г. Воронеж |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А35-8817/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 апреля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей : Михайловой Т.Л.,
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малыгиной Е.Г.,
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" Курского филиала: Безалтынных Т.И. исполняющий обязанности директора представитель по доверенности N 105 от 03.03.2014, Булатникова П.С. юрисконсульта курского филиала Учреждения представитель по доверенности N 18 от 21.01.2014;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" в лице Курского филиала на решение Арбитражного суда Курской области от 14.01.2014 по делу N А35-8817/2013 (судья Горевой Д.А.), принятое по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" (ОГРН 1037739548032, ИНН 7729133509) в лице Курского филиала к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (ОГРН 1044637043692, ИНН 4632012456) о признании недействительным решения от 19.07.2013 N 16-04/8314,
третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" в лице Курского филиала (далее - Учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 16-04/8314 от 19.07.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год.
Решением Арбитражного суда Курской области от 14.01.2014 решение ИФНС России по г. Курску от 19.07.2013 N 16-04/8314 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части привлечения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации РФ в сумме 6549 руб. 00 коп. за неуплату земельного налога (п.п. 1 п. 2 резолютивной части решения).
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Суд взыскал с Инспекции федеральной налоговой службы по городу Курску, в доход федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде, уплаченной в федеральный бюджет платежным поручением N 11122644 от 30.09.2013.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Общества отменить, требования Общества удовлетворить в полном объеме. Взыскать с Инспекции судебные расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
В обоснование апелляционной жалобы налогоплательщик ссылается на то, что земельный налог в размере, указанном в представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год был исчислен налогоплательщиком на основании кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка
Таким образом, по мнению налогоплательщика в соответствии с предоставленной кадастровой выпиской о земельном участке земельный налог с учетом требований НК РФ рассчитан и уплачен в полном объеме.
В отношении выводов суда первой инстанции о том, что Учреждение занизило кадастровую стоимость земельного участка по сравнению со стоимостью, отраженной в данных кадастрового учете, Учреждение указывает, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, предоставляемые органом, осуществляющим кадастровый учет, по заявлению плательщика земельного налога для целей налогообложения в соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сведения о земельных участках, сообщаемые этим же органом в налоговые органы в соответствии с п. 12 ст. 395 НК РФ не могут отличаться и должны быть идентичными.
По мнению налогоплательщика, он также необоснованно привлечен к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ, так как налоговым органом, в частности, не установлено и в оспариваемом решении не приводится доказательств, указывающих на неправомерный характер действий налогоплательщика, повлекших неуплату налога. Также неправомерно начислена пеня.
Кроме того, Учреждение указывает, что начисление пени и штрафа является мерой ответственности, которая наступает только при наличии вины налогоплательщика.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Инспекция возражает против доводов Учреждения, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Сторонами ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Курской области от 14.01.2014 лишь в обжалуемой части, т.е. в части отказа в удовлетворении остальных требований Учреждения.
В судебное заседание не явились ИФНС России по г. Курску и ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА", которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие ИФНС России по г. Курску и ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА".
Изучив материалы дела, заслушав представителей налогоплательщика явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" в лице Курского филиала, имея на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 3519 кв.м по адресу: г. Курск, ул. Красной Армии, 71-а (кадастровый номер 46:29:102280:2), и будучи в соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога, представило по месту налогового учета в ИФНС России по г. Курску налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 г. с суммой налога к уплате 65458 руб. 00 коп.
В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговым органом в период с 01.02.2013 по 06.05.2013 была проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на землю. По результатам проверки была установлена неуплата земельного налога в общей сумме 265957 руб. 00 коп. вследствие неверного исчисления им налоговой базы по указанному налогу, о чем был составлен акт камеральной налоговой проверки от 22.05.2013 N 32884.
21.06.2013 начальник ИФНС России по г. Курску принял решение N 1608 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которым решил в срок до 19.07.2013 провести дополнительные мероприятия налогового контроля, в частности, направить запрос о кадастровой стоимости указанного земельного участка в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, а также решение N 1051 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, которым решил продлить срок рассмотрения материалов указанной камеральной налоговой проверки до 19.07.2013.
19.07.2013 рассмотрев акт камеральной налоговой проверки, иные материалы налоговой проверки, представленные налогоплательщиком возражения, заместитель начальника ИФНС России по г. Курску принял решение N 16-04/8314 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
Согласно указанного решения ФГБУ "Центр оценки качества зерна и продуктов его переработки" в лице Курского филиала начислен земельный налог в общей сумме 265957 руб. 00 коп.; пени за несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ в сумме 21464 руб. 26 коп. Кроме того, указанным решением Учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 6649 руб. (размер штрафа уменьшен в два раза с учетом смягчающих обстоятельств) от суммы налога, подлежащей уплате на 01.02.2013.
Налогоплательщик не согласился с указанным решением налогового органа и обратился 09.08.2013 в УФНС России по Курской области с апелляционной жалобой на решение ИФНС России по г. Курску от 19.07.2013 N 16-04/8314.
Решением N 288 от 12.09.2013. УФНС России по Курской области апелляционная жалоба Курского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" оставлена без удовлетворения, решение ИФНС России по г. Курску от 19.07.2013 N 16-04/8314 - без изменения.
Полагая, что решение Инспекции не соответствует закону и нарушает его права, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 19.07.2013 N 16-04/8314.
Отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01.01.2005 был введен в действие земельный налог.
В соответствии с ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
В соответствии со ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
В течение налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с решением Курского городского собрания от 25.11.2005 N 172-3-РС 2 на территории муниципального образования "Город Курск" установлены следующие ставки земельного налога:
0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
0,2 процента в отношении земельных участков:
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- предоставленных под гаражно-строительные кооперативы, индивидуальные гаражи, гаражные боксы.
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Определен следующий порядок уплаты налога:
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года предоставляются налогоплательщикам органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра в письменной форме в срок не позднее 1 марта этого года.
Отчетными периодами по земельному налогу для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Установлены следующие сроки уплаты земельного налога:
для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 26.06.2008 N 01-18/1485 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного по адресу: город Курск, ул. Красной армии, 71 А Федеральному государственному учреждению "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" Учреждению был предоставлен земельный участок площадью 3519 кв.м из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: город Курск, ул. Красной Армии, 71 А.
Согласно указанного решения также для налогообложения площадь земельного участка считать 2313 кв.м, установить обременения земельного участка площадью 3519 к.м правом ограниченного пользования охранными зонами электрокабеля площадью 57 к.м, газопровода площадью 233 кв.м, канализации площадью 282 кв.м.
Как следует из материалов дела, в спорной налоговой декларации налогоплательщиком был исчислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости отраженной в представленных налогоплательщику справках в размере 6 677 020 руб. ( в соответствии с площадью, указанной для целей налогообложения в решении Комитета по управлению имуществом Курской области от 26.06.2008 N 01-18/1485 ).
Так в соответствии с представленной налогоплательщику ФГБУ "ФПК Росреестра" по Курской области кадастровыми справками о кадастровой стоимости спорного земельного участка от 21.02.2012 и от 29.05.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:102280:2 составляет 6 677 020, 98 руб.
Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области" кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 33 652 161,81 руб.
Судом первой инстанции также установлено что, согласно представленным привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области до 01.02.2012 в государственном кадастре недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Курской области, утвержденные постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области".
В 2011 году была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, ее результаты утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" по состоянию на 01.01.2011. Утвержденные Администрацией Курской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012.
Из пояснений, представленных третьим лицом следует, что при подготовке кадастровой справки от 29.05.2013 о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:102280:2 по состоянию на 01.01.2012 была допущена техническая ошибка в части указания кадастровой стоимости в размере 6677020,98 руб.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 установлена Постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области" и составила 33652161,81 руб.
Отклоняя доводы налогоплательщика относительно необходимости учитывать для целей налогообложения кадастровую стоимость земельного участка, отраженную в выданных Учреждению справках о кадастровой стоимости, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей применительно к установлению кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных данной статье случаев. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно данному постановлению государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 945 от 25.08.1999 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков утверждается соответствующим нормативным актом органа государственной власти субъекта и отображается в данных государственного земельного кадастра ( в настоящее время государственного кадастра недвижимости).
Ввиду изложенного, а также с учетом того, что в соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, для целей налогообложения земельным налогом за налоговый период 2012 года подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, установленная соответствующим нормативным актом органа власти субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом случае : Постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области".
При этом, судом правомерно учтены пояснения третьего лица относительно ошибки в указании кадастровой стоимости, допущенной при выдаче налогоплательщику соответствующей справки.
Таким образом, ссылки налогоплательщика на необходимость исчисления налога исходя из кадастровой стоимости ошибочно указанной в соответствующей справке правомерно отклонены судом первой инстанции.
Отклоняя доводы налогоплательщика о необходимости применения в рассматриваемом случае кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" суд первой инстанции правомерно указал следующее.
В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Распоряжением Правительства Курской области N 269-рп от 18.06.2010 (в редакции Распоряжения N 624-рп от 13.12.2010) было принято решение о проведении в 2011 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Статьей 24.13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ N 39 от 15.02.2007) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Перечень участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
Исполнителем работ являлось ООО "Центр менеджмента оценки и консалтинга" (г. Москва). В результате выполненных работ исполнитель произвел расчет кадастровой стоимости земельных участков являющихся объектами оценки в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Курской области по состоянию на 01.01.2011; указанные расчеты отражены в Отчете об оценке N ГК6/10.11-01 от 27.12.2011.
Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 были утверждены:
результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 1 января 2011 г. согласно приложению N 1 (приложение N 16 к отчету N ГК6/10.11-01, 33 брошюры);
средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Курской области а разрезе кадастровых кварталов согласно приложению N 2 (приложение N 14 к отчету N ГК6/10.11-01, 1 брошюра);
средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Курской области а разрезе муниципальных районов (городских округов) согласно приложению N 3 (приложение N 13 к отчету N ГК6/10.11-01, 1 брошюра).
Данное Постановление было опубликовано в газете "Курская правда" N 5 от 21.01.2012.
Статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлен срок внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно указанной статье, в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о новой кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет внесение указанных сведений в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При этом сведения о новой кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как видно из принятого Администрацией Курской области Постановления N 15-па от 17.01.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области", оно не отменяет результаты предыдущей кадастровой оценки земель и прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то есть не имеет обратной силы.
Указание в данном Постановлении на дату "1 января 2011 года" означает лишь то, что расчет кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектом оценки, расположенных на территории Курской области, был произведен по состоянию на 01.01.2011, и не устанавливает, что действие Постановления распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Следовательно, в силу требований статей 5, 391 НК РФ, результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 15-па от 17.01.2012 и внесенные в государственный кадастр недвижимости в текущем налоговом периоде, подлежат применению для целей налогообложения не ранее 1 января следующего налогового периода.
С учетом положений п. 1 ст. 5 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2012 год должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной Постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области" так как постановление Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" опубликовано в газете "Курская правда" 21.01.2012, вступило в силу 21.02.2012 и подлежит применению не ранее 1 января 2013 года.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу что, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2012 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Курской области N 234 от 30.11.2006, равная 33652161,81 руб.
Доводы налогоплательщика относительно необоснованности начисления пени за неуплату земельного налога правомерно отклонены судом исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Положениями п.3 и п.8 ст.75 НК РФ установлены обстоятельства, с наличием которых налоговое законодательство связывает возможность освобождения налогоплательщика от уплаты пени в связи с несвоевременной уплатой налога.
Однако, в рассматриваемом случае на приведенные в п. 3и п.8 ст.75 НК РФ обстоятельства налогоплательщик не ссылается и в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств не установлено.
Отклоняя доводы налогоплательщика об отсутствии вины в нарушении законодательства о налогах и сборах, суд руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
В соответствии со ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Согласно ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом);
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
Согласно п.п. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Таким образом, в силу своих полномочий и статуса ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" не является органом, уполномоченным на выдачу письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Соответственно, положения п.п. 3 и п.п. 4 части 1 ст. 111 НК РФ не могут быть применены в данном случаем.
Оценив в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава налогового правонарушения ответственность за которое установлена положениями п.1 ст.122 НК РФ, в том числе о наличии в действиях налогоплательщика вины в форме неосторожности, поскольку из материалов дела усматривается, данные о кадастровой стоимости спорного земельного участка установлены соответствующим нормативным актом, опубликованным в установленном порядке. Размер кадастровой стоимости земельного участка, установленный постановлением Правительства Курской области N 234 от 30.11.2006 был известен налогоплательщику, что не оспорено последним.
Таким образом, то обстоятельство, что филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области выдал налогоплательщику справку, содержащую ошибочные сведения о кадастровой стоимости, обоснованно расценено судом первой инстанции как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика, а не исключающее вину в совершении правонарушения.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что судом первой инстанции при оценке вышеприведенных обстоятельств были нарушены положения ст.71 АПК РФ.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 14.01.2014 по делу N А35-8817/2013 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Курского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" без удовлетворения.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на Курский филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 14.01.2014 по делу N А35-8817/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Курского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8817/2013
Истец: ФГБУ "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску
Третье лицо: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску