, перечнем предметов охраны) по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Предприятие представило протокол разногласий по условиям охранного обязательства с предложением следующих пунктов охранного обязательства в своей редакции:
1. Пункт 2.7: "В течение трех дней посредством передачи телефонограммы или факсограммы известить Госорган обо всех известных Пользователю повреждениях, авариях или иных обстоятельствах, причинивших ущерб Помещению(ям) и (или) Памятнику, или угрожающих причинением такого ущерба, и безотлагательно принимать меры для предотвращения дальнейшего разрушения помещения(ий) посредством проведения необходимых противоаварийных работ, проводимых без согласования с Госорганом".
2. Пункт 2.9: "Обеспечивать с предварительного согласия Пользователя с 9 ч. до 18 ч. (в рабочие дни) допуск представителя Госоргана в Помещение. Допуск осуществляется при предъявлении представителем Госорган действительного служебного разрешения".
3. Пункт 2.12.: "По запросу Госоргана предоставлять имеющуюся у Пользователя документацию, касающуюся вопросов обеспечения сохранности и содержания Помещения и Памятника".
4. пункт 2.19: "В случае утраты (повреждения) в течении действия настоящего охранного обязательства архитектурно-художественных наружных элементов и (или) элементов интерьера Памятника (при их наличии), Пользователь обязан в срок, установленный Госорганом, восстановить утраченный элемент (устранить повреждение элемента), а при невозможности восстановления утраченного (устранения повреждения) элемента -уплатить Госоргану стоимость работ, которые необходимо произвести для восстановления утраченного (устранения повреждения) элемента. Размер стоимости работ определяется сметой, составляемой по инициативе Госоргана либо Пользователя".
5. Пункт 3.1.: " В случае, если пользователь не содержит помещение в исправном техническом, санитарном, противопожарном состоянии, а равно не обеспечивает уборку Помещения и прилегающей к памятнику территории от бытовых и промышленных отходов, образующихся в результате деятельности Пользователя, Госорган вправе взыскать с Пользователя штраф в размере 2000 рублей, за каждый случай нарушения".
6. Пункт 3.2.: "В случае просрочки выполнения работ, указанных в акте осмотра технического состояния Помещения либо в акте текущего осмотра, либо предписании Госоргана, к выполнению которых Пользователь приступил, а равно просрочки устранения последствий самовольных действий Пользователя, указанных в пунктах 2.8 и 2.10 охранного обязательства, Госорган вправе взыскать с Пользователя штраф в размере 2000 рублей, за каждый случай нарушения".
7. Пункт 3.3.: "В случае не принятия мер для предотвращения дальнейшего разрушения Помещения и (или) памятника, поврежденных в результате аварии или иного обстоятельства, причинившего ущерб Помещению и (или) Памятнику, Госорган вправе взыскать с Пользователя штраф в размере 2000 рублей, за каждый случай нарушения".
8. Пункт 3.4.: "В случае если на дату истечения срока выполнения работ, указанных в акте осмотра технического состояния Помещения либо в акте текущего осмотра, либо предписании Госоргана, Пользователь к их выполнению не приступил, Госорган вправе взыскать с Пользователя штраф в размере 2000 рублей,, за каждый вид работ, который Пользователь не начал выполнять".
9. Пункт 3.5.: "В случае выполнения работ без разрешения Госоргана, не на основании или не в соответствии с документацией, согласованной Госорганом, силами лица, не имеющего соответствующей лицензии, совершения без разрешения Госоргана любых действий, из перечисленных в пунктах 2.8 и 2.10 охранного обязательства, а равно использования Помещения и (или) Памятника, и (или) прилегающей к памятнику территории в целях, перечисленных в п. 2.15 настоящего охранного обязательства, изменения предметов охраны. Госорган вправе взыскать с Пользователя штраф в размере 2000 рублей, за каждый случай нарушения".
10 Пункт 3.6.: "В случае совершения самовольных действий по выполнению замены дверных и (или) оконных заполнений Помещения и (ИЛИ) Памятника, установки любых носителей информации, а также систем технического обеспечения, технического оборудования, решеток, козырьков, ограждений Памятника, Госорган вправе взыскать с Пользователя штраф в размере 2000 рублей, за каждый случай и вид самовольных действий".
11. Пункт 3.7: Исключить
12. Пункт 3.8.: "3.7. В случае необеспечения по вине Пользователя допуска представителей Госоргана в Помещение, интерьер которого является предметом охраны, необеспечения охраны Помещения, несообщения госоргану в установленный срок о факте окончания выполнения работ (этапа работ), а равно о фактах причинения ущерба или обстоятельствах, угрожающих причинением такого ущерба Помещению или памятнику, Госорган вправе взыскать с Пользователя штраф в размере 2000 рублей, за каждый случай и вид нарушения".
13. Пункт 3.9.: "Считать пунктом 3.8".
14. Пункт 3.10.: "Считать пунктом 3.9".
Комитет, считая, что Предприятие необоснованно уклоняется от заключения охранного обязательства на условиях, предложенных истцом, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции обосновано исходил из того, что между сторонами имеется преддоговорный спор, который подлежит разрешению в порядке ст. 446 Гражданского кодекса РФ, а заключение охранного обязательства является обязательным в силу ст. 445 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований настоящего Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 51 Закона N 73-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 63 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном названным Законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее - Положение).
Таким образом, в отношении вновь выявленных объектов культурного наследия применяется такой же правовой режим, как и для объектов, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Поскольку Предприятие обладает вещным правом (правом хозяйственного ведения) в отношении рассматриваемого объекта, то в силу законодательства об охране и использовании памятников оно обязано заключить охранное обязательство на выявленный объект культурного наследия, на что обоснованно указано судом в решении.
Доводы жалобы о необходимости заключения охранного обязательства с собственником здания при указанных обстоятельствах не имеют значения для дела.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции стороны представили протокол разногласий в части редакций п. 2.9, абз. 4 п. 1, п. 2.7, решение суда по которым подателем жалобы не оспаривается.
В остальной части суд признал обоснованными пункты охранного обязательства, предложенные Комитетом.
Отклоняя доводы Предприятия о недопустимости понуждения общества к заключению охранного обязательства на условиях, предложенных КГИОП, поскольку штрафные санкции не соответствуют размеру нарушений, за которые они установлены, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Согласно пункту 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры порядок и условия их использования устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
Статьей 61 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что за нарушение его требований лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 63 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры за неисполнение условий охранного обязательства устанавливается неустойка.
Условия охранного обязательства, заключаемого со всеми юридическими и физическими лицами, утверждены распоряжением Комитета по государственному контролю, использования и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2006 N 10-4 "Об утверждении примерных форм охранных обязательств, соглашений о внесении изменений и о расторжении охранных обязательств".
Неустойка является мерой гражданско-правовой ответственности и согласно ст. 330 Гражданского кодекса РФ представляет собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения.
Поскольку согласно ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойка может быть предусмотрена как законом, так и договором, стороны вправе сами предусмотреть в договоре те или иные размеры штрафных санкций.
В случае несогласования сторонами с условиями договора, касающегося размера неустоек, решение по такому условию может быть принято судом в соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции при исследовании спорных условий охранного обязательства по указанному объекту культурного наследия, в частности по размеру предлагаемой неустойки, принял во внимание, что размер ответственности, установленный истцом в спорных пунктах, соответствует обычно применяемым по такому роду договорам, на условиях, предложенных КГИОП, заключаются все охранные обязательства, все пользователи и собственники памятников находятся в равных условиях.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении. Судом правомерно отклонен доводы ответчика о пропуске Комитетом срока на передачу разногласий в суд, поскольку заключение охранного обязательства является обязанностью Предприятия.
Поскольку Комитет согласился изложить п. 2.12 в редакции Предприятия, решение в указанной части подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2013 г. по делу N А56-44260/2013 изменить, дополнив резолютивную часть решения п. 2.12 следующего содержания.
По запросу Госоргана представлять имеющуюся у Пользователя документацию, касающуюся вопросов обеспечения сохранности и содержания Помещения и Памятника.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44260/2013
Истец: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Ответчик: ФГУП "Почта России", филиал ФГУП "Почта России"