г. Саратов |
|
15 апреля 2014 г. |
Дело N А12-30633/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "30" января 2014 года по делу N А12-30633/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Середа Н.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волгограднефтегазстрой" (г. Волгоград)
к Комитету лесного хозяйства Волгоградской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волгограднефтегазстрой" (далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства Волгоградской области (далее административный орган) N 423 от 06.11.2013 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5500 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "30" января 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Волгоградской области от 19.11.2013 N 646-п Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области является правопреемником Комитета лесного хозяйства Волгоградской области.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену Комитета лесного хозяйства Волгоградской области на Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 01 марта 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей открытого акционерного общества "Волгограднефтегазстрой", Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 01.04.2013 объявлялся перерыв до 04.04.2014 года до 10 часов 20 минут, в судебном заседании, открытом 04.04.2014 объявлялся перерыв до 08.04.2014 до 16 часов 30 минут.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе мониторинга предоставления в Комитет лесного хозяйства Волгоградской области отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведения установлен факт нарушения ОАО "Волгогранефтегазстрой" сроков представления отчета за 2-й квартал 2013 г., поскольку в установленный срок до 10.07.2013 г. отчет представлен не был.
Тем самым ОАО "Волгограднефтегазстрой" допустило нарушение требований Приказа Федерального агентства лесного хозяйства России от 14.02.2012 г. N 47 "Об установлении форм отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведения и порядка их представления".
По факту выявленных нарушений 23.10.2013 г. в отношении общества составлен протокол N 107/1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Постановлением от 06.11.2013 г. N 423 общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5500 рублей. Копия постановления получена обществом 19.11.2013 г., что подтверждено почтовым уведомлением.
ОАО "Волгограднефтегазстрой" оспорило вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив в действиях общества состав вменяемого в вину административного правонарушения, вместе с тем, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 49, части 2 статьи 60, части 2 статьи 66 Лесного кодекса РФ форма отчета об использовании лесов, об охране и о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок представления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.02.2012 N 47 (далее Порядок).
В пункте 2 Порядка предоставления отчетов об использовании, охране, защите лесов, воспроизводстве лесов, лесоразведении (далее Порядок) указано, что отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении представляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющие мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.
Отчеты представляются ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, что установлено пунктом 4 Порядка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.03.2008 г. между Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области и обществом заключен договор N 08Р-7/08 аренды лесного участка площадью 2,6 га, расположенного в Иловлинском лесничестве Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 12 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящим договором (пункт "а"), выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательными актами и иными нормативными правовыми актами РФ (пункт "м").
Таким образом, отчет за 2 квартал 2013 года должен был быть представлен в срок до 10 июля 2013 года.
Из материалов дела следует, что обществом отчет в установленные сроки не представлен и подготовлен только 22.07.2013 г.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав вменяемого правонарушения.
Вместе с тем, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции об отмене оспариваемого постановления в связи с тем, что административным органом нарушен срок давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В главе 8 КоАП РФ установлены административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, в указанной главе КоАП РФ объединены правонарушения как в области охраны окружающей среды, так и в области природопользования.
Следовательно, для определения срока давности в отношении административных правонарушений, ответственность за которые установлена в главе 8 КоАП РФ, следует определить за нарушение какого законодательства (в области охраны окружающей среды или в области природопользования) вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. При этом законодательство об охране окружающей среды состоит из Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и иных нормативных правовых актов.
Правоотношения, возникающие у лесопользователей в связи с использованием ими в своей хозяйственной деятельности лесов (в части соблюдения правил лесопользования) не регулируются законодательством об охране окружающей среды, а нарушения, допущенные лесопользователями, следует квалифицировать как административные правонарушения в области природопользования.
В оспариваемом решении суд первой инстанции правомерно указал, что нарушение сроков представления отчетности является нарушением правил природопользования, но не требований об охране окружающей среды, поскольку несвоевременное представление отчетности не причиняет реальный вред окружающей среде и не влечет иного негативного воздействия на окружающую среду.
Следовательно, учитывая, что ст. 4.5 КоАП РФ не предусматривает специальный годичный срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области природопользования, в данном случае срок привлечения к административной ответственности составляет два месяца.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 4 Порядка общество должно было представить отчет за 2-й квартал 2013 г. в срок до 10.07.2013 г. Соответственно в связи с нарушением срока представления отчетности общество могло быть привлечено к административной ответственности в течение двух месяцев, т.е. до 10.09.2013 г. В данном случае оспариваемое постановление вынесено 06.11.2013 г., т.е. с нарушением установленного срока.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "30" января 2014года по делу N А12-30633/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-30633/2013
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОАО "Волгограднефтегазстрой"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Волгоградской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ