г. Красноярск |
|
16 апреля 2014 г. |
Дело N А74-5562/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.
при участии, находясь в Арбитражном суде Республики Хакасия:
от ответчика: Козговой Н.П., представителя по доверенности от 13.01.2014 N 03-76,
рассмотрев в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "10" января 2014 года по делу N А74-5562/2013, принятое судьей Бова Л.В.,
установил:
федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Туманный" (далее - заявитель, учреждение, центр реабилитации, ОГРН 1021900850377, ИНН 1910004513) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - антимонопольный орган, управление, ответчик ОГРН 1031900519243, ИНН 1901021801) о признании недействительным предписания от 27 сентября 2013 года и незаконным решения от 27 сентября 2013 года по жалобе N 145 в части пунктов 2, 3, 4 (дело N А74-5562/2013).
Определением суда от 10.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Петрухина Наталья Сергеевна, общество с ограниченной ответственностью "Караван", общество с ограниченной ответственностью "Кулинар" (далее - третьи лица).
В рамках дела N А74-5659/2013 принято к производству заявление учреждения, уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения управления от 27 сентября 2013 года по жалобе N 150 в части пунктов 2, 3, 4.
Определением суда от 21.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Петрухина Наталья Сергеевна, общество с ограниченной ответственностью "Караван", общество с ограниченной ответственностью "Кулинар".
Определением суда от 2 декабря 2013 года дела N А74-5562/2013 и N А74-5659/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединённому делу N А74-5562/2013.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 января 2014 года частично удовлетворено заявление Федерального бюджетного учреждения Центра реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Туманный", признаны незаконными пункт 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 27 сентября 2013 года по жалобе N 145 и пункт 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 27 сентября 2013 года по жалобе N 150 в части признания Федерального бюджетного учреждения Центра реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Туманный" нарушившим пункт 6.1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Законе о размещении заказов). В удовлетворении остальной части требований отказано.
Антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований не согласен, считает, что учреждением нарушена часть 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, поскольку предметом конкурса является поставка товаров, относящихся к разным кодам ОКДП; коды продукции "овощи и продукты переработки (0112000) и "фрукты, орехи, культуры для производства напитков и пряностей и продукты переработки" (0113000) не являются идентичными.
Заявитель и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие заявителя и третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
20 сентября 2013 года в управление поступила жалоба индивидуального предпринимателя Петрухиной Н.С. (входящий N 5035) на действия единой комиссии государственного заказчика - центра реабилитации при размещении заказа на поставку овощей, фруктов и орехов на 4 квартал 2013 года для нужд заказчика путем проведения открытого аукциона в электронной форме (заказ N 0280100001213000068).
26 сентября 2013 года (входящий N 5170) в адрес управления поступили пояснения государственного заказчика - центра реабилитации.
Комиссией управления при рассмотрении жалобы N 145 также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов.
27 сентября 2013 года по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Петрухиной Н.С. комиссией управления по контролю в сфере размещения заказов вынесено решение N 145, которым жалоба предпринимателя признана необоснованной (пункт 1 решения); государственный заказчик - центр реабилитации признан нарушившим пункт 6.1 статьи 10, статью 19.1, часть 3 статьи 34, пункт 1 части 4, пункт 6.1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) (пункт 2); единая комиссия государственного заказчика - центра реабилитации признана нарушившей пункт 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов (пункт 3); государственному заказчику и его единой комиссии решено выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов (пункт 4).
В тот же день на основании решения по жалобе N 145 комиссия управления по контролю в сфере размещения заказов выдала центру реабилитации и его единой комиссии предписание об устранении нарушений действующего законодательства:
- об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок от 24.09.2013 N 112 (пункт 1 предписания);
- об аннулировании размещения заказа N 0280100001213000068 (пункт 2);
- о размещении на официальном сайте http://zakupki.gov.ru соответствующего информационного сообщения об отмене протокола и аннулировании торгов (пункт 3);
- о представлении государственным заказчиком в срок до 21 октября 2013 года в адрес управления подтверждения исполнения предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов (пункт 4).
25 сентября 2013 года в управление (вх N 5137) поступила жалоба ООО "Кулинар" на действия единой комиссии государственного заказчика - центра реабилитации при размещении заказа на поставку овощей, фруктов и орехов на 4 квартал 2013 года для нужд центра реабилитации путем проведения открытого аукциона в электронной форме (заказ N 0280100001213000068).
Комиссией управления при рассмотрении жалобы N 150 также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов.
27 сентября 2013 года по результатам рассмотрения жалобы ООО "Кулинар" комиссией управления по контролю в сфере размещения заказов вынесено решение N 150, которым жалоба общества признана необоснованной (пункт 1 решения); государственный заказчик - центр реабилитации признан нарушившим пункт 6.1 статьи 10, статью 19.1, часть 3 статьи 34, пункт 1 части 4, пункт 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов (пункт 2); аукционная комиссия государственного заказчика - центра реабилитации признана нарушившей пункт 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов (пункт 3); государственному заказчику и его единой комиссии решено не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, так как по данному размещению заказа такое предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Петрухиной Н.С. N 145 (пункт 4).
Не согласившись решениями по жалобам N 145 и 150 (в части пунктов 2, 3, 4) и предписанием управления, учреждение в установленный законом срок оспорило их в арбитражном суде.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом отсутствия возражений лиц, участвующих в деле, предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции является решение суда первой инстанции в части признания незаконными пункта 2 решения от 27.09.2013 по жалобе N 145 (т. 1 л.д. 36) и пункта 2 решения от 27.09.2013 по жалобе N 150 (т. 4 л.д. 27) в части признания учреждения нарушившим пункт 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов.
Как следует из оспариваемых решений антимонопольного органа, нарушение части 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов выразилось в том, что предметом аукциона на поставку овощей, фруктов и орехов на 4 квартал 2013 года для нужд заказчика (учреждения) является поставка товаров, относящихся к разным кодам ОКДП: "овощи и продукты переработки (0112000) и "фрукты, орехи, культуры для производства напитков и пряностей и продукты переработки" (0113000).
Суд апелляционной инстанции считает, что антимонопольным органом не доказано нарушение учреждением пункта 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, по следующим основаниям.
Статья 10 Закона о размещении заказов предусматривает способы размещения заказа.
Частью 6 статьи 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом. Исполнение контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных торгов, осуществляется сторонами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Часть 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов раскрывает понятие одноименных товаров, работ, услуг, в отношении которых могут проводиться совместные торги в соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о размещении заказов. Так под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Следовательно, часть 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов подлежит применению в совокупности с частью 6 статьи 10 Закона о защите конкуренции как раскрывающая понятие одноименных товаров, работ, услуг, в отношении которых могут проводиться совместные торги в соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о размещении заказов.
Поскольку в рассматриваемом случае антимонопольным органом нарушение части 6 статьи 10 Закона о размещении заказов, предусматривающей порядок проведения совместных торгов двумя и более заказчиками, уполномоченными органами на поставки одноименных товаров, в действиях (бездействии) учреждения не устанавливалось, соответствующих доказательств в материалы дела не представлено, то учреждение не может быть признано нарушившим часть 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов.
Поэтому суд апелляционной инстанции считает, что включение в предмет аукциона товаров, относящихся к разным кодам ОКДП, само по себе не может быть квалифицировано как нарушение части 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов без установления обстоятельств, предусмотренных частью 6 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При изложенных обстоятельствах доводы антимонопольного органа о том, что учреждением нарушена часть 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, поскольку предметом конкурса является поставка товаров, относящихся к разным кодам ОКДП; коды продукции "овощи и продукты переработки (0112000) и "фрукты, орехи, культуры для производства напитков и пряностей и продукты переработки" (0113000) не являются идентичными, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные и не влияющие на вывод суда о незаконности решения антимонопольного органа в указанной части.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что объединение учреждением овощей (код - 0112000) и фруктов, орехов (код - 0113000), имеющих отдельные коды ОКДП в номенклатуре, в один лот, само по себе не является нарушением Закона о размещении заказов, поскольку правовое значение имеет цель и результат включения указанных товаров в один лот при проведении учреждением аукциона на поставку соответствующих товаров, которые направлены на обеспечение нужды, для удовлетворения которых проводился аукцион, а именно потребность и нормативную обязанность учреждения в организации надлежащего питания граждан в учреждении. Такие обстоятельства антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не устанавливались.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации антимонопольный орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "10" января 2014 года по делу N А74-5562/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-5562/2013
Истец: ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ "Туманный"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
Третье лицо: ООО "Караван", ООО "Кулинар", Петрухина Наталья Сергеевна