г. Вологда |
|
15 апреля 2014 г. |
Дело N А13-14094/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 апреля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Такси-Сервис" Левашовой Т.Н. по доверенности от 24.03.2014, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Галаниной О.В. по доверенности от 21.11.2011, Турчиной Ю.В. по доверенности от 07.03.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Такси-Сервис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 февраля 2014 года по делу N А13-14094/2013 (судья Киров С.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Такси-Сервис" (ОГРН 1053500051703, далее - ООО "Такси-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - управление, административный орган) от 05.11.2013 N 51Р/13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля управления установлено, что на автобусных билетах маршрутов N 46, 4, 27, 41, 40, 7 города Вологды в мае - июне 2013 года осуществлено размещение рекламы следующего содержания: "БУЗ ВО Вологодская областная клиническая больница" предоставляет СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ_ Лечение зубов с использованием импортных пломбировочных материалов и анестетиков_ Снятие твердых зубных отложений и налета_ Гарантия качества_ Доступные цены_ г. Вологда, ул. Лечебная, 17 поликлиника, каб. N 14 тел. 53-17-70", направленной на привлечение внимания к медицинским услугам.
При этом в данной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о противопоказаниях.
В связи с этим решением комиссии управления по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 27.08.2013 N 25/2013 указанная реклама признана ненадлежащей как не соответствующая требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Определением Управления от 11.09.2013 N 51Р/13 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. По окончании административного расследования, проведенного Управлением по указанному административному делу, специалистом-экспертом отдела антимонопольного и рекламного контроля управления в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 28.10.2013.
Заместитель руководителя управления, рассмотрев протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление от 05.11.2013 о привлечении ООО "Такси-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая вышеуказанное постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку в действиях общества установлены событие и состав административного правонарушения, порядок привлечения общества к административной ответственности управлением не нарушен.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 000 руб. до 500 000 руб.
В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В целях Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Часть 7 статьи 24 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Определение медицинской услуги закреплено в отраслевом стандарте "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, согласно которому медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 ОКУН, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, к медицинским услугам относятся услуги, оказываемые косметологическими подразделениями, в том числе услуги косметические, процедуры врачебные.
В силу Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н, к простым медицинским услугам отнесена услуга под кодом А16.07.020 "Удаление наддесневых и поддесневых зубных отложений".
Частью 4 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель.
По материалам дела общество является рекламораспространителем, что подтверждается договором безвозмездного оказания услуг по распространению рекламной информации от 01.01.2013, заключенного между ООО "Такси-Сервис" и ООО "ГолдИнвест", актом приема-передачи проездных билетов от 20.05.2013, письмом генерального директора ООО "ГолдИнвест" от 06.08.2013, актом от 31.08.2013 сдачи-приемки оказанных услуг к договору безвозмездного оказания услуг по распространению рекламной информации от 01.01.2013.
На основании договора безвозмездного оказания услуг по распространению рекламной информации от 01.01.2013, на автобусных билетах маршрутов N 46, 4, 27, 41, 40, 7 размещена реклама медицинских услуг в отсутствие предупредительной надписи о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Общество не обжалует, установленный административным органом и судом первой инстанции, факт распространения проездных билетов с вышеуказанным рекламным содержанием на маршрутах N 40, 7, 46, 4, 27, 41 города Вологды в период с мая по август 2013 года.
Ссылка заявителя на то, что на обратной стороне билетов с рекламой БУЗ ВО "Вологодская областная клиническая больница" содержалось предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку данное предупреждение размещено в тексте иной рекламной информации касающейся медицинского центра "Дента-Нель". Никакого указания о том, что данное предупреждение относиться также и к рекламной информации в отношении БУЗ ВО "Вологодская областная клиническая больница", размещенной на другой стороне билета не имеется.
В связи с этим, в обжалуемом решении сделан правомерный вывод о наличии в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ с которым суд апелляционной инстанции согласен.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не усматривается.
Суд апелляционной инстанции вопреки доводам жалобы не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, которые бы явились основанием для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей второй и третьей статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 18.1 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Ссылка подателя жалобы на судебные акты по делу N А13-12166/2013 подлежит отклонению в силу разности обстоятельств дел.
Распространение по информации заявителя 5000 экземпляров билетов свидетельствует о широком информировании потребителей ненадлежащей рекламой.
Отсутствие обращений потребителей по поводу ненадлежащей рекламы не имеет юридического значения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является формальным.
Оснований для применения положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П не имеется, так как примененный штраф в сумме 100 000 руб. по своему размеру не является значительным. Общество существует с 2005 года, поэтому имеет необходимый опыт в ведении предпринимательской и рекламной деятельности, в 2011 и 2012 годах имело стабильную выручку около 30 млн. руб. в год, достаточные активы, следовательно, наличие убытков не свидетельствует о трудном финансовом положении хозяйствующего субъекта. Освобождение общества от ответственности, либо снижение размера штрафа менее 100 000 руб. нарушало бы принцип неотвратимости ответственности за нарушение закона, установленный частью 2 статьи 4, частями 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением установлен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 февраля 2014 года по делу N А13-14094/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Такси-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14094/2013
Истец: ООО "Такси-Сервис"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба - Управление по Вологодской области