г. Москва |
|
14 апреля 2014 г. |
Дело N А40-70864/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С.,
судей Тихонова А.П., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "РАСТЕК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "15" ноября 2013 г., принятое судьей Пуловой Л.В., по делу N А40-70864/2013
по иску Общества с ограниченной ответственностью "РАСТЕК" (ОГРН 1027739605398, ИНН 7734205251) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745, дата регистрации 03.11.2009);
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения,
об обязании установить кадастровую стоимость земельного участка N 77:04:0001008:141.
при участии в судебном заседании:
от истца: Соколов А.А. по доверенности от 03.06.2013;
от ответчиков: от Росреестра по Москве: Власов Д.Е. по доверенности от 30.12.2013, от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РАСТЕК" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:141 "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9.)"; об обязании ответчиков установить кадастровую стоимость земельного участка N 77:04:0001008:141 в размере 36 600 071 руб. 76 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 15 205 руб. 68 коп.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, удовлетворив заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции сделан неправильный вывод, что в данной ситуации обществу надлежало использовать заявительную процедуру учета в кадастре изменений объекта недвижимости. Суд должен был определить вид разрешенного использования земельного участка. Указывает на то, что функциональное назначение единственного здания, расположенного на спорном участке - исключительно складское, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней, просил отменить оспариваемое решение, удовлетворив заявленные требования.
Представитель ответчика возражал против доводов жалобы, считает приведенные в ней доводы несостоятельными, просил решение суда оставить без изменения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, надлежащих представителей в суд не направлены, дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат помещения в здании, расположенном на земельном участке, кадастровый номер 77:04:0001008:141 по адресу: г. Москва, ул. Талалихина, вл. 41, стр.33, предоставленным по договору от 29.06.2006 г. N М-04-508346 для эксплуатации здания под административные цели. Категория земель - земли поселений.
Кадастровая стоимость данного земельного участка в настоящий момент составляет 173 005 419,60 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 70 042,68 руб./кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001008:141 был включен в перечень объектов оценки с разрешенным использованием "эксплуатация здания под административные цели".
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец сослался на то, что при расчете кадастровой стоимости земельного участка допущена ошибка в связи с неправильным применением вида разрешенного использования - п.1.2.7 Классификатора, установленного в методических указаниях, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. N 39, так как он фактически относится к п.1.2.9 Классификатора вида разрешенного использования.
В соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре недвижимости, сведения по разрешенному использованию вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", до принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка, прежде всего, определяется назначением (разрешенным использованием) объектов капитального строительства, расположенных на данном участке.
Указанный принцип реализован в Постановлении Правительства Москвы от 28.04.2009 года N 363-ПП (далее - Постановление N 363-ПП) "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в г. Москве", в соответствии с п. 5.1, фактическое использование земельного участка устанавливается на основании указанного при проведении технической инвентаризации функционального назначения зданий и сооружений, расположенных на земельном участке.
Как следует из содержания п. 3.2 Постановления N 363-ПП разрешенное использование земельного участка указывается на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
В свою очередь, виды разрешенного использования земельных участков, согласно положениям ст. 7 ЗК РФ, определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выборке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При этом, в соответствии с п. 3.2 Постановления N 363-ПП, разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания).
Методические указания (пункт 1.2) позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования
Пунктом 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Изменение вида разрешенного использования в порядке, предусмотренном статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возможно применительно к объекту, имеющему самостоятельное функциональное назначение и могущему эксплуатироваться самостоятельно, только при условии изменения фактического вида использования объекта.
В соответствии с п. 1.3 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков", в редакции на момент подачи заявки, до вступления в силу правил землепользования и застройки подлежащие к внесению в градостроительный план земельного участка сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства определяются с учетом: Генерального плана города Москвы; территориальных и отраслевых схем; проектов планировки территории; проектов межевания территории; правовых актов Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; историко-культурного опорного плана; результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
На основании п. 5 ст. 78 Градостроительного кодекса Российской Федерации до вступления в силу правил землепользования и застройки подлежащие внесению в градостроительные планы земельных участков сведения о разрешенном использовании земельных участков, о требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельных участках объектов капитального строительства определяются в соответствии с Генеральным планом города Москвы, территориальными и отраслевыми схемами, проектами планировки территории, проектами межевания территории, правовыми актами Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурным опорным планом, а также с учетом результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
В соответствии с п. 3.6 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков", подготовленный Москомархитектурой проект ГПЗУ с видами разрешенного использования объектов капитального строительства, возможных на земельном участке, определенными в соответствии с перечнем видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, с приложением всех необходимых для рассмотрения материалов представляется в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы.
Указанная комиссия рассматривает проект градостроительного плана земельного участка, определяет виды разрешенного использования объектов капитального строительства, возможных на земельном участке из числа представленных и принимает одно из следующих решений: об одобрении представленного проекта градостроительного плана земельного участка; о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка.
При регистрации градостроительному плану земельного участка присваивается номер согласно Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 г. N 93.
Согласно п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок относится к виду "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9.)", не принимается во внимание, поскольку им не доказан данный факт.
Довод апеллянта об отсутствии доказательств, что здание предоставлено под административные цели опровергается материалами дела.
Земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001008:141 был включен в перечень объектов оценки с разрешенным использованием "эксплуатация здания под административные цели", о чем имеется запись в кадастровом паспорте земельного участка от 27.01.2009 N 77-6/09-6210 (л.д. 28 том 1).
Заказчиком по определению кадастровой стоимости земельного участка являлся Департамент земельных ресурсов горда Москвы (в настоящее время его правопреемником является Департамент городского имущества города Москвы).
Как обоснованно указал суд первой инстанции, истец не представил доказательств того, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве нарушило его права и законные интересы при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка.
С момента передачи в Управление сведений в государственный кадастр недвижимости о спорном земельном участке, разрешенное использование указанного земельного участка не изменялось и было установлено до вступления в законную силу Постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 228-ПП "Об утверждении перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве.
В настоящее время полномочия по установлению вида разрешенного использования земельного участка отнесены к Департаменту городского имущества города Москвы.
Второй ответчик - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, также не вправе устанавливать виды разрешенного использования земельных участков. Указанные сведения вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции, истец не обращался куда-либо с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с требованиями статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Истцом по делу не представлено надлежащих доказательств того, что здание не используется в качестве административного здания, и что именно складские услуги являются главным видом использования, а не административное его назначение. Для обоснования изменения разрешенного использования земельного участка необходимы утвержденные в установленном порядке правила землепользования, в которых установлены виды разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.
Поскольку указанный документ истцом не представлен, фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования. Данное положение закреплено в п.5.2 постановления Правительства от 28.04.2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве". До принятия Правил землепользования и застройки в городе Москве при подготовке правовых актов об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории фактическое использование земельного участка определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведений о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на таком земельном участке.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушения норм процессуального права при принятии решения суда не выявлены, в связи с чем, по заявленным основаниям апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2013 г. по делу N А40-70864/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70864/2013
Истец: ООО "Растек"
Ответчик: Управление Реестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы, Правительство города Москвы