г. Томск |
|
15 апреля 2014 г. |
Дело N А03-19147/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Афанасьевой Е.В., Терехиной И.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопатиной Ю.М.,
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Озерский" (N 07АП-2381/14) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.01.2014 по делу N А03-19147/2013 (судья Зеленина С.Н.)
по иску Главного управления сельского хозяйства Алтайского края (ОГРН 1022201771800, ИНН 2225050251)
к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Озерский" (ОГРН 1022202956621, ИНН 2288000310)
о взыскании 1 411 840 руб.,
третье лицо: комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее - Главное управление) обратилось с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Озерский" (далее - СПК "Озерский") о взыскании 1 411 840 руб. необоснованно полученной субсидии.
Иск основан на положениях статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления из краевого бюджета средств на государственную поддержку молочного скотоводства, утв. постановлением администрации Алтайского края от 24.08.2009 N 368, а также Порядка предоставления целевых средств из краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утв. постановлением администрации Алтайского края N 171 от 25.04.2008 и мотивирован необоснованным получением ответчиком субсидий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.01.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, СПК "Озерский" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. При этом податель указывает, что судом не учтены особенности производственной деятельности в условия сельскохозяйственного производства, а также специфика учета и предоставления отчетности сельскохозяйственных предприятий. Средняя заработная плата в период с июня 2009 года по сентябрь 2009 года оказалась ниже прожиточного минимума, поскольку начисление заработной платы производилось за показатели, выполненные по нормам, а за показатели свыше установленной нормы начисление и выплата происходили в ноябре 2009 года в виде натуральной оплаты в общей сумме 322 000 руб. Средняя заработная плата за 2009 год составила 4581 руб. 60 коп. Судом без достаточных оснований не приняты во внимание предоставленные ответчиком документы, содержащие информацию по уточнению численности поголовья коров в СПК "Озерский" на 01.01.2010. Так, поголовье коров в СПК "Озерский" составило 700 голов, тогда как в акте проверки контрольно-ревизионного отдела целевого использования бюджетных средств указано 699 голов.
Комитет в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонил, решение суда просил оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В письменном ходатайстве ответчик просит отложить рассмотрение дела. В обоснование указано, что представлять интересы ответчика, а также дополнительные доказательства в суде апелляционной инстанции уполномочен Бивалькевич В.В. 07.04.2014 Бивалькевичем В.В. получена травма.
В соответствии с частью 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Получение представителем СПК "Озерский" травмы не может служить основанием для отложения судебного разбирательства, поскольку участвующее в деле лицо не лишено права привлекать для оказания ему юридической помощи иного представителя, участвовать самостоятельно.
С учетом изложенного апелляционный суд отказывает в удовлетворении ходатайства.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Главным управлением и СПК "Озерский" заключено соглашение N 150 от 30.06.2008 о предоставлении целевых средств из краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, предметом которого являются условия предоставления средств краевого бюджета, предусмотренные Законом о краевом бюджете на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008-2012г.г., утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 05.02.2008 N 48.
В рамках указанного соглашения по заявлениям СПК "Озерский" последнему в 2009 году из краевого бюджета было выделено 6700 руб. на поддержку табунного коневодства, 13 500 руб. на поддержку пантового оленеводства, 847 000 руб. - на компенсацию части затрат на реализацию продукции молочного скотоводства, в 2011 году - 544 640 руб. на компенсацию части затрат на реализацию продукции молочного скотоводства.
30.07.2012 контрольно-ревизионным отделом комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике проведена проверка обоснованности предоставления государственной поддержки в 2009 - 2011 г.г. СПК "Озерский", в результате которой установлены нарушения ответчиком условий предоставления субсидий:
- выявлено несоответствие заработной платы сотрудников предприятия установленному минимальному размеру оплаты труда. Так, за 6 месяцев среднемесячный уровень оплаты труда на предприятии составил 4 007 руб., за 9 месяцев - 4 010 руб. (нарушены - п. 1.4 постановления Администрации Алтайского края N 171 и п. 6 постановления Администрации Алтайского края N368);
- не сохранено поголовье коров по сравнению с предшествующим годом (на 01.01.2008 - 903, на 01.01.2009 - 951): на 01.01.2010 поголовье коров составляло 700 голов, на 01.10.2010 - 699 голов, на 01.01.2011 - 706 голов (нарушен п. 12 постановления Администрации Алтайского края N 368).
Проверка проведена на основании представленных ответчиком бухгалтерских документов, справка о результатах проверки подписана главным бухгалтером СПК "Озерский".
13.03.2013 Главное управление направило ответчику требование о возврате необоснованно полученных средств в краевой бюджет.
Неисполнение ответчиком указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их доказанности.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Во исполнение на территории Алтайского края ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2008 - 2012 г.г., утв. Постановлением администрации Алтайского края от 05.02.2008 за N 48, - Постановлением Администрации Алтайского края от 25.04.2008 N 171 утвержден Порядок предоставления в 2011-2012 г.г. целевых средств из краевого бюджета средств на государственную поддержку сельского хозяйства.
Постановлением Администрации Алтайского края от 22.05.2006 N 218 утверждено Положение "О Главном Управлении сельского хозяйства Алтайского края", согласно пунктам 2.1.7 и 2.1.9 которого Управление реализует краевые и ведомственные целевые программы в сфере развития сельского хозяйства; осуществляет функции распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию его полномочий.
В соответствии с положениями пункта 3 Порядка предоставления целевых средств из краевого бюджета средств на государственную поддержку сельского хозяйства - средства на проведение комплекса мероприятий в области молочного скотоводства предоставляются в виде субсидий - сельскохозяйственным товаропроизводителям, заключившим соглашение с Главным управлением.
Согласно пункта 1.4 постановления Администрации Алтайского края от 25.04.2008 N 171 (в редакции от 25.06.2009 N 275) сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на получение государственной поддержки при соблюдении условий об обеспечении в текущем году на последнюю отчетную дату, предшествующую дате предоставления документов на получение государственной поддержки, среднемесячного уровня оплаты труда (дохода) одного работающего не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
Согласно Федеральному закону от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2009 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 330 руб. в месяц, указанный размер оплаты труда определен также Региональным соглашением между Алтайским краевым советом профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края.
Кроме того, пунктом 12 постановления Администрации Алтайского края N 368 от 24.08.2009 при предоставлении субсидий предусмотрено соблюдение условия о сохранении поголовья коров. В соответствии с пунктом 3.2.3 Порядка предоставления целевых средств из краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства (N 171) выплата субсидий производится при условии сохранения поголовья коров, имеющегося на начало предшествующего года.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенных норм основанием для возврата субсидий является нарушение условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктами 22, 23 Постановления администрации Алтайского края от 24.08.2009 N 368 - получатели бюджетных средств согласно действующего законодательства несут ответственность за их целевое использование. При нарушении условий, установленных настоящим Порядком, субсидии и целевые средства подлежат возврату в доход краевого бюджета в течение 30 дней.
Согласно пункту 1.12 Постановления администрации Алтайского края от 25.04.08 N 171 "Об утверждении порядка предоставления целевых средств из краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" установлено, что в случае выявления недостоверности представленной получателем бюджетных средств информации, повлекшей необоснованное предоставление государственной поддержки (отсутствие у сельскохозяйственного производителя права на государственную поддержку, завышение объемов причитающихся субсидий), бюджетные средства в течение 30 дней подлежат возврату в краевой бюджет.
Оценив и исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ доводы и доказательства сторон, установив, что ответчик не выполнил условия предоставления субсидии о сохранении среднемесячного уровня оплаты труда одного работающего не ниже величины минимального размера оплаты труда, а также условие о сохранении поголовья коров, имеющегося на начало предшествующего года, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерном получении ответчиком субсидий в размере 1 411 840 руб., удовлетворил требования Главного управления.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда о представлении СПК "Озерский" недостоверных сведений и несоответствии заявителя требованиям, необходимым для получения субсидий, в связи с чем отклоняются.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.01.2014 по делу N А03-19147/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-19147/2013
Истец: Главное управление сельского хозяйства АК
Ответчик: СПК "Озерский"
Третье лицо: Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике