г. Москва |
|
15 апреля 2014 г. |
Дело N А40-10448/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2014 г. по делу N А40-10448/13, принятое судьей Золотовой Е.Н. (шифр судьи 136-99),
по иску Открытого акционерного общества Акционерная автотранспортная компания "Брянскавтотранс" (ОГРН 1023202738404, ИНН 3201000380, место нахождения: Брянская обл., г. Брянск, проспект Станке Димитрова, 72)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, место нахождения: г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1)
о взыскании убытков в размере 7.819.907,82 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Резниченко П.А. по доверенности от 09.01.2014 года;
от ответчика - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Акционерная автотранспортная компания "Брянскавтотранс" (далее ОАО ААК "Брянскавтотранс" или Истец) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 7.819.907,82 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2014 г. по делу N А40-10448/13 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционного суда истец возражал против доводов жалобы, просил оставить решение без изменения.
Ответчик, который в соответствии со ст. 123 АПК РФ был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
К указанным выводам апелляционный суд пришел на основании следующих обстоятельств и норм права.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предъявленные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что ОАО Акционерная автотранспортная компания "Брянскавтотранс" осуществляет коммерческую (хозяйственную) деятельность, направленную на извлечение прибыли, одним видом которой является организация и осуществление городских, внутрирайонных, внутриобластных, междугородних и международных перевозок пассажиров и грузов, что подтверждается Уставом Общества (пункт 2.2.) (т.1, л.д. 114).
Согласно справке (т. 2, л.д. 48) ОАО Акционерная автотранспортная компания "Брянскавтотранс"- единственное транспортное предприятие в 2012году, оказывающее услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по пригородным и городским маршрутам области, доля которого составляет 100%.
Постановлением Администрации Брянской области от 20.02.2006 г. N 116 утвержден Порядок изготовления, реализации и учета единых социальных проездных билетов и проезда по ним.
Постановлением Администрации Брянской области от 30.03.2010 г. N 303 утвержден Порядок предоставления и Методика распределения бюджетных средств, предоставляемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан (т. 2, л.д. 95-101).
Приказом Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 29.12.2010 N 33/1-тр установлены тарифы на пассажирские перевозки автомобильным транспортом (т.2, л.д.53-54).
Постановлениями Администрации Брянской области от 26.01.2011 г. N 42, от 16.01.2012 г. установлена стоимость месячного единого социального проездного билета (т.1, л.д. 110, 107).
10.01.2012 г. Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области (Заказчик) и ОАО Акционерная автотранспортная компания "Брянскавтотранс" (Исполнитель) заключен государственный контракт N 0127200000211003268_87912, на оказание исполнителем услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, в том числе граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Брянской области (т.2, л.д.103-105).
Пунктом 3.2. государственного контракта предусмотрена компенсация выпадающих доходов исполнителя, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Брянской области, в пределах средств, определенных Законом Брянской области "Об областном бюджете на 2012год и плановый период 2013 и 2014 годов" и порядком предоставления бюджетных средств на указанные цели, утверждаемым постановлением Администрации Брянской области, в соответствии с дополнительно заключаемым договором.
31.01.2012 г. Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области и ОАО Акционерная автотранспортная компания "Брянскавтотранс" заключен договор N 61 на компенсацию расходов, связанных с обеспечением равной транспортной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан (т. 2 л.д. 106-108).
Пунктом 2.1. договора установлено, что размер компенсации определяется расчетным путем, в соответствии с Методикой распределения бюджетных средств, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 30.03.2010 г. N 303, и выделяется в пределах утвержденных лимитов на финансовый год.
Согласно актам сверки реализованных ЕСПБ, гражданам льготной категории федерального регистра реализовано 26.738 шт. ЕСПБ.
Истцу из бюджета Брянской области за перевозку федеральных льготников в рамках мероприятий равной доступности в 2012 г. выплачено 2.181.906,18 руб.
Установив юридически значимые по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец недополучил от потребителей - федеральных льготников - плату за проезд.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2014 г. по делу N А40-10448/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10448/2013
Истец: ОАО ААК "Брянскавтотранс"
Ответчик: РФ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7563/14
09.11.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40111/15
15.07.2015 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-10448/13
31.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7563/14
15.04.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10398/14
11.02.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-10448/13