г. Санкт-Петербург |
|
14 апреля 2014 г. |
Дело N А42-6317/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нестеровым С.А.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованных лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4685/2014) Отдела надзорной деятельности города Мурманска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2013 по делу N А42-6317/2013 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению МБУК "Центральная детская библиотека города Мурманска", место нахождения: 183050, г. Мурманск, ул. Беринга, д. 28, ОГРН 1085190004250,
к ОНД города Мурманска УНД ГУ МЧС по Мурманской области
к Главному управлению МЧС России по Мурманской области
о признании частично недействительным предписания от 25.02.2013 N 91/1/25
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центральная детская библиотека города Мурманска" (далее - МБУК "ЦДБ города Мурманска", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными предписаний Отдела надзорной деятельности города Мурманска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее - ОНД города Мурманска, Отдел) от 25.02.2013 N N 93/1/23, 92/1/24, 79/1/26, 91/1/25, 77/1/28, 78/1/27 и от 26.02.2013 NN 36/1/44, 36/1/45, 37/1/39, 61/1/35, 31/1/42, 32/1/41, 84/1/38, 66/1/36, 33/1/43, 67/1/37 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Определением суда от 15.07.2013 заявление принято к производству с присвоением делу номера А42-3708/2013, в рамках которого определением от 14.08.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее - ГУ МЧС России по Мурманской области).
Определением суда от 11.09.2013 по делу N А42-3708/2013 требования в части признания недействительным предписания от 25.02.2013 N91/1/25 выделены в отдельное производство с присвоением делу номера А42-6317/2013, в обоснование указанной части заявленных требований Учреждение ссылалось на недействительность пунктов 4, 5, 6, 10, 11, 12 и 13 названного предписания.
Решением суда от 30.12.2013 требования Учреждения удовлетворены частично; суд признал недействительными пункты 4, 10, 11, 12, 13 предписания от 25.02.2013 N 91/1/25, в удовлетворении остальной части требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, ОНД города Мурманска направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 30.12.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Учреждению в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочным выводам об отсутствии в действиях МБУК "ЦДБ города Мурманска" нарушений, указанных в пунктах 4, 10, 11, 12, 13 оспариваемого предписания.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная коллегия определила возвратить приложенные ОНД города Мурманска к апелляционной жалобе дополнительные документы, а также приложенные Учреждением к отзыву на апелляционную жалобу копию акта проверки N 91 от 25.02.2013 и копию руководства по эксплуатации САПО.425500.011РЭ, поскольку указанные документы имеются в материалах дела, и перешла к рассмотрению жалобы Отдела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.01.2013 N 91 Отделом проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в филиале Учреждения N 5, расположенном по адресу: г. Мурманск, пр. Героев Североморцев, д. 27, в ходе которой, в том числе, установлено, что:
- планы-схемы эвакуации людей при пожаре выполнены с нарушением требований пунктов 4.5 и 6.2 Национального стандарта России ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.07.2009 N 260-ст;
- стеллажи для хранения книг выполнены из дерева, что недопустимо положениями пункта 1.19 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94), введённых Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.1994 N 736 (далее - ВППБ 13-01-94);
- нет аварийного освещения с режимом работы не менее часа, к наличию которого обязывает пункт 4.4 ВППБ 13-01-94;
- пункт 3.9 Норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утверждённых Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям России от 20.06.2003 N 323, требует выполнение коробов и каналов системы оповещения и управления эвакуацией (далее - СОУЭ) и автоматической установки пожарной сигнализации (далее - АУПС) из негорючих материалов, тогда как каналы выполнены из горючих материалов;
- в помещениях установлено менее трёх пожарных извещателей, предусмотренных пунктом 14.3 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" СП 5.13130.2009", утверждённых Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009);
- шлейфы АУПС и СОУЭ проложены вместе с силовыми питающими проводами в одном кабель канале, что недопустимо пунктом 13.15.14 СП 5.13130.2009;
- горизонтальное и вертикальное расстояния от дымовых пожарных извещателей до ближайших предметов и устройств менее 0,5 м, предусмотренных пунктом 13.3.6 СП 5.13130.2009.
По результатам проверки составлен акт от 25.02.2013 N 91, в отношении Учреждения вынесено предписание от 25.02.2013 N 91/1/25 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 25.02.2014.
Не согласившись с указанным предписанием в части пунктов 4, 5, 6, 10, 11, 12 и 13, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в соответствующей части.
Придя к выводу о недоказанности Отделом в действиях Учреждения нарушений, указанных в пунктах 4, 10, 11, 12, 13 предписания, суд первой инстанции признал соответствующие пункты предписания от 25.02.2013 N 91/1/25 недействительными, в удовлетворении остальной части требований заявителя отказал.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Отдела, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; под противопожарным режимом - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (часть 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ).
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно части 12 статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а также о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
В силу пункта 1.19 ВППБ 13-01-94 стеллажи для хранения книг и фондов в музеях, библиотеках и других учреждениях культуры должны быть металлические.
В соответствии с пунктом 4.4 ВППБ 13-01-94 для питания аварийного освещения учреждений культуры должны быть установлены аккумуляторные батареи, рассчитанные на работу аварийного освещения не менее 1 часа. Аварийное освещение должно включаться одновременно для всего здания автоматически при выключении рабочего освещения.
Однако в нарушение приведённых требований противопожарного законодательства в филиале Учреждения N 5 не предусмотрено аварийного освещения, а книги хранятся на деревянных стеллажах, что подтверждается актом проверки от 25.02.2013 N 91 и не оспаривается заявителем.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительными пунктов 5 и 6 предписания Отдела от 25.02.2013 N 91/1/25 следует признать правомерным.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 19.08.2013 по делу N А42-2143/2013, в рамках которого оспаривалось постановление Отдела от 11.03.2013 N 137 о привлечении Учреждения к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе за нарушения, рассматриваемые по настоящему делу, не подтверждены эпизоды ненадлежащих планов-схем, совместной прокладки силового провода и шлейфов АУПС и СОУЭ, ненадлежащего количества пожарных извещателей, горючесть кабель каналов, а именно, суд пришёл к выводу о недоказанности перечисленных нарушений и незаконности постановления Отдела.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании изложенного доводы Отдела о том, что суд первой инстанции пришел к ошибочным выводам об отсутствии в действиях МБУК "ЦДБ города Мурманска" нарушений, указанных в пунктах 4, 10, 11, 12 оспариваемого предписания, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Таким образом, поскольку арбитражным судом по делу N А42-2143/2013 по существу установлено отсутствие в действиях Учреждения нарушений правил пожарной безопасности по вышеперечисленным эпизодам, то суд первой инстанции обосновано и правомерно признал предписание Отдела от 25.02.2013 N 91/1/25 в данной части подлежащим признанию недействительным.
Кроме того, обоснованно указано судом также и на то, что Отделом должным образом не установлен факт нарушения требований пожарной безопасности по эпизоду несоблюдения Учреждением горизонтального и вертикального расстояний от дымовых пожарных извещателей до ближайших предметов и устройств, которые, по мнению Отдела, составили менее 0,5 м (пункт 13 оспариваемого предписания).
Как верно указано судом первой инстанции, к соблюдению такого расстояния обязывает пункт 13.3.6 СП 5.13130.2009.
Однако, из материалов настоящего дела не следует, установлено ли ненормированное расстояние между извещателями и иными предметами соответствующим действующему законодательству средством измерения и что это средство исправно и не имеет погрешностей. Из материалов дела также нельзя установить каким образом установлено такое несоответствие, где именно оно имеется и какое именно не соблюдено расстояние (горизонтальное или вертикальное).
При этом, доводы ОНД города Мурманска о том, что замеры горизонтального и вертикального расстояния от дымовых пожарных извещателей до электросветильников были осуществлены с использованием измерительной рулетки соответствующей ГОСТ 7502-98, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку ни акт от 25.02.2013 N 91, ни иные материалы проверки соответствующих сведений не содержат.
Более того, материалы проверки не содержат сведений об имеющихся расстояниях от извещателей до ближайших предметов и устройств, то есть факт наличия соответствующего нарушения Отделом вовсе не установлен и не зафиксирован.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции справедливо отметил, что отсутствие конкретных указаний Отдела на несоответствие расстояний от извещателей исключает возможность исполнить требования пункта 13 оспариваемого предписания, а именно, привести горизонтальные и вертикальные расстояния от извещателей в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009, в связи с чем в силу части 2 статьи 201 АПК РФ оспариваемое предписание в означенной части также подлежало признанию недействительным.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Мурманской области не допущено.
Таким образом, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все доводы заявителя и представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы ОНД города Мурманска и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30 декабря 2013 года по делу N А42-6317/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности города Мурманска ГУ МЧС России по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Н. И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6317/2013
Истец: МБУК "Центральная детская библиотека города Мурманска", МЮУК "Центральная детская библиотека города Мурманска"
Ответчик: Главное Управление МЧС России по Мурманской области, ГУ МЧС России по Мурманской области, Отдел надзорной деятельности г. Мурманска УНД ГУ МЧС по Мурманской области, Отдел надзорной деятельности г. Мурманска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области